Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка

Из опыта работы учителя начальных классов

Автор: Рузанова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов,  Коробчеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида, Московская область, Коломенский район, село Коробчеево

Описание работы: Данный материал будет полезен учителям начальных классов, родителям и всем тем, кто обучает детей чтению.

Цель: Поделиться находками и приемами обучения чтению, чтобы коллеги могли использовать их в своей работе

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. К одному из основных разделов изучения языка относится «Обучение грамоте», которое осуществляется в течение всего I класса. В этот период учащиеся овладевают звуковым анализом, первоначальными навыками чтения и письма. К концу года они должны научиться читать по слогам короткие, доступные их пониманию букварные тексты, списывать и писать под диктовку после анализа слова, написание которых не расходится с произношением, списывать после разбора короткие предложения. Умст­венно отсталые первоклассники должны выучить наи­зусть с голоса учителя и уметь читать короткие стихотворения или четверостишия.

Много интересного применяю на уроках обучения грамоте. На каждую букву, звук имеются карточки с изображением предметов и показы письменных и печатных образцов букв. / Смотрите фотографию/

Разрезную азбуку на магнитах применяю как игру « На рыбалке». Ученик удочкой вытаскивает рыбку-букву и называет ее и слова с этой буквой, а на доске вспоминает письменный образ этой буквы.

Сигналы с разноцветными кружочками (красным и синим) позволяют устанавливать обратную связь и отрабатывать умение различать гласные и согласные звуки и буквы.

Очень нравится детям «Чтение с секретом». Показываю указкой различные слоги, дети самостоятельно читают и по секрету на ушко говорят учителю слово

Ро-ди-на            мо-ло-ко          ма-ма

Игра в «Магазин». На столе игрушки. Купить игрушку, в названии которой 2 слога, 3 слога, 1 слог. Сделать шаги – проверить количество слогов.  Игрушки садятся за парты и читают вместе с детьми. Игровые моменты повышают интерес к чтению.

Учить   детей  различать   предложения   в  тексте,   делать   остановки   на  точках помогает паровозик. До точки едет Алеша - паровозик свистит - остановка. Дети усваивают, что на точке надо остановиться. Работа над пунктуацией и выразитель- ностью чтения.

Главным учебным предметом в начальной школе считаю чтение и развитие речи.

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя

Навык чтения - это то, чему учат и одновременно то, посредством чего ученик сам учится. Процесс овладения чтением является очень сложным.  Вовлекаются все волевые качества - восприятие, внимание, воображение, память.  У детей нашей школы заниженный уровень познавательной активности, поэтому научить их читать очень трудно.

Чтение, книга - это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, эстетического, интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей. Много внимания уделяю теме «Формирование интереса учащихся к чтению книг». Творческое и ответственное отношение к своему делу дают положительные результаты. В пятый класс ученики идут хорошо подготовленными. Все отлично читают, умеют работать с книгой, с текстом, отвечать на поставленные вопросы, пересказывать, выражать свое  отношение к героям рассказа.

Чтение - вот лучшее учение. Это главное учение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Этому умению учит учитель начальной школы. Передо мной всегда стоит вопрос:  Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым?       Как учить, чтобы дети полюбили книгу? Ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие. Помню слова Константина  Дмитриевича  Ушинского «Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы». Учить детей читать - дело непростое. Надо не только научить читать буквы, а научить читать мысли, задумываться над каждым написанным словом - чему  оно нас учит. На уроках обучения грамоте буквы для нас становятся живыми. Мы здороваемся с каждой изученной буквой, вспоминаем, как она звучит. В каких словах живет. «С»- Сережина,  «М» - мамина, «К» - Клавина.  Как писал Константин Георгиевич Паустовский: « Слова, то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед».

