Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дидактика И. В. Успенского

Методическая разработка «Дидактика И.В. Успенского (Архиепископа Фаддея). Возрастные и психологические особенности обучающихся, типы и характеристика»
Пояснительная записка
Современная отечественная педагогика развивается в трех основных направлениях.

Первое направление имеет целью модернизацию педагогических технологий, ориентированных на формирование у школьников знаний, умений и навыков. Сохраняется сложившаяся в советской школе методологическая основа деятельности, а усилие направлены лишь на ее корректировку в соответствие с требованиями времени.

Второе направление характеризуется введением личностно ориентированных образовательных технологий. Этот, безусловно прогрессивный подход , связан с введением в школьную практику зарубежных образовательных технологий, использование которых не всегда проходит безболезненно, поскольку заимствованные модели подменяют традиционные, исторически сложившиеся в России формы обучения и воспитания.

Третье направление обращено к духовно-нравственным традициям дореволюционного отечественного образования и воспитания.

Как показывает педагогическая практика, третье направление наиболее перспективно, поскольку связанно с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта, с духовным обогащением общества. Фундаментом традиционной российской школы и традиционной российской педагогики было православие. Отметим, что православный подход к решению проблем образования и воспитания предполагает прежде всего духовное осмысление жизненных явлений и следование религиозным духовно-нравственным представлениям о человеке.

Последние два века в истории российской педагогики знаменательны тем, что создавалась государственная система образования, зарождалась русская религиозная философия, богословская мысль обратилось к конкретным проблемам образования и воспитания. Система народных и церковно-приходских школ, создаваемая в России на православной основе, позволяла произвести научно-практическое осмысление основ православной педагогики.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящие время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, особенно актуально, т.к. общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Учитывая, что процесс образования есть по природе своей процесс непрерывный от начала жизни человека до ее завершения и происходит этот процесс в определенной культурно-исторической среде, следует говорить об образовании и воспитании не вообще, а применительно к конкретной культурно-исторической традиции.
Дидактика И.В. Успенского (архиепископа Фаддея). Возрастные и психологические особенности обучающихся, типы и характеристика.
В каждый период истории существовали личности, которые были носителями и выразителями лучших идей и стремлений своего времени, к их авторитетному голосу прислушивались все, и они становились духовными водителями общества, учителями.

Мы рассмотрим педагогическую деятельность и педагогические воззрения святителя Фаддея (Успенского). В педагогических воззрениях Успенского обобщены традиции христианского воспитания, многие мысли в области педагогики и психологии на десятилетия опередили изыскания современных педагогов и психологов и могут явиться основой для объяснения пока не объяснимых с точки зрения светской психологии явлений.

Святитель Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился 12 ноября 1872 года в Нижегородской губернии в семье сельского священника. После обучения в Нижегородской семинарии продолжил обучение в Московской духовной академии, после окончания которой оставлен при академии профессорским стипендиатом. В возрасте 25 лет пострижен в монашество и назначен преподавателем Смоленской духовной семинарии.

Годы с 1889 по 1901 связаны в жизни архиепископа Фаддея с активной педагогической деятельностью. Он преподавал не только в семинариях (Минская, Уфимская, Смоленская), но и на педагогических курсах для учителей и учительниц церковно-приходских школ. Плодом этих занятий явились «Записки по дидактике», изданные в Уфе в 1902 году. В них затронуты наиболее важные вопросы учебно-воспитательной деятельности в церковно-приходской школе. Главная задача автора в том, чтобы помочь учителям разобраться в массе многочисленных, нередко неправильных теорий и взглядов на воспитание и обучение и научить более сознательно подходить к своему делу. За учёные труды ему была присвоена степень доктора богословия.

Все годы владыка Фаддей вёл жизнь молитвенника и аскета. В годы гонения на православных архиепископ Фаддей был несколько раз арестован, мужественно претерпевал нравственные и физические страдания. 31 декабря 1937 года архиепископ Фаддей был расстрелян.

