Спектакль для старшего дошкольного возраста по мотивам сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик». «Сказка о том, как девочка Женя научилась дружить»
Автор: Подколзина Ольга Васильевна, музыкальный руководитель ГБОУ «Школа №1056» г. Москвы.
Описание материала: Мы живём в мире компьютерных и цифровых технологий и, конечно, в первую очередь это отражается на наших детях: они с малых лет заняты всевозможными гаджетами, и многие из них погружены в виртуальную реальность. Как заинтересовать детей культурным наследием прошлого, привить им непреходящие жизненные ценности? Только через совместную творческую деятельность и игру! Данный сценарий отвечает обеим этим задачам. Кроме того, сказка В.П. Катаева максимально адаптирована для постановки дошкольниками: она положена на стихи для наиболее лёгкого запоминания детьми. Важно отметить, что «красной нитью» через весь сценарий проходит тема дружбы, что, на мой взгляд, имеет большую воспитательную ценность и поможет детям сделать для себя много полезных выводов.
Цель: разностороннее развитие детей посредством совместной театрализованной деятельности.
Задачи:
Развивающая: формирование правильных речевых навыков (чёткое произнесение слов, верные ударения, выразительность исполнения ролей и пр.), знакомство с произведением литературной классики;
Воспитательная: формирование оценочного отношения к поведенческим нормам, уважительного и доброго отношения к окружающим;
Коммуникативная: развитие навыков общения и взаимодействия у детей в процессе подготовки и постановки спектакля.
Действующие лица: Ведущая, Мама, девочка Женя, Волшебница, мальчик Павлик, 6 белых медведей, игрушки (дети младшей или средней группы), 4 девочки с куклами.
Ход сказки
Ведущая: Все садитесь поудобней,
Потому что в этот час
Отправляемся мы в сказку,
Чудеса там встретят нас.
Под музыку песни «В гостях у сказки» (муз. В. Дашкевича) открывается занавес, перед зрителями — комната. В центре — стол с красивой вазой, небольшой диванчик.
Ведущая: Мама на работу уходила,
Дочке Жене мама говорила.
Мама: Сходи-ка, дочка, ты в ларёк,
Купи баранок там кулёк.
Только будь внимательна
И во всём старательна.
Женя: Всё исполню я как надо,
Я же мамина отрада!
Мама даёт Жене монетку, обнимает её и уходит, занавес закрывается.
Ведущая: Только мама за порог,
Женя в лавку со всех ног.
Купила там баранок малость,
А дальше вот что с нею сталось...
Идёт она по улице да вывески читает,
А сзади пёс лохматый баранки подъедает.
Женя идёт, не спеша, оглядываясь по сторонам, вокруг неё под музыку песни «Зелёный свет» (муз. Р. Паулса) бегут дети с вывесками («Супермаркет», «Овощи-фрукты», «Обувной», «Кондитерская» и пр.). В этот момент сзади незаметно подбегает ребёнок в костюме собаки и вырывает у Жени связку баранок. Девочка бросается за ним вдогонку.
Женя: Ах ты, гадкая собака,
А ну верни мои баранки.
Женя и собака делают несколько кругов по залу, после чего собака убегает за кулисы.
Девочка останавливается в нерешительности.
Женя: Ой, куда же я попала?
Я теперь совсем пропала!
Место ведь совсем чужое,
Незнакомое, другое... (плачет)
Под музыку «Танца феи Драже» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» появляется Волшебница.
Волшебница: Ах, не плачь, дитя моё,
Помогу тебе добром.
У меня есть цветик,
Цветик-семицветик.
Может он исполнить всё,
Что попросишь у него.
Надо лепесток сорвать,
Заклинание сказать:
«Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели».
Женя: Вот спасибо за добро,
Не забуду я его.
Женя кланяется Волшебнице и берёт у неё цветок. Волшебница уходит.
Женя отрывает красный лепесток, звучит тема Волшебницы («Танец феи Драже»), на её фоне девочка произносит заклинание.
Женя: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я была дома с баранками.
Открывается занавес, и Женя оказыается в комнате с баранками в руках.
Женя: Ах, какой чудесный цветик,
Мой волшебный семицветик!
Поставлю-ка я тебя в вазочку!
