Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Творческий проект в дополнительном образовании «Кружевные узоры»

Секреты мастерства киришского кружевоплетения. Творческий проект «Кружевные узоры Захожья - вчера, сегодня, завтра»
В творческом проекте «Кружевные узоры Захожья - вчера, сегодня, завтра» рассматриваются этапы создания кружевного панно «Отражение», выполненного в технике коклюшечного кружевоплетения кружевницами Сергеевой О.А. и Калашниковой А.В. Исследуются приемы киришского кружева и их применение в панно. Предполагается, что изучение этапов работы над кружевным панно, помогут воспитанникам применить полученные знания в эскизировании сколков.
В процессе изучения кружевного панно «Отражение» и секретов киришского кружевоплетения у воспитанников значительно расширяются знания в этой области. Размышление над этапами создания такого изделия помогает в выполнении эскиза для кружевной работы.
Так как в ходе проекта подробно рассмотрены этапы работы над кружевным панно «Отражение», что может служить базой для создания подобных изделий. По итогам работы проекта и изучения работы мастериц над кружевным изделием воспитанница изостудии «Радуга» выполнила графический эскиз сколка для создания подобного панно.
Практическая значимость эскиза сколка заключается в использовании его для создания кружевного панно. А также в выставочной деятельности.

Обоснование актуальности проблемы.
Цель: Изучение киришского коклюшечного кружева на примере панно «Отражение» кружевниц Сергеевой О.А., Калашниковой А.В и создание эскиза сколка для выплетения панно.
Задачи:
• Изучить историю киришского кружева и его основные приёмы;
• Воспитать уважение, у воспитанников, к ремеслу малой Родины – кружеву, через проектную работу;
• Рассмотреть этапы работы над панно «Отражение»;
• Создать сколок-эскиз для нового кружевного панно;
Гипотеза - Предполагается, что изучение этапов работы над кружевным панно, помогут воспитанникам применить полученные знания в эскизировании сколков.
Основные методы. В процессе решения задач использовались следующие методы:
•Теоретические – изучение и анализ методической, искусствоведческой литературы.
•Описание объекта - кружевного панно «Отражение».
•Беседы.
•Практические – выплетение кружевной работы, работа над графическим эскизом.
1. Киришское кружево и его основные приемы.
Точное время появления искусства кружевоплетения в Захожах вряд ли можно установить. Вопрос, когда появилось в этом крае кружево, тесно связан с вопросом, как возникло оно в этих местах, кем было занесено в такую глубинку. Ведь в отличие от других центров кружевоплетения здесь не было помещичьих усадеб, в мастерских которых мастерицы могли бы создавать кружево.
Основной теорией появления кружева в Захожах является легенда о том, будто здешних жителей обучили кружевоплетению жёны каменщиком, выходцев из Вологды, строивших церковь в Мотохово.
Существует три способа плетения кружев: численный, многопарный (наиболее сложный, изготавливался по сколку с большим количеством коклюшек, доходящим до 800 пар), и сцепной. Но в Захожах применялись лишь два: численный и сцепной. Численным способом плели узкие прошивки для скатертей, простыней, полотенец. Применение сцепного способа плетения, при котором отдельные узоры сцеплялись крючком, расширило ассортимент кружевниц.
Всё многообразие сложных узоров складывалось их трёх традиционных элементов плетения: полотнянки, плетешка и насновки. Самым важным элементом являлась полотнянка. Напоминала она ткань полотняного переплетения с продольными нитями основы и поперечными нитями утка. Полотнянка, как и ткань могла быть более плотной или разрежённой – ажурной. По её краям с одной или с обеих сторон, располагались зубчики из плетешков. На прямых участках плетения она могла переходить в свою разновидность – «плетёнку». Основной рисунок кружева образовывался не только прямыми полосами полотнянки, но и её изгибами – вилюшкой. Каждый поворот – изгиб – выплетался то в виде полукруглой, то более крутой петли – «носочка». Фон между вилюшкой заполнялся «плетешками», который образовывали простую косую решётку. В ячейках решётки помещали насновки – маленькие, плотно сплетённые овалы в виде ячменного зерна, из которых делались розетки, звёздочки. Насновки – наиболее поздний элемент плетения, появившейся в захожском кружеве тогда, когда оно стало предметом сбыта.
2. Этапы работы над панно «Отражение»
Процесс работы над кружевным панно можно разбить на следующие этапы. Этапы работы демонстрируют выработанную последовательность в изготовлении этого изделия.
Этап 1. Перед изготовлением эскиза была выбран сюжет панно и изучена информация по выбранной теме.
Церковь, изображенная на панно – это Преображенский собор Лодейнопольского района Ленинградской области. Введено-Оятская обитель находится почти на границе Волховского и Лодейнопольского районов в низовьях реки Ояти, а в целом, на западной границе земель малонаселенных и малоизученных. На запад от монастыря лежит древняя Волховская земля, известная с детства по учебникам истории, на восток – Межозерье, доныне хранящее свои тайны от любопытных глаз. Межозерье – так называется территория между Ладожским, Онежским и Белым озерами. Река Оять пересекает большую часть Межозерья с запада на восток. Она берет свое начало из озера Чаймозеро, расположенного в Вологодской области почти у границы с Ленинградской, и впадает в реку Свирь в 16-ти километрах от ее устья. Более 50 веков на берегах Свири жили люди, о быте и традициях которых мы можем судить только по археологическим раскопкам. Земля эта, хранит множество следов ушедших эпох. И имено с этими местами связано имя Александра Свирского. Александр Свирский стал единственным из новозаветных святых, лицезревшим Святую Троицу. Основанный Александром монастырь, начиная с XVI столетия, становится духовным и торговым центром всего края, владельцем многих его деревень и земель. внимание к основанной им обители не ослабевает и по нынешнее время.
Этап 2. Художники разработали эскиз для кружевного панно «Отражение». Ершовой Т.А. и Воробьевой П.В. был отрисован эскиз паннов полный размер. Когда работа над эскизами была окончена, мастера-сколочники приступили к разработке сколков в размере 100*80 см.
Этап 3. После окончательного утверждения сколков будущее кружевное полотно было разобрано по тоновым отношениям. Различные тона выделены разным цветом.
Этап 4. Теперь эскиз накалывают на «валик» из сена.