Размышляя над определением круга деятельности учителя, архиепископ Фаддей задумывается о задаче школы. Святитель, опираясь на святоотеческую традицию говорит о том, что если все заботы учителя направить только на изучение наук, развитие душевных способностей ребёнка было бы односторонним. Даже более того, развитие ума могло бы вредно отразиться на развитии добрых качеств сердца и правильном развитии воли. Мы ценим человека не столько за его ум, сколько за его доброе сердце и твёрдую волю и характер. Воспитание начинается в семье и продолжается всю жизнь, и никогда не оканчивается. Если воспитание продолжается постоянно, то тем более оно не должно прекращаться в школе (учебном заведении).

Без воспитания, замечает владыка, обучение не может быть успешным. Чтобы обучение было таковым, необходимо приучить ребёнка к вниманию. Всем детям свойственны рассеянность и увлечение новыми впечатлениями, из-за чего не усваивается многое из того, что говорит учитель.

Сосредоточение, или внимательность вырабатывается не только работой ума, но и напряжением воли. А запоминается лучше то, что затрагивает наши чувства и волю. Впечатление детства долго помнятся именно потому, что ребёнок живёт более сердцем, чем умом. Так и в школе: то, что кажется трудным для усвоения, перестаёт быть таковым, если умственная работа приводит в движение чувства.

Под воспитанием архиепископ Фаддей понимает развитие сил воспитанника, но, учитывая различие этих сил и исходя из многообразия целей, можно говорить о различных видах воспитания. Так, есть физическое (телесное), целью которого является укрепление тела и его здоровья, повышение выносливости и лёгкости движения. Под духовным воспитанием, которое точнее было бы назвать воспитанием души, святитель понимает развитие её разумных сил, в свою очередь оно подразделяется на умственное воспитание, воспитание сердца и воспитание воли. При воспитании умственном учитель заботится об утверждении в уме ребёнка здравых понятий и взглядов на вещи, о развитии в нём наблюдательности, внимательности, сообразительности и так далее. Воспитание сердца происходит, когда учитель хочет сделать сердце воспитанника искренним, доверчивым, мягким, благожелательным и тому подобное. При воспитании воли преследуется цель формирования воли твёрдой, последовательной, настойчивой и так далее. Выделяют также и воспитание религиозное, которое в ряде стран сохранилось (Израиль). Если говорят, что воспитание должно обнимать все стороны жизни человека, то более всего это достигается через христианское воспитание, которое обнимает все силы души и тела человека. Так, например, хотя религия христианская духовная, но она не запрещает заботиться о теле, напротив, заповедует человеку труд, чтобы укреплять тело, заповедует быть воздержанным, чтобы не расстроить здоровье тела. При этом заповедует, чтобы тело было не только здоровым и крепким, но и служило самым послушным орудием духа. Церковь не отвергает и искусства: в самом богослужении христианском, например, соединены многие искусства – пение, живопись, архитектура, священная поэзия. Христианство не отвергает здравого образования ума, давая ему надлежащее плодотворное направление, и одно только может дать средство воспитать волю. Воспитание должно быть гуманным, кто может быть гуманнее христианина, который исполнен любви ко всем людям, - не говоря уже о том, что лишь христианство может научить истинной любви ко всем людям, не исключая врагов.

Архиепископ Фаддей обращал внимание учителя на то, что имеет дело с духовной природой ребёнка, с человеческой душой, жизнь которой не может быть подчинена строго неизменным законам. Вследствие присущей ей свободы в ней происходит нечто новое, и она способна к постоянному усовершенствованию.

Учитель должен обладать наблюдательностью и умением в практической деятельности учитывать личные особенности ученика. Наблюдательность не должна ограничиваться только внешними наблюдениями. Она предполагает способность учителя снизойти до детских мыслей и чувств, поставить себя на место детей. Она помогает учителю говорить понятным для ребёнка языком и задавать вопросы, соответствующие степени их понимания. Эту способность нельзя развить одной научной любознательностью или знакомством с психологией, педагогикой и дидактикой. «Истинное знание детской души, - даёт только любовь к детям, потому что только она способна ко всему снизойти и всё претерпеть».

Святитель говорит о том, что изучить детскую природу нелегко, и считает полезным знать учителю особенности темпераментов, по которым одни дети отличаются от других. Ещё в древности указывалось на четыре темперамента, или четыре главных природных расположения, которые значительно различаются между собой и которые с теми или иными другими видоизменениями, свойственны всем людям: сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический. Владыко кратко изложил главные особенности каждого из них.