Хороший прием - выделять изучаемую букву в тексте, подчеркнуть карандашом. (Использую старые журналы или книжки - малышки). На полях карандашом пишу большую и маленькую буквы. Внимательно вести пальчиком по строчкам и подчеркивать изучаемую букву. Кстати, следить нужно с помощью пальчика, так как  рецепторы кончика пальца возбуждают головной мозг, что очень важно для учеников с умственной отсталостью.  Это упражнение помогает запомнить графический образ буквы и приучает к самому процессу чтения - «читать» по строчкам, развивает внимание не пропустить ни одной буквы.

Способы чтения, которые очень нравятся детям.

Совместное чтение с учителем

Хоровое чтение с выделением гласной

Индивидуальное чтение (обязательное)

«Эхо» - 1 читает, все повторяют

Стремлюсь научить детей читать выразительно. В 1 классе на каждом уроке должен звучать образец учительского чтения. В этом мне помогает книга Юдина «Букваренок», которая удачно дополняет учебный материал .

Большую помощь в формировании навыка выразительного чтения оказывают небольшие по объему произведения, написанные в форме диалога (и фольклорные, и авторские) Имеется в классе «Волшебный сундучок» с карточками для обучения чтению по ролям. Например:

- Здравствуй, кумушка, хлеб да соль...

- Я ем свой, а ты подальше стой.

- Дай мне рыбки.

- Налови сам, да ешь.

- Да, я не умею.

- Эка, ведь я же наловила.   (Лиса и волк)

Работа над интонацией, силой, эмоциональной окраской голоса удачно проходит в элементах «драматизации», разыгрываем небольшие сказки. Для поддержки интереса к чтению и книге сотрудничаю с библиотеками. Знакомлю детей со школьным библиотекарем, провожу экскурсии в библиотеку и приглашаю на интересные беседы к себе на урок. Ходим часто и в сельскую библиотеку. Совместно с работниками библиотеки проводим утренники, посвященные юбилеям детских писателей /Смотрите фотографии/

Даю рекомендации родителям «Как повысить скорость чтения?»

1. Покажите ребенку, как вы читаете. Для этого берите красивую книгу с крупными буквами, садитесь с ребенком и читаете интересный стих (сказку). При этом водите пальчиком ребенка по прочитанным словам.

2. Со   временем  появятся  тексты,   которые  дети   знают  наизусть.   Ребенок  с удовольствием «читает» этот текст, а вы помогаете ему показать прочитанное слово.

3. Такая   работа   не   мешает  параллельно   учить   алфавит,   наоборот,   алфавит запоминается весь, в комплексе.

4. У ребенка складывается пример скорости чтения, желание читать полными словами.

5. Обязательно следует возвращаться к прочитанному.

6. При отработке навыка чтения необходима помощь взрослого, похвала, радость успеха.

7. Как только ребенок научится читать по слогам плавно, формировать навык чтения и прививать любовь и интерес к книге хорошо помогает игра «Гусеница».

«Гусеница» строится и растет из кружочков, в которых записаны прочитанные ребенком стихотворения, рассказы, сказки. Чтобы убедиться, что ученик действительно прочитал текст, можно попросить пересказать прочитанное. Кружочки «Гусеницы» соединяем друг с другом с помощью скотча. Детям нравится сравнивать длину «Гусеницы».

Урокам обучения грамоте уделяю особое значение, так как они являются фундаментом всего дальнейшего обучения.

Рекомендуем посмотреть:

Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке

Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах

Альфия Хасановна Мавлутбаева # 10 февраля 2014 в 09:18 +1
Татьяна Михайловна! С удовольствием прочитала Ваш конспект! Ваша разработка универсальна.    Я, с Вашего разрешения, возьму конспект себе в копилку! Творческих успехов Вам !
Валерия Ивановна Смирнова # 27 марта 2014 в 19:38 0
Татьяна Михайловна! С большим удовольствием прочитала Ваш материал и полностью в Вами согласна, что уроки обучения грамоте  "являются фундаментом всего дальнейшего обучения". У Вас очень много интересных приемов, находок, наработок для уроков обучения грамоте. Я сама проработала 18 лет в начальных классах по программе КОУ 8вида с детьми со сложной структурой дефекта (ДЦП, интеллектуальные и речевые нарушения). Я всегда с интересом  ищу новые приемы, которые можно применить на данных уроках, а у Вас их целый клад! Очень много нового почерпнула из Вашего материала и, если Вы не против, воспользуюсь Вашими наработками на своих уроках! Спасибо!
Ольга Владимировна Смирнова # 24 июля 2014 в 12:41 0
Разработка насыщенная,интересная , обучающая,живая.Детям не будет скучно.Буду использовать в работе.
Перевалова Наталья Владимировна # 27 июля 2014 в 19:09 0
Уважаемая Татьяна Михайловна!Ваша статья заинтересовала меня, т.к. я учитель-дефектолог, работаю в коррекционной школе и проблема научить читать детей с психическими отклонениями в развитии очень сложно. Важно знать традиционные и инновационные методы и приёмы на уроках изучения грамоты - вот и Ваши способы чтения я применяю на уроках, а особенно понравилась игра "Гусеница". Обязательно в новом учебном году начну строить с детьми и родителями их гусеницы, прочитанных произведений. Благодарю.
Анна Викторовна Саватеева # 12 октября 2014 в 13:02 0
Большое спасибо за множество полезных материалов. Немного стыдно, что приходится прибегать к чужим трудам, но оправдываю себя лишь началом педагогического пути. Ещё раз благодарю..!
Мавлия Агзамовна Хисматова # 6 ноября 2014 в 16:25 0
Татьяна Михайловна! Очень интересный, а главное - полезный урок для нас, учителей-коррекционников. Я много взяла для своей работы. Особенно интересны игры.
Спасибо за содержательную статью. Сразу видно, что Вы любите свой предмет.
Татьяна Александровна Пригорнева # 11 ноября 2014 в 19:04 0
Спасибо за содержательный материал. Очень понравились предложенные вами игры, буквы из пластилина на картонной основе (на фото). Многие способы чтения я использую в своей работе, но у вас узнала новый. Вы даёте рекомендации родителям «Как повысить скорость чтения?», в нашей коррекционной школе, как правило - это только работа учителя и воспитателей, родители сами с трудом умеют читать и писать.
Елена Васильевна Зинина # 28 ноября 2014 в 23:14 0
Несомненно очень полезный материал!По способу изложения можно понять, что всё это без исключения опыт, полученный из личной практики.Спасибо Вам за полезные советы.Уверена, что после экскурсий в библиотеки, Ваши ученики обязательно полюбят чтение, будут как можно чаще брать книги в руки.
Лидия Арсентьевна Журавлева # 12 декабря 2014 в 20:16 0
У меня на следующий год 1 класс. Спасибо за полезный материал.
Елена Владимировна Мещерякова # 23 декабря 2014 в 22:20 +1
Дети очень любят слушать. И не просто слушать новомодные аудиосказки, а когда им читают родители. На 100 процентов согласна с вами - "Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя". Наша задача помочь распахнуть это окно. Современный человек - это грамотный человек, а значит интеллектуально развитый, читающий. Конечно скорость чтения это важная составляющая. Но при этом не стоит забывать и о ценности смысла прочитанного. Татьяна Михайловна разработала понятные и доступные рекомендации для родителей. Спасибо.
Наумова Наталья Викторовна # 22 марта 2015 в 23:03 0
Здравствуйте, Татьяна Михайловна! Очень понравился ваш материал. Категория детей, с которыми вы работаете, имеет свои особенности. В частности этим детям необходимо многократное повторение одного и того же материала. Вы используете различные приёмы для установления связи между звуком и буквой.Вносите в процесс обучения игровой момент, который повышает познавательный интерес к заданиям. Ваша работа - это настоящий труд.
Наталья Михайловна Журавлёва # 21 апреля 2015 в 13:09 0
Спасибо вам большое за вашу работу.Мне очень пригодится.Все интересно и живо.Родителям и учителям на заметку.Успехов вам!