Ознакомительно-ориентировочный (информационный) проект «Семь шагов к пониманию»
Автор: Зубарь Ольга Андреевна, заведующий учебно-методическим кабинетом ГУО "Центр творчества детей и молодежи Новобелицкого района г.Гомеля"
Описание: представленный материал может быть использован педагогами дополнительного образования, учителями биологии,педагогами-организаторами при организации работы в направлении охраны окружающего мира и мероприятий по энергосбережению.
Пояснительная записка: Все мы – дети Природы и с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть созидающей, а не губительной частью мира. Это будет достигнуто только тогда, когда человечество поймет, что экологические проблемы должны иметь высший приоритет, быть внутренней потребностью человека. Мы все – частичка этой жизни. Станем лучше мы – станет лучше жизнь». Есть старая мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Дети – цветы жизни, какими они вырастут, зависит от нас - взрослых! Если мы с самого детства у ребенка будем формировать бережное отношение к окружающему миру, то проблем станет меньше. Решение любой проблемы начинается с ее понимания. С этой целью в Центре творчества реализован ознакомительно – ориентировочный (информационный) проект «Семь шагов к пониманию», ключевая идея которого состояла в том, чтобы донести до учащихся информацию о проблемах окружающей среды и того, какие действия может сделать каждый человек для сохранения природных ресурсов будущим поколениям. Повышение уровня информированности учащихся по проблемам энергосбережения, охраны окружающей среды осуществляется через мероприятия, имеющие практико-ориентированный характер. Реализация данного проекта представлена, циклом мероприятий различной направленности проводимых в различных формах и руководствуясь следующими принципами:
П - пропаганда – открытое распространение взглядов, аргументов, с целью формирования общественного мнения.
О - обучение на равных.
Н - навыки, полученные на учебных занятиях, применять в повседневной жизни.
И - изучение проблемы – успех к ее решению.
М- мероприятия, проводимые по охране окружающей среды и экономии энергосбережения должны быть содержательными и вызывать у учащихся интерес.
А- Акции, свершение конкретных дел.
Н- навыки, полученные на учебных занятиях, применять в повседневной жизни.
И – Игровые формы обучения.
Е- Единство – взаимосвязь определенных процессов, которые образуют целостную систему.
Цель проекта: формирование у учащихся жизненной позиции в отношении охраны окружающего мира и энергосбережения.
Задачи проекта: Сделать конкретные дела по привлечению внимания к проблеме сохранения окружающего мира.
Представить, дополнительные возможности для проявления творческих способностей учащихся, их активного вовлечения в информационно – пропагандистскую работу.
Срок реализации проекта: проект краткосрочный, реализован в рамках Международного дня энергосбережения в период с 03.11 по 11.11.2018 года.
Организатор проекта: государственное учреждение образования «Центр творчества детей и молодежи Новобелицкого района г.Гомеля».
Участники проекта: учащиеся, педагоги дополнительного образования, педагог – организатор, культорганизатор.
Руководитель проекта: заведующий учебно-методическим кабинетом.
Содержание и механизм реализации проекта:
Подготовительный этап: в рамках подготовительного этапа создана инициативная группа, которой определилась тема и актуальность проекта, развитие идеи, составлен план реализации проекта.
Основной этап: реализация проекта проходила в течение семи дней (шагов):
1 шаг- формирование общественного мнения. В начале реализации проекта творческой группой проведена работа в плане информирования ученической, педагогической и родительской общественности о проводимых мероприятиях.
