Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по обществознанию "Бюджет семьи", 8 класс

Конспект урока «Семейный бюджет» для 8 класса
Цель занятия: достижение следующих образовательных результатов
Личностные результаты:
- осознание себя как члена семьи; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование семейного бюджета;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях
Метапредметные образовательные результаты:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- овладение базовыми предметными понятиями: бюджет, доходы, расходы.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий, самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в письменной форме;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные образовательные результаты
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения расходов семьи
- понимание и правильное использование экономических терминов: семейный бюджет, расходы, доходы;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
- развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения.
Ход урока
Каждый из вас слышал такое понятие, как бюджет, и, конечно, каждый сталкивался с ним в жизни, на практике. Попробуем же вместе в ходе нашего урока дать определение этому понятию.
Все вы, конечно, в детстве читали сказки, героями которых были Иван- царевич и Василиса Премудрая, помните, сколько трудностей пришлось им преодолеть для того, чтобы создать свою семью. И теперь они живут отдельно от родителей, работают, получают зарплату, но никак не могут свести концы с концами и разумно распределить свои деньги. Я перечислю вам, на что им нужны деньги, а вы попробуйте сосчитать их предполагаемые траты и дать совет молодой семье.

Доход семьи составляет 890 монет в месяц. В общие расходы входят квартплата и коммунальные услуги-200 монет, продукты питания-250 монет, расходы на ремонт квартиры и мебели- 190 монет, ремонт и обновление одежды- 150 монет. Кроме того, бабушка Василисы попросила её купить лекарства, стоимость которых составляет 40 монет, младшая сестрёнка Ивана-царевича куклу за 40 монет, а брат Ивана- лыжи с лыжными ботинками за 65 монет. Подсчитайте, на всё ли хватит денег молодой семье?
Оказалось, что на все нужды за один месяц у молодой семьи не хватит денег. Что же вы посоветуете Василисе и Ивану? Какие траты можно отложить или накопить на них деньги за несколько месяцев? (Ответы учащихся.)

Конечно, и квартплата, и коммунальные услуги, и покупка продуктов питания и одежды - это обязательные траты. И бабушке в покупке лекарств отказать никак нельзя! А бывают ли в ваших семьях незапланированные и очень важные траты, которые нельзя отложить? (Ответы учащихся.)
А вот деньги на ремонт квартиры и покупку новой мебели можно откладывать постепенно, в течение нескольких месяцев.

Вот мы и подошли с вами к теме нашего урока – бюджет семьи. И состоит он из доходов и расходов. А сам доход может быть постоянным (фиксированным) и переменным. Давайте вместе с вами заполним вот такую таблицу.
Доход Расход
фиксированный переменный
1. Зарплата главы семьи;
2. приобретение новой квартиры;
3. пенсия бабушки;
4. деньги от продажи автомобиля;
5. выигрыш в лотерею;
6. налог на выигрыш в лотерею;
7. оплата коммунальных платежей;
8. премия, полученная мамой;
9. продукты, купленные мамой в магазине;
10. кредит, полученный на приобретение семейной туристической путёвки;
11. покупка рассады для дачи;
12. стипендия сына;
13. зарплата мамы;
14. оплата детского сада младшего сына.

Вы хорошо потрудились и правильно распределили доходы и расходы семьи в таблицы. А сколько членов в этой семье? (Папа, мама, бабушка, два сына)

Физкультминутка.
А сейчас проведём небольшую физкультминутку. Я буду называть фразы, которые означают дорого или дешево. А вы будете выполнять движения- если дорого – тянемся вверх, дёшево – приседаем.
• На вес золота,
• за бесценок,
• по божеской цене,
• не подступиться,
• как задаром,
• цена кусается,
• не по карману,
• по сходной цене,
• влетит в копеечку,
• за грош,
• с Гулькин нос.

Работа в группах.
А сейчас мы с вами разделимся на группы и попробуем оценить семейные бюджеты трёх вымышленных семей. Я вам раздаю карточки: 1-й группе -бюджет семьи Ивановых, 2-й группе - семьи Петровых, 3-ей -бюджет семьи Сидоровых. Сравните доходы и расходы данных семей и ответьте на вопросы:
Какая экономическая ситуация из трёх полученных самая лучшая?
Какой бюджет, по-вашему, лучше:
а) где доходы больше расходов,
б) где доходы равны расходам,
в) где доходы меньше расходов и почему?
Работа в группах по карточкам. Обсуждение.
А где каждая семья может сэкономить? Как можно сократить расходы семьи? Ответы учащихся. (На транспорте - если пользоваться проездным;
на коммунальных услугах - экономия электричества;
на покупке продуктов питания - если есть приусадебный участок;
на одежде и обуви – если беречь, то продлится срок службы)

Подведение итогов.
Теперь мы с вами можем сделать вывод, что бюджет семьи- это денежный план семьи. Он состоит из расходов и доходов. И конечно, очень важно чтоб расходы не превышали доходов. И поэтому в конце нашего урока я хочу поговорить с вами о бережливости.

Ведь бережливость, экономность - это разумная трата не только денежных средств, но и труда, времени, материалов, продуктов, здоровья. Домашняя экономика - это умение разобраться со своими потребностями и выбрать эффективные, оптимальные средства их удовлетворения.

Вы ещё учитесь в школе, сами дохода в семью, возможно, и не приносите, но можете ли вы участвовать в обсуждении семейного бюджета? (Ответы детей, обсуждение) Я думаю, каждый из вас видел в магазине малышей, требующих у родителей купить понравившуюся игрушку, и растерянных родителей, которые не могут объяснить ребёнку, что такая дорогая покупка не была запланирована. Я уверена, что после сегодняшнего урока вы будете внимательней относиться к планированию покупок и бюджету своей семьи.

Рефлексия.
Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо вам большое за работу. На столе у меня лежат кружочки красного и синего цвета. Ребята если вы считаете, что занятие было полезным для вас, и полученные знания пригодятся вам в жизни, тогда заберите с собой красный кружок, если вы считаете, что эти знания вам в жизни не пригодятся, заберите с собой синий кружок.
Закончить сегодняшнее занятие мне хочется словами немецкого философа Бертольда Авербаха: «Нажить много денег - храбрость, сохранить их-мудрость, а умело расходовать- искусство».
Скачать Конспект по обществознанию "Бюджет семьи"

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по обществознанию для 8 класса на тему "Конституция - основной закон государства" Конспект урок обществознания, 8 класс. Мораль Конспект урока по обществознанию с презентацией «Потребности человека», 8 класс
Конспект урока по обществознанию с презентацией «Потребности человека», 8 класс
Опубликовано: 1952 дня назад (20 июля 2019)
Просмотров: 3486
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Елена Васильевна Бычкова # 21 июля 2019 в 01:30 0
Уважаемая Ольга Васильевна, здравствуйте. Внимательно почитала конспект урока "Семейный бюджет". Тема важная в плане понимания детьми финансово=экономического положения семей. Особенно актуальна она для современных детей; учит соизмерять свои потребности с рельным финансовым положением семьи.
Успехов Вам во всём! ГОЛОС №1