Сангвиник отличается от других людей тем, что он легко и быстро воспринимает всё, особенно доступное внешним чувствам или наглядному поведению. Он всё замечает и быстро соображает, если ему объяснено что-либо наглядно. Он отличается любознательностью и предприимчивостью. В отношениях к товарищам обнаруживает искренность и доверчивость, склонность к дружбе. Следует учесть, что он так быстро увлекается, так же скоро, как правило, и охладевает. Он легкомыслен и непостоянен. Любознательность его скоро прекращается, и он начинает чувствовать скуку, если нет всё новых и новых впечатлений. В классе он прежде других начинает шалить, если ему неинтересно. Учащегося-сангвиника следует заинтересовать и постоянно давать интересующее его дело. Полезно его и почаще спрашивать. А главное, учителю следует научить его терпению.

Меланхолик медленно восприимчив и углублён в самого себя. Его будто не интересует, что происходит вокруг него. Он часто остаётся один и удаляется от всех. В нём нередко развиваются недоверие, подозрительность к людям и даже ненависть. Но что он воспринимает, то воспринимает глубоко. Он охотно занимается размышлением над тем, что слышал или прочитал, и потому не может заниматься серьёзнее других. В обращении с такого рода учащимися учитель должен быть весьма осторожен. Он не должен скоро произносить своих суждений об их неразвитости, если они не отвечают на его вопросы. Нередко они не отвечают только потому, что очень застенчивы или не умеют как следует выразить свою мысль, или, потому, что их развитие вообще совершается очень медленнее. С такими детьми важно обращаться мягко. Чтобы постоянное самоуглубление или уединение не привело к мечтательности и другим дурным качествам, учителю необходимо чаще обращать их внимание на действительность, заставлять выразить свою мысль яснее.

Холерик, как сангвиник, легко всё воспринимает, но не отдается всем впечатлениям, а только тем, которые его интересуют. Притом воспринимает он не поверхностно, а основательно, обдуманно. Он отличается настойчивостью и деловым характером. И в тоже время легко впадает в преувеличенное мнение о своих силах и в упрямство. Поэтому его надобно смирить, действуя твердо и авторитетно, но в то же самое время и осторожно, не осуждая его действий, чтобы еще больше не раздражать его самолюбия.

Флегматик отличается медленной и слабой восприимчивостью. Он кажется вялым, ленивым и равнодушным ко всему, даже эгоистом, потому, что больше всего заботится о своем спокойствии, а до всего остального ему нет дела. При всех видимых недостатках флегматический темперамент имеет важное преимущество, которое выражается в уравновешенности. Флегматик медленно воспринимает, но то, что воспринял, хранит долго и постоянно. Он не скоро поддается добрым влияниям и чувствам, но если они запали ему в душу, то сохраняет их неизменно, и в этом случае на него всегда можно положиться. Учителю следует возбуждать в нем больший интерес и живость, а вместе с тем бороться и с его наклонностью к лени, равнодушию и эгоистическому спокойствию. Живое и подвижное общество его друзей легко может помочь учителю в данном случае.

«Вообще же не один темперамент, - писал архиепископ Фаддей, - нельзя назвать лучшим или худшим другого: каждый имеет достоинства и недостатки. Темперамент есть только природное расположение души и тела; развитие свободы и самостоятельного характера в детях постепенно может сгладить или, по крайней мере, ослабить дурные стороны темперамента. И дело учителя воспользоваться хорошими сторонами темперамента, не давая дурным развиться и окрепнуть»

Основные источники:
1. Маслов. Н.В. Библиотека нравственного воспитания Н.В. Маслова. Основы русской педагогики.- М.:ООО Самшит- издат.; 2017.
2. Шестун Е. Учебное пособие. Православная педагогика.- М.:ООО Самшит- издат.; 2017.
3. Янушкявичюс Р. Основы нравственности. Учебное пособие. .- М.:ООО Самшит- издат.; 2017.

Рекомендуем посмотреть:

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников Семинар-практикум для родителей детского сада. Темперамент ребёнка Особенности темперамента у детей дошкольного возраста Темперамент ребенка дошкольного возраста. Консультация для родителей

Похожие статьи:

Как оценить умственные способности ребенка

Опубликовано: 1760 дней назад (4 июня 2019)
Просмотров: 998
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!