Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по обществознанию с презентацией «Потребности человека», 8 класс

Урок обществознания в 8 классе. Тема «Потребности человека»
Автор: учитель Волжина О.В., ГБОУ №231 Адмиралтейского района г. Санкт- Петербурга
Цель урока:
раскрыть сущность, виды потребностей, их влияние на жизнедеятельность человека, связь потребностей с социальной средой и личностью.
Задачи:
Образовательные: в ходе обсуждения развить знания учащихся по теме «Потребности человека»; обеспечить понимание видов потребностей, роль потребностей в жизни человека;
Воспитательные: воспитывать умение выбирать решение и высказывать свою точку зрения на заданную тему, воспитывать толерантность;
Развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение от практической деятельности переходить к интеллектуальной: объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, формулировать выводы.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны научиться характеризовать иерархию потребностей, приобрести умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии, вырабатывать навыки работы в группе.
Материалы и оборудование к уроку: презентация, мультимедийный проектор, полосы бумаги с написанными на них названиями потребностей (полосы разной длины - от физиологических потребностей - самые длинные, до духовных - короткие, в соответствии с пирамидой на плакате), плакат с изображением пирамиды (треугольника), магниты, магнитная доска.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Вводное слово. (Слайд №1)
Сегодня наш урок будет посвящён потребностям человека. Вслушайтесь в это слово? Как вы думаете, что оно означает? (Ответы учащихся) Правильно, потребности - это, что человеку требуется, то, что ему необходимо, в чём он нуждается.
Давайте представим, что корабль, на котором мы плыли в далёкое морское путешествие, попал в шторм и потерпел крушение. Закройте глаза и послушайте эту запись. (Слайд №2- аудиозапись шума волн, шторма)

2. Физиологические (биологические) потребности.
Мы открываем глаза… и видим, что оказались на необитаемом острове. (Слайд №3) Светит яркое солнце, вдалеке шумят деревья, а море уже совсем спокойное. Какое первое желание у вас возникнет, как вы думаете? (Ответы учащихся)
Все ваши ответы верны, но нужно признать, что на необитаемом острове мы не можем все их удовлетворить. И поверьте, если светит яркое солнце, а вы устали и измучены такими событиями, то вскоре вам захочется пить и есть. (Следующие картинки на слайде №3) Вам нужно будет подкрепить свои силы. Как же вы добудете себе воду и пищу? (Ответы учащихся)
Вернёмся же к теме нашего урока. Значит, первая потребность человека- это потребность в воде и пище, без которых он не сможет долго прожить.
О такой истории вы можете прочитать во многих приключенческих романах. А какой же самый известный из них? (Ответы учащихся) Конечно, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо. (Слайд №4)
Целый день вы гуляете по острову, изучаете его ландшафт, растения, которые на нём растут, птиц, которых встречаете на пути… И вот - приближается ночь. О чём же вам нужно задуматься? (Ответы учащихся)
Конечно, о безопасном ночлеге. Придумайте, предположите, где бы вы могли переночевать. Почему мы говорим о безопасном ночлеге? (Ответы учащихся)
Это и есть ещё одна важная потребность человека - потребность в безопасности. (Слайд №5) Вот, какой дом построил для себя Робинзон Крузо.
На следующее утро, когда вы выспитесь и отдохнёте, вам придётся подумать о том, что же делать дальше, вы начнёте планировать свою жизнь. А что же сделал Робинзон Крузо? Он приручил диких коз и завёл собственное хозяйство. Он разбил огород и стал выращивать для себя растения. Конечно, это удалось ему не сразу, и очень много пришлось потрудиться.
А знаете ли вы, что путешественник тяжело заболел, и только чудом ему удалось вылечиться. Значит ещё одна необходимая потребность - это потребность в медицинском обслуживании и лечении. (Слайд №6)
Самыми базовыми, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием-это потребности в пище, воде, укрытии (жилище), безопасности, отдыхе, сне. Эти потребности называют биологическими или физиологическими. (Слайд №7)

3. Социальные потребности.
Робинзон Крузо хотел и в одиночестве оставаться человеком, он отмечал смену дней, вёл календарь, делал зарубки на дереве. И даже научился определять смену времён года, ведь провёл на том острове много лет. А какой бы календарь придумали вы? (Ответы учащихся)
И конечно, любой путешественник, оказавшийся далеко от дома, вспоминает своих родных, друзей, тоскует о них. (Слайд №8) Значит, человеку очень важны дружеское общение, поддержка. Наверно, и у вас так бывает, что вы чем-то расстроены. А в разговоре с близким человеком (с мамой, папой, близким другом) вы можете получить поддержку и найти выход из трудной ситуации.
(Слайд №9) Многие люди ищут новых друзей, а так же стремятся встретить того единственного (единственную), с кем бы хотели пройти по жизни, создать семью.
Эти потребности можно назвать социальными. (Слайд №10)
Каждый человек жаждет дружбы, привязанности и общения, любви и заботы.

4. Духовные потребности.
А теперь давайте вернёмся с необитаемого острова на большую землю, в наш прекрасный город. Представьте, что вы закончили школу, получили профессию, работаете. Но вы не удовлетворены, что каждый ваш следующий день похож на предыдущий. Вам может стать очень тоскливо. Такое может случиться с каждым. Тогда человек начинает задумываться, рассуждать, стремится что-то изменить, улучшить. Это может быть и поиск новых увлечений (Слайд №11) , и обучение новой профессии (Слайд №12) , и посещение выставок, театров (Слайд №13) , а так же стремление посмотреть другие города и даже страны (Слайд №14).
Всеми этими действиями человек старается удовлетворить потребность в саморазвитии, в познании мира, в красоте и гармонии. Эти потребности называются духовными. (Слайд №15) Они многообразны и чрезвычайно важны для человека.

5. Подведение итогов.
Давайте все вместе вспомним, о каких потребностях мы говорили сегодня на уроке, какие из них являются базовыми, необходимыми, без которых человек не может прожить, какие приходят позже, но тоже очень важны для каждого человека.
У меня на столе лежат полоски бумаги, на которых написаны названия потребностей человека, о которых мы сегодня говорили. Обратите внимание, что полосы эти разной длины. Найдите им место на нашей таблице!
Учащиеся разбирают полоски бумаги с написанными на них названиями потребностей и с помощью магнитов прикрепляют их к плакату на доске, на котором изображена пирамида (в виде треугольника), так, чтобы полоски с названиями физиологических потребностей оказались внизу пирамиды, а с названиями духовных потребностей- вверху.

6. Завершение урока.
Некоторые из вас при обсуждении высказали мнение, что человеку больше всего нужны деньги, что имея деньги, можно всё купить и быть счастливым.
Конечно, деньги очень важны, и без них в современном мире сложно прожить, разве что вы оказались на необитаемом острове, как Робинзон Крузо.
Но давайте вспомним сказку Ганса Христиана Андерсена «Огниво» . Помните, когда у солдата было много денег, он жил в дорогих комнатах, мог обедать в дорогих ресторанах, у него было много друзей, которые его любили и уважали. Но были ли эти друзья настоящими? Ведь, как только он потратил все деньги и перебрался в бедные комнаты под самой крышей, эти друзья куда-то исчезли и не помогали ему. Я хочу, чтоб после нашего урока вы очень внимательно относились к своим потребностям и потребностям ваших близких. Послушайте стихотворение Юлии Громовой, задумайтесь над этими словами и постарайтесь беречь и ценить своих друзей, которые всегда будут вам опорой и поддержкой.
Друзья! Спасибо, что вы есть!
Что вы со мною рядом!
Вам чужды, знаю, зависть, лесть,
Слова, что больно ранят.
Готовы выслушать всегда,
Совет дать, наставленье.
А если вдруг придет беда –
Поддержку, утешенье.
Улыбки ваши, как цветы,
Мне радость, лёгкость дарят.
Вы жизнелюбия полны.
Как хорошо мне с вами!
Спасибо вам за доброту,
Отзывчивость, участье.
Мои друзья! Я вас люблю!
Желаю всем вам счастья!

Приложение 1.
Названия потребностей человека, написанные на полосках бумаги разной длины (от самой длинной до самой короткой):
-потребность в воде,
-потребность в пище,