2 шаг - единый день действий - Час энергосбережения. Для учащихся хореографической студии «ЗИГЗАГ», «Ирис» и «Солнышко» Час энергосбережения прошел под девизом: «Энергию танца в энергию тепла», учащиеся вокальной студии «Ассоль», «Доминанта» свое тематическое занятие назвали «Споем ярче лампочки». Учащиеся объединения «Акцент» сделали акцент на изучение нового произведения на экологическую тему и назвали тематическое занятие «Акцент на энергосбережение»:
мероприятие в хореографической студии "ЗИГЗАГ"
мероприятие в студии вокального пения "Акцент"
мероприятие в студии вокального пения "Ассоль"
3 шаг – в объединениях технического направления «Смайлик» учащимися созданы тематические видеоролики и плакаты, которые пополнили электронную базу ресурсного центра учреждения, некоторые работы приняли участие в республиканском конкурсе. В объединениях по интересам «Пиксель», «Энтер» учащиеся обсуждали преимущества и недостатки энергосберегающей лампы по сравнению с традиционной лампой накаливания:
плакат разработан учащимися объединения по интересам " Смайлик"
занятие в объединении по интересам "Пиксель"
4 шаг: формирование бережного отношения к окружающему миру происходит в объединениях художественного профиля средствами художественного творчества: конкурсы рисунков, плакатов на тему энергосбережения и охраны окружающей среды. Педагогами направления изобразительного искусства организован конкурс рисунков на тему «Сохраним планету вместе» и оформлена выставка творческих работ в фойе учреждения,:
занятия в объединении по интересам "Чистый лист"
выставочная экспозиция "Сохраним планету вместе"
5 шаг: началом формирования рационального отношения к природным ресурсам считается дошкольное воспитание, когда закладывается фундамент осознанного отношения к миру, закрепляются яркие эмоциональные впечатления. С этой целью, специалисты Центра творчества реализовали мини-проект под названием «Экономик в гостях у малышей». Ключевой идеей данного проекта является обучение учащихся младшего дошкольного возраста бережному отношению к окружающему миру посредством игры. Вымышленный герой по имени Экономик посетил занятия в объединениях «Солнышко», «Ириски», «Домисольки» и в игровой форме провел развлекательную программу на тему энергосбережения:
Экономик в гостях у дошкольников
6 шаг- совместный труд воспламеняет в людях такую ярость свершения, какой они редко могут достичь в одиночку (Р. Эмерсон).В учреждении организована акция по сбору макулатуры « Сдай макулатуру -спаси дерево!» и сбору батареек:
7 шаг-в объединениях по интересам экологической направленности учащиеся вместе с педагогом составили памятку по экономии электроэнергии дома
21 правило экономного дома
1.Уходя, гасите свет!
2.Не пренебрегайте естественным освещением.
3.Используйте энергосберегающие лампы – люминесцентные, криптоновые.
4.Замена одной лампочки в 100 Вт вместо двух лампочек по 60 Вт даёт экономию 12%.
5.Периодически чистите от пыли и грязи лампы, плафоны и осветительную арматуру.
6.Снизьте уровень освещенности в подсобных помещениях, коридорах, туалетах.
7.Настройте свой домашний компьютер на экономичный режим работы.
8.Не оставляйте зарядные устройства в розетке без подключённого прибора.
9.Уходя из дома на длительный срок или на ночь, отключайте электроприборы совсем.
10.Отключение неиспользуемых приборов от сети позволит снизить потребление электроэнергии.
11.На кухне одним из самых энергоёмких бытовых приборов является холодильник. Выбирайте для холодильника самое прохладное место, желательно возле наружной среды, но ни в коем случае не рядом с плитой.
12.Самый экономичный режим для холодильника – температура +5 градусов и -18 – для холодильной камеры.
13. Обязательно следует размораживать морозильную камеру при образовании в ней льда.
14.Загружайте стиральную машину полностью. Стирка при полной загрузке дает экономию 15 -20 кВт ч энергии в месяц.
15.При глажении сортируйте вещи в зависимости от материала, начинайте гладить с низких температур, для небольших вещей используйте остаточное тепло.
16.Стальная посуда с толстым ровным дном позволит экономить электроэнергию при приготовлении пищи на электроплите.(неровное дно увеличивает потребление энергии на 10 -15%).
17.Размеры посуды должны соответствовать размеру плиты. Экономия энергии 10%.
18.При приготовлении пищи в открытой посуде расход энергии возрастает в 2,5 раза.
19.Выключайте электроплиту за 5 минут до конца приготовления пищи, вы сэкономите 10-15% энергии.
20. Использование специальной посуды – скороварок, кипятильников, кофеварок и т.д. – позволяет экономить до 30-40% энергии и до 60% времени.
21.Своевременно удаляйте накипь из чайника и нагревательных приборов. Это продлит срок их службы и ускорит процесс нагрева.
Центр творчества является творческой площадкой для учащихся учреждения образования района. Реализация проекта закончилась мероприятием «Энергосбережение в каждый дом» для учащихся школ района. В рамках данного мероприятия организована выставка художественных работ выполненных учащимися объединений «Чистый лист», «Творческие пчелки»,а также учащиеся объединения по интересам "Смайлик" продемонстрировали свои творческие работы на тему сохранения природных ресурсов (видеоролик "Берегите воду", видеопрезентация "Лес-наше будущее".
Заключение
В процессе реализации проекта организовано и проведено 48 тематических мероприятий различной направленности, в которых задействовано 1340 учащихся Центра творчества, 240 учащихся учреждений образования района и 80 человек родительской общественности.
Мероприятия по реализации проекта «Семь шагов к пониманию» освещены в СМИ и интернет ресурсах.
Учащимся учреждения представлена дополнительная возможность для проявления творческих способностей, активного их вовлечения в информационно-пропагандистскую работу.
Учащимися и педагогами сделаны конкретные шаги по привлечению внимания к проблеме сохранения окружающего мира
Рекомендуем посмотреть:
Проект в дополнительном образовании
Социальный проект в дополнительном образовании детей
Творческий проект в дополнительном образовании «Кружевные узоры»
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности