Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Картотека дидактических игр по развитию речи детей 5-7 лет с ТНР

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Материал будет полезен педагогам, работающим в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлена подборка дидактических игр и пособий, которые помогут молодому педагогу грамотно начать работу.

Пояснительная записка.
Речь - это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития, т.е. полиморфная деятельность.
Осуществляется речь с помощью системы условных символов, имеющих определённый смысл, называемых языком. Любой язык содержит следующие компоненты:
- фонетика;
- лексика;
- грамматика.
Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы.
Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок), а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.
Известны следующие виды работ с картиной:
- рассматривание;
- описание;
- рассказывание.
Последний является наиболее сложным. Составляя, придумывая рассказ о событиях, якобы происходящих с героями картины, ребёнок не только опирается на собственный опыт, но и использует фантазию, воображение. При этом речь ребёнка должна быть содержательной, логичной, последовательной, связной, грамотной.
Для работы с детьми можно использовать следующие методические пособия:

• Т.А.Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом»
(для развития мышления и связной речи у дошкольников)
Программные задачи: пополнять запас знаний, учить анализировать и рассуждать, фантазировать, сочинять; составлять рассказ по опорным словам, пересказывать.
В данном пособии сюжеты картин «проблемные» по нескольким причинам: проблема – это сложный вопрос, в данном случае, под сложностью сюжета подразумевается, что для всестороннего восприятия и осмысления требуются:
- пояснения и помощь взрослого;
- включение активной мыслительной деятельности ребёнка;
- активизация воображения, фантазии взрослого, и малыша.
В качестве основного вспомогательного средства для речевых упражнений использованы вопросы.

• Т.А.Ткаченко «Логопедическая тетрадь»
(практическое пособие для формирования и развития связной речи)
В этом пособии даны образцы рассказов и этот практический материал расположен в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и свёртыванием плана высказывания. В пособии предлагается следующий порядок работы:
- воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
- составление рассказа по следам демонстрируемого действия (образца рассказа нет);
- пересказ рассказа с использованием фланелеграфа (предметные картинки);
- пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин;
- составление рассказа по серии сюжетных картин;
- пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.

• Т.А.Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»
Схемы даны по лексическим темам:
«Игрушки» «Посуда» «Овощи-фрукты» «Одежда» «Времена года» «Профессии»
«Животные» «Птицы»

• Т.В.Большева «Учимся по сказке»
(для развития мышления и связной речи дошкольников с помощью мнемотехники)
В комплект издания входят:
- 1-я книга – методическое пособие;
- 2-я книга – цветное приложение увеличенного формата с пронумерованными изображениями коллажей к сказкам.
С помощью этого пособия можно через сказку знакомить детей с окружающим миром, обучать правильному звукопроизношению, выполнять различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Конспекты игровых занятий представлены последовательно, для использования их в течении года – с сентября по май. В помощь даны мнемотаблицы.

Научиться пересказывать, это просто? Да, если использовать
• Учебное пособие Л.Е.Белоусовой,
В котором изложена эффективная методика запоминания текста. Книга состоит из трёх разделов:
В 1-й – включены рассказы с картинками-подсказками, рассказ предваряется рисунком и загадкой, которые знакомят детей с главным героем.
Во 2-ом – к каждой истории, помимо картинок-подсказок, дана сюжетная картинка.
3-й – раздел составляют рассказы по серии картинок.

• «Что сначала, что потом?»
Дидактический материал для развития логического мышления, речи детей дошкольного возраста. Выполняя задания, дети научатся обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно-следственные связи, разовьют внимание, наблюдательность, связную речь. По каждой картинке дети составляют предложения из 2, 3, 4-х слов, затем составляют рассказ по серии картинок, предварительно правильно разложив последовательность сюжета.

• «Как медвежонок узнал новые слова»
(пособие для обучения пересказыванию)
В нём даны разные истории о медвежонке и вопросы по тексту к каждому рассказу, по которым ребёнок запоминает содержание текста, сопровождается рассказ иллюстрацией, таким образом ребёнку легче воспроизвести рассказ.

• «Дикие животные» - серия сюжетных картин
(пособие из серии «Развитие речи и культуры общения» - Воробышек)
Программные задачи: учить детей отвечать на вопросы, анализировать, рассуждать; развивать чувство ритма при заучивании стихов, загадок, пополнять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, связную речь.
В нём работа по развитию связной речи представлена в последовательности от простого к сложному:
- сначала отгадывают загадки о животных;
- затем прослушивают стихотворение;
- затем отвечают на вопросы о животных, их образе жизни;
- выполняют пальчиковую гимнастику; составляют рассказ по иллюстрации.

