Проектная деятельность как средство развития личности обучающегося (Обобщение опыта)
Учебно-методическая разработка
Автор: Непсо Елена Игоревна, педагог дополнительного образования, педагог- организатор МБОУ ДО «Центр детского творчества» п. Уральский Нытвенского района, Пермского края.
Описание материала: материал может быть использован классными руководителями или педагогами-организаторами для ознакомления и использования в работе интерактивных форм обучения.
Сегодня жизнь детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет к ним серьезные требования. Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно новой среде, быстро адаптироваться к возникающим переменам и научиться пользоваться ими, вовремя получить новые знания и умения необходимые для развития и самосовершенствования.
Дополнительное образование, благодаря использованию в работе интерактивных технологий, способно оказать помощь в изучении интересующих областей знаний. Оно решает целый комплекс задач, направленных на стартовые возможности развития личности, способствует выбору индивидуального образовательного пути, обеспечивает каждому учащемуся ситуацию успеха, содействует самореализации личности ребенка. В учреждениях дополнительного образования идет постоянный и непрерывный воспитательный процесс. Благодаря использованию интерактивных технологий, у обучающихся появляется интерес к получению новых знаний и навыков, образцов поведения, которые позволяют ему успешно функционировать в обществе.
Одной из популярных в образовании интерактивных технологий является проектная деятельность. Проектная активность человеческого сознания носит врожденный характер. Проектирование, как особый вид деятельности основано на природном умении создавать модели будущего и претворять их в жизнь. Благодаря реализации проекта развиваются все задатки и творческие способности, заложенные природой. Не случайно в своей работе я постоянно использую проектную деятельность.
За последние пять лет совместно с педагогами и обучающими в нашем учреждении было реализовано огромное количество проектов. Некоторые из них стали победителями краевых конкурсов. Несколько слов о проектах их своеобразии и индивидуальных особенностях.
В проекте
«Деревенька моей мечты» принимали участие добровольческие отряды Центра. Добровольческое движения ставило своей целью вовлечь подрастающее поколение в экологические проблемы нашего поселка. Они раздавали листовки о бережном отношении к природе, проводили экологические акции и десанты по облагораживанию. Садили цветы, убирали мусор, весной очищали берег реки.Благодаря проекту у ребят формировалось бережное отношение к ценностям родного края: людям, природе, истории, культуре и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.
Особенностью проекта
"Победы славные сыны", посвященному Победе в Великой Отечественной войне, стало вовлечение всех обучающихся к знакомству с жизнью и деятельностью великих соотечественников, участников войны. Воспитание готовности к защите Родины, физическое развитие подрастающего поколения, уважительное отношение к военной профессии.
Проект
"Праздник, который всегда с нами", был реализован творческими объединениями, занимающимися концертно-творческой деятельностью. Причины, по которым возникла необходимость в создании проекта, очевидны. Ребята занимаются в творческом объединении по авторской общеразвивающей программе "Академия праздничных наук". Они учатся организовывать и проводить массовые, культурно - досуговые мероприятия по принципу «от простого к сложному». Этот проект помог ребятам познакомиться с особенностями коллективно-творческого дела. В рамках проекта обучающиеся готовили и проводили мероприятия в Центре детского творчества и Профилактории. Обучающимся была предоставлена широкая возможность реализовать свои творческие устремления в процессе коллективно-творческой деятельности, одновременно подростки получили оздоровительные процедуры.
Проект
«Творческие каникулы» был направлен на поиск новых форм повышения качества образовательных услуг и имиджа учреждения. Благодаря сплоченному и творческому взаимодействию между педагогами Центра и учителями общеобразовательной школы, во время проведения летнего оздоровительного лагеря, для детей на базе Центра детского творчества прошли мероприятия по разным направленностям: художественная, физкультурно-спортивная, социально-педагогическая, интеллектуально-познавательная. Будущие обучающиеся познакомились с разными направленностями учреждения и определились в выборе услуг дополнительного образования для дальнейшего обучения.
Цель проекта
"Вернемся к истокам" была направлена на приобщение детей к истокам народной культуры, через разные виды социально-педагогической деятельности. Привлечение обучающихся к работе по возрождению и сохранению исторических, культурных и духовно-нравственных ценностей. В рамках проекта ребята знакомились с русской народной культурой (традициями, обычаями, праздниками), участвовали в народных праздниках: Семенов день, Крещение, Святки, Рождество, Пасха и других. Кульминацией проекта стал танцевальный марафон "Русская кадриль". В течение года обучающиеся всех объединений разучивали на занятиях элементы этого старинного русского танца, который так любили и танцевали наши предки.
Таким образом, проектная деятельность выступает механизмом, способным перевести образование на качественно новый уровень.
1) Качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только давать знания, но и помогать, направлять познавательную деятельность обучающихся.
2) Вводятся элементы исследовательской деятельности.
3) Формируются личностные качества обучающихся, которые развиваются в совместной деятельности и умении работать в коллективе. Развивается ответственность и способность анализировать результаты деятельности. Обучающиеся став членами одной команды, учатся подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.
4) Проектные технологии помогают повысить активный познавательный творческий процесс. На основе творчества и сотрудничества они получают и закрепляют новые знания на практике, развивают способности, учатся планировать и претворять в жизни свои идеи.
5) Внедрение проектных технологий позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс воспитания более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным. Метод проектов педагогу дает возможность нестандартно подойти к процессу воспитания, а обучающемуся включаться в личностно-значимый процесс его реализации.
Участие в проектной деятельности очень важно и для учреждения:
1. Повышает имидж учреждения;
2. Расширяет круг партнеров, активно участвующих в решении проблем дополнительного образования;
3. Позволяет изучить способности обучающихся в разных видах социальной деятельности.
Но чрезмерное увлечение проектами имеет свои минусы:
1. Увеличивается объем нагрузки на педагога и обучающихся;
2. Высокая занятость детей в школе не всегда позволяет произвести работу в рамках проекта более качественно;
3. Существует риск эмоционального выгорания педагога.
Тем не менее работа в рамках проектной деятельности очень познавательна, интересна, результативна. Она помогает детям быстрее адаптироваться и социализироваться в современных условиях жизни.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в дополнительном образовании
Социальный проект в дополнительном образовании детей
Творческий проект в дополнительном образовании «Кружевные узоры»
Информационный проект в дополнительном образовании