Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах

Из опыта работы учителя начальных классов

Учитель: Бабина Нина Юрьевна, учитель начальных классов, г. Новодвинск, Архангельская область, М.О.У. «СОШ №7»

Предлагаю материал из своего опыта работы с детьми 1-4 классов начальной школы, по формированию правильного культурного поведения. Это система работы для всего периода обучения в начальной школе. Дети с удовольствием воспринимают данный вид работы, которая делает учение в школе интересным и более успешным.

Одним из важнейших разделов в воспитательной работе с детьми, является работа по духовно-нравственному воспитанию. Вместо скучных назидательных нравоучений и бесед, я использую замечательные стихи детских поэтов-классиков: С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского, А. Бар-то, Б. Заходера и других.

Я работаю в специально-коррекционных начальных классах 7 вида. Данный вид работы считаю актуальным и ценным. Дети, в силу своего возраста, не всегда видят свои отрицательные стороны поведения, не знают, как поступать правильно, как оценивать свои поступки и поступки других, не знают критерии оценки, с чем надо сравнивать.

В замечательных стихах детских поэтов есть советы и ответы: как избавиться от недостатков, как стать настоящим учеником, другом. Через весёлые стихи ученики могут увидеть и понять, «что такое хорошо и что такое плохо», научиться правильно себя вести. Данная работа способствует развитию учебной деятельности каждого ученика.

Цели: развитие духовно – нравственных качеств учащихся, способствующих формированию социально – активной личности, усвоение учащимися норм культурного поведения, умение оценивать поступки свои и других.

Задачи:

- общее развитии учащихся : их интеллектуальных и творческих способностей;

- развитие важных психических процессов: памяти, внимания, воображения и др.

-развитие речи, расширение представлений об окружающем, расширение словарного запаса, приобщение к чтению и литературному русскому языку.

- через совместную деятельность научить общению, взаимодействию, ответственности, работе в группе, умению публично выступать перед другими.

Система работы: 1. Стихи заучиваем в рамках какого-нибудь коллективно - творческого дела( к. т.д.), проводимого в классе по плану воспитательной программы.

В результате: выступление перед родителями, а затем обязательно выступаем в других начальных классах. Нас всегда очень хорошо принимают, даже если класс по возрасту старше. К концу 4 класса все ученики свободно выступают, а главное очень любят это делать. Мы называем это «гастроли.»

2. Обязательное условие, что выступают всегда все (в классе 12 человек.) Стихи читают коллективно, по цепочке, по 1-2 четверостишия, поэтому произведение все всегда выучивают полностью и всегда любого могут заменить.

1 класс - к. т. д. «Мы теперь ученики.» С первых дней в 1 классе начинаем усваивать школьные правила со стихами С. Маршака -«Школьнику на память». В дальнейшем много напоминать о том, как надо себя вести уже не приходиться . Стоит только произнести 1-2 слова из стиха, как дети сами уже хором договаривают. Например, я говорю: «парта-это …» .Дети продолжают: « ..не кровать и на ней нельзя лежать. Ты сиди за партой стройно и веди себя, достойно …».Таким образом, раскрывается понятие, как это «достойно» и усваиваются правила посадки и поведения.

На первых уроках обучения грамоте в Азбуке есть иллюстрации к сказкам: « Репка», «Теремок», « Колобок». Замечательный материал для того, чтобы детям начать общаться, говорить вслух, побороть неловкость и стеснение. Играем все сказки. Сначала некоторые отказываются, но потом, глядя на других - соглашаются. Играем без костюмов, просто в школьной форме, т. к. дети, особенно с зпр, очень осторожно относятся ко всяким изменениям, их это может вспугнуть, оттолкнуть.

Работаем так: - у каждого своя роль. Он должен выйти, произнести все слова из сказки за своего героя и свои действия . Например:. 1).- Выходит дед, выводит репку, « садит» её на стул и говорит: «Посадил дед репку» .

2) - Репка поднимает руки вверх и говорит: « Выросла репка большая – пребольшая». - Дед уходит.

3) -Затем снова выходит дед, произносит слова: « Стал дед репку тянуть; тянет - потянет, вытянуть не может.» «Позвал дед бабку. Бабка иди репку тянуть.»

4) - Выходит бабка, берётся за дедку и говорит: «Бабка за дедку».

Дед говорит: «Дедка за репку», И говорят вместе с бабкой : « Тяну т- потянут, вытянуть не могут.»

5) - Говорит бабка: « Внучка иди репку тянуть» и т. д. Выбегая, дети звуками обозначают героев ( кошка мяукает, мышка пищит и т. д.), проговаривают свои действия, слова, хором говорят «тянут- потянут, вытянуть не могут» и т. д.

По такому же принципу разыгрываем другие сказки. Цель одна - это помочь детям скорее адаптироваться в школе.

Сказки, стихи Маршака, про школьные правила, а также стихи Маршака « Веселый счёт», (про цифры), показываем родителям в конце сентября, на празднике « День рождения класса» ,который затем проводим ежегодно.

Октябрь- к.т.д.- « Школа вежливых наук». Узнаём о вежливых словах и их применении.

По итогам к.т.д. -(это окончание 1 четверти), праздник с родителями, с чаепитием ; разыгрываем сценку «Вежливое слово» Э. Мошковской. . (Приложение 1.)

Во 2 четверти отрабатываем понятия « хорошо и плохо», под эти понятия подводим все обсуждаемые поступки. Произведение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» разыгрываем опять как коллективное чтение, но уже в руках детей иллюстрации к каждому эпизоду стихотворения.

В 3 четверти разучиваем стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр» рассказываем с иллюстрациями. (Приложение 2).

Во 2-4 классах продолжается данная работа. Выступления готовим ко Дню рождения класса, который всегда отмечаем с родителями по окончанию 1 четверти. Родители активно помогают, с удовольствием приходят в класс на праздники т.к. видят как развивается их ребёнок.

2 класс - к.т.д-. « Замечательный наш класс очень вежливых ребят». Разыгрываем стихотворение Б.Заходера «Буква Я.» и Михалков С. «А что у вас?». Приложение 3

3 класс - к.т.д.- « Как не надо себя вести.» Выступление на тему:

«Мы расскажем про ребят, но это только не о нас.» Разучиваем стихи детских поэтов по группам. Приложение 4

Стихи: А. Барто - « Любочка», « Сонечка».

С.Маршак- «Ежели вы вежливы» . Б. Заходер - « Перемена».

В. Лифшиц - « Неряха», «Перчатки» . С.Михалков « Одна рифма»,

4 класс - к.т.д - « Учись-учиться.» Разучиваем стихи: Приложение 5

С. Маршак– « Кот и лодыри.», «Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать.», «Угомон»

А. Барто - « Серёжа учит уроки», « Лёшенька», «Почему занят телефон».

Сценка «Помогла» . Г. Ладонщиков.

Приложения

Рекомендуем посмотреть:

Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника

Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке

Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка

Наталья Николаевна Матафонова # 28 марта 2014 в 17:22 0
Духовно-нравственное воспитание является одной из приоритетных задач ФГОС. Тоже люблю использовать в своей работе технологию КТД. Приятно, что в статье есть  приложения с стихотворениями, сказками, сценками. Спасибо за интересный материал!
Светлана Николаевна Матвеева # 22 июля 2014 в 15:31 0
Уважаемая Нина Юрьевна!Ваш материал по формированию правильного культурного поведения очень ценен и полезен. Действительно, это работа подходит для всего периода обучения в начальной школе. Современные дети с удовольствием воспринимают то, что делает учение в школе интересным и успешным. Мне по душе использование замечательных стихов детских поэтов-классиков: С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского, А. Бар-то, Б. Заходера и многих других. Думаю, что Вашим детям очень повезло с талантливым педагогом! Спасибо вам огромное за Ваш опыт! +1!!!
Анна Викторовна Саватеева # 12 октября 2014 в 13:17 0
Большое спасибо за множество полезных материалов. Немного стыдно, что приходится прибегать к чужим трудам, но оправдываю себя лишь началом педагогического пути. Ещё раз благодарю..!
Анна Борисовна Кирий # 21 октября 2014 в 16:05 0
Спасибо, Нина Юрьевна! Очень актуальная подборка художественных произведений, многие из них мы давно не встречали. Дети с удовольствием инсценируют произведения, спасибо за этот материал.
Татьяна Юрьевна Анисимова # 26 октября 2014 в 20:25 0
спасибо Нине Юрьевне за ценный рабочий материал. Соглашусь с автором статьи в том, что классические произведения - это просто кладезь важных уроков жизни. И младшему школьнику через литературное произведение опосредованно легче донести знания. А главное и сам ребенок учится с интересом.
Светлана Александровна Михайлова # 9 ноября 2014 в 16:09 0
Спасибо Вам, Нина Юрьевна! Очень своевременная подборка художественных произведений, многие давно не встречались. Дети будут рады участвовать, спасибо Вам за материал.
Елена Сергеевна Волошина # 10 декабря 2014 в 00:19 0
Уважаемая Нина Юрьевна! Спасибо Вам за очень актуальный материал) Грамотная подборка произведений для начальной школы. Спасибо за ваш опыт!)
Мещерякова Елена Владимировна # 23 декабря 2014 в 21:36 0
Для себя отметила "Приложение". Простые произведения для коллективного заучивания взяла на вооружение.
Светлана Викторовна Мокрая # 29 марта 2015 в 21:16 0
Нина Юрьевна.Ваша подборка помогает создать условия для продуктивной коммуникации, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.В своей работе тоже часто использую стихи известных поэтов. Спасибо
Евгения Михайловна Фирсова # 20 августа 2015 в 12:39 0
Мне понравился материал. Я думаю, такая организация работы в направлении нравственного воспитания будет продуктивной. Использование поэзии для решения задач нравственного воспитания позволяет отойти от морализаторства. Дети сами выносят уроки, опираясь на тот или иной текст, учитель лишь помогает и подталкивает. Мне такой подход по душе.