• «Золотая осень» - пособие картина – плакат.
Программные задачи: развивать внимательность, наблюдательность, упражнять в грамматических категориях, составлении предложений, рассказов; знакомить с сезонными изменениями в природе или закреплять знания о них.
На плакате изображён деревенский пейзаж осенью. В пособии даны беседы по плакату, которые предполагают широкие возможности для разговора с детьми на различные темы:
- можно беседовать о смене времён года, о их признаках;
- об овощах, фруктах;
- о домашних и диких животных;
- сезонной одежде;
- труде людей в огороде и в поле;
- о том как растут в поле булка или рубашка;
- вспоминать и пересказывать содержание знакомых сказок;
- загадывать загадки, рассказывать стихи о животных.
Здесь важна фантазия, активность и заинтересованность педагога.
В индивидуальной или фронтальной работе с детьми можно выкладывать карточки-пазлы, которые являются фрагментами картины-иллюстрации, но уже с изменённым изображением, где ребёнок, составляя фразу должен об этом сказать.

Представляю вашему вниманию дидактические игры, которые направлены на обогащение и уточнение словарного запаса дошкольников; на формирование грамматически и структурно правильное построение предложений, т.к. это является теми самыми кирпичиками, из которых строится связная речь и без них невозможно добиться развёрнутого, грамотного в языковом отношении высказывания.
• Д/и «В каком доме я живу?»
Цель: употребление сложных словообразований.
• Д/и «Найди отличия»
Цель: учить детей сравнивать и составлять предложения с противительным союзом «а».
• Д/и «Кому, что нужно для работы?»
Цель: знание инструментов, которые необходимы в какой-либо профессии, составлять фразу.
• Д/и «Назови какой?»
Цель: закрепление названия птиц, пополнение словаря, подбор определений, согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, описание внешнего вида птиц.
• Д/и «С какого дерева плод?»
Цель: закрепить названия деревьев и их плодов, составлять грамматически правильную фразу.
• Д/и «С какого дерева лист?»
Цель: закрепление названий деревьев и их листьев.
• Д/и «Кто, что делает?»
Цель: знание профессий.
• Д/и «Назови части одежды»
Цель: закрепление названий одежды и её деталей.
• Д/и «Чего не хватает?» или Д/и «Без чего?»
Цель: изменение, употребление существительных в род.пад.
• Д/и «Кто у кого?»
Цель: закрепление знаний детёнышей животных, построение фразы.
• Д/и «Чего не стало?»
Цель: развитие внимания, памяти, знание предметов мебели, употребление существительных в род. пад.
• Д/и «Придумай предложение»
Цель: формирование умения составлять предложение из 2-3-4-5 слов, использование определений.
• Д/и «Составь рассказ»
Цель: учить составлять последовательный рассказ по серии сюжетных картинок.
• Д/и «Цветные паровозики»
Цель: развивать у детей цветовосприятие, логическое мышление, внимание, расширять словарный запас и кругозор, закрепление цифр от 1 до 5 и порядковый счёт от 1 до 5, знаний обобщающих слов.

Рекомендуем посмотреть:

Картотека для детского сада. Коммуникативные игры для дошкольников Подвижные и малоподвижные игры для детей 4-5 лет Картотека фольклора народов Южного Урала для детского сада. Младшая группа Дидактические игры по развитию представлений об организме человека у детей 5-7 лет. Картотека
Гимнастика после сна в подготовительной группе ДОУ
Опубликовано: 1990 дней назад (12 июня 2019)
Просмотров: 4643
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Наталья Александровна Цуцерова # 12 июня 2019 в 14:01 0
Добрый день! Интересная подборка дидактических игр, как раз по лексическим темам. Удачи!
Зухра Мусаевна Сулейманова # 12 июня 2019 в 15:01 0
Отлично!
Олеся Александровна Лопаткина # 12 июня 2019 в 17:01 0
Здравствуйте. Очень интересная подборка игр. Мне в работе картотека пригодиться. Спасибо за ваш труд.
Ксения Ивановна Кабикова # 13 июня 2019 в 17:52 0
Спасибо за подборку! Очень интересные и увлекательные игры