Женя тянется к вазе, та падает за стол (слышится звук разбитого стекла). Женя садится на стул и плачет.
Женя: Что же маме я скажу, это же её любимая ваза!?
(Берёт в руки цветик-семицветик, отрывает оранжевый лепесток.)
Я сейчас всё-всё исправлю,
Вазочку сиять заставлю!
(Произносит заклинание.)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы вазочка сделалась целая.
Звучит тема Волшебницы, Женя ставит вазочку обратно на стол. Занавес закрывается.
Ведущая: Обрадовалась Женя и побежала на улицу гулять, а там мальчики в полярников играют.
Выходят несколько мальчиков в ушанках, валенках и с биноклями в руках, изображают, что плывут на ледоколе.
Женя: Ой, какая игра интересная!
Эй, мальчики, возьмите и меня в полярники!
Мальчики: Мы девчонок не берём!
Женя: Ах, так?! Ну я и без вас на Северном полюсе побываю!
(Отрывает жёлтый лепесток и говорит заклинание.)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я сейчас же оказалась на Северном полюсе!
Ведущая: Не успела Женя сказать,
Как тут же налетел вихрь,
Подхватил её, одетую в летнее платьице,
С голыми руками и ногами,
И отнёс на Северный полюс.
А там мороз сто градусов,
И голодные белые медведи
Ходят вокруг и облизываются.
Танец белых медведей
(«Песенка про медведей», муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва)
Ведущая: Не помня себя от страха и холода, Женя оторвала зелёный лепесток и пролепетала...
Женя: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я сейчас же вернулась домой!
Женя кружится и оказывается во дворе. Выходят девочки с куклами.
Женя: Девочки, подружки,
Возьмите меня в игру!
Девочки: Вот ещё! Игрушками с тобой делиться?
Ну уж нет! Мы сами будем в свои куклы играть!
Танец девочек с куклами
(«Топ-топ», муз. С. Пожлакова, сл. А. Ольгина)
Женя: Ах, вы так! Я вам покажу,
Сколько у меня кукол!
(Вынимает цветик-семицветик, отрывает голубой лепесток.)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы все игрушки,
Какие есть на свете, были мои.
Выходят дети младшей группы, переодетые в кукол, плюшевых мишек, которые везут на верёвочках машинки, несут самолёты и пр. Все они идут за Женей и кричат: «Мама!». Женя пытается от них убежать, на бегу достаёт цветик-семицветик, отрывает синий лепесток.
Женя: Что же это? Как же быть?
Мне б слова не позабыть!
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы все игрушки убирались обратно в магазины.
Малыши-«игрушки» уходят.
Ведущая: Осталась девочка с одним-единственным лепестком на цветике-семицветике.
Женя: Чтобы мне ещё спросить,
Может, велик попросить,
Шоколада, мармеледа?
Да ведь съешь — и вся услада!
Ведущая: Так она думала, прогуливаясь по саду. И вдруг увидела мальчика, который сидел на скамейке и что-то чертил палочкой на песке
(рядом с ним стоят костыли).
Женя: Здравствуй, мальчик, как тебя зовут?
Мальчик: Павлик...
Женя: Павлик, Павлик, дорогой,
Ты побегай вслед за мной!
Павлик: Я бы рад сыграть с тобой,
Но ведь я совсем хромой...
Павлик печально опускает голову.
Женя: Ой, прости, я не хотела...
Слушай, тут такое дело...
(Достаёт цветик-семицветик, отрывает фиолетовый лепесток.)
Сможешь ты сейчас ходить,
Только, чур, тебе водить!
Павлик смотрит на Женю с удивлением.
Женя: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.
Хочу, чтобы Павлик был здоров!
А теперь вставай скорей
И давай играть быстрей!
Павлик встаёт, отбрасывает в сторону костыли и начинает подпрыгивать и кружится с Женей.
Песня «Настоящий друг»
(муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского)
Ведущая: В сказке всё случается,
В сказке всё бывает.
Но добро и в жизни
Дружбу укрепляет.
Все дети, участвовавшие в спектакле, выходят на поклон.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе
Сказка весеннего леса. Инсценировка для детей 5-7 лет
Проект по театрализованной деятельности в детском саду. Старший дошкольный возраст
Проект. Нравственно-патриотическое воспитание в младшей группе детского сада