Этап 5. Началось выплетение работы. Для плетения панно использовалось от 5 до 15 пар коклюшек.
Применялись различные техники – «полотнянка с перевивом крайних пар» и «полотнянка без перевива крайних пар», «полотнянка в пол заплета», «насновки», «плетешок». Нити имеют разные цветовые оттенки и различны по материалам: капроновые, хлопчатобумажные, лен, лавсановые и армированная нить.Использовались приёмы захожсково кружева, широкие и редкие полотнянки. Сюжет не является традиционным для захожсково кружева.
Этап 6. Выполнение отдельных элементов панно. Каждый элемент выполнялся отдельно.
Этап 7. Введение новых приемов. Мастерицы работали с новыми для них материалами, стали использовать шёлк и вискозу. Ввели многоцветье, что не характерно для киришского кружева. Тяжело было подобрать толщину нити.
Этап 8. Сборка элементов. Готовые кружевные элементы накалывают на большой «валик» и сплетают между собой. Это продолжительная по времени операция.
Этап 9. Сборка элементов. После соединения элементов фон панно заплетается сеткой.
Этап 10. Выплетение края панно. Край кружевного панно выполнялся полотнянкой взаплёт ходовой пары.
Этап 11. «Зашивка» панно. Теперь панно снимают с «валика» и зашивают все кончики ниток.
Панно «зашито» (убраны все лишние нити, окончания ниток закреплены).
На изготовление работы у опытных мастериц ушло примерно три месяца. Для такого объема работы это считается быстро.
Этап 12. Натяжка панно на раму. Рама под кружевное панно была изготовлена специально. В ней по периметру просверлены отверстия, через них продеты нити, которые удерживают кружево. После того как кружево зафиксировано. Работа считается выполненной.
3. Создание воспитанниками эскиза сколка для кружевного изделия.
Нами подробно рассмотрена методика изготовления кружевного панно на примере работы «Отражение». Теперь известно, что один из первых этапов создания кружевного панно - это эскиз. Предполагалось, что изучение этапов работы над кружевным панно, поможет воспитанникам применить полученные знания в эскизировании сколков. В проекте участвовала воспитанница изостудии «Радуга» Киселева Алена, которая на протяжении работы над панно изучала работу кружевниц. После того как они закончили панно, Алена приступила к разработке эскиза сколка.
Выполнение технологических операций: Сначала Алена нарисовала стилизованные образы матери и ребёнка. Затем, ввела различные элементы кружева (насновки, полотнянку) в детали работы. Свой эскиз она выполнила в технике графика, так как имена эта техника позволяет наиболее точно изобразить кружево.
Практическая значимость эскиза сколка заключается в использовании его для создания кружевного панно. А также в выставочной деятельности.
Практические рекомендации.
При разработке эскиза для сколка желательно чтобы все линии имели завершение (это обязательное условие для плетения кружева), не обрывались резко. Не желательно использовать прямые углы, для кружевного элемента «вилюшка». Нельзя оставлять большие пустые пространства, так как в этих местах кружево будет «проваливаться», необходимо предусмотреть соединительные элементы.
Чем больше в эскизе учитывались требования к плетению кружева. Тем меньше эскиз претерпит изменения при трансформации его в сколок.
Выводы:
В кружевном панно «Отражение» использованы стандартные приемы киришского коклюшечного кружевоплетения. Но за счет комбинирования материалов (различных по качеству нитей), использования цвета (не однотонное, что характерно для киришского кружева), подбора цвета и формы панно можно считать инновацией в киришском кружевоплетении.
Заключение
В процессе изучения кружевного панно «Отражение» значительно увеличились знания в области киришского кружевоплетения на коклюшках.В ходе проекта подробно рассмотрены этапы работы над кружевным панно «Отражение», что может служить базой для подобных изделий.
Подробные разъяснения кружевниц об этапах работы над изделием и наглядная демонстрация готовых сколков и эскизов для этого панно, помогли в разработке нового эскиза для сколка.
Цель проекта - изучение киришского коклюшечного кружева на примере панно «Отражение» кружевниц Сергеевой О.А., Калашниковой А.В. и создание эскиза сколка для выплетения панно, была выполнена. И в процессе работы были решены все поставленные задачи.

Итоги проекта








Литература и источники:
1. Киришское кружево. Выпуск 1. СПб.:ИПК «Вести». 2007.
2. Сорокина 1977 – Сорокина М. А. Киришское кружево //Проблемы истории и культуры Северо-Запада РСФСР . Л.,1977 .
3. Яковлева 1984 – Яковлева Е. Г. Кружево // Советское декоративное искусство. 1917-1945: Очерки истории. М., 1984.
4. Бардина 1977 – Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М., 1972.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в дополнительном образовании Социальный проект в дополнительном образовании детей Социальный проект в дополнительном образовании детей. Итоги Информационный проект в дополнительном образовании
Опубликовано: 2282 дня назад (23 сентября 2018)
Просмотров: 2299
+5
Голосов: 5
Людмила Александровна Воробьева # 23 сентября 2018 в 15:15 +4
Здравствуйте! Кружевоплетение на коклюшках удивительный вид творчества. Радует, что в России еще много педагогов увлеченных своим творчеством и умеющих обучить ему и заинтересовать им детей.
Полина Владимировна Воробьева # 23 сентября 2018 в 15:19 +3
Оксана, здравствуй. Хороший пример творческого проекта с этапами, которые легко переложить, при желании, на "детский" проект.
Анна Вячеславовна Калашникова # 23 сентября 2018 в 15:36 +2
Здравствуй. Текстовый материал можно прописать подробнее и добавить фотографий кружевных изделий. А так голосую.
Борис Александрович Топчий # 23 сентября 2018 в 15:40 +1
Здравствуй, Оксана. Хорошо рассказала о своей работе. Фотографий побольше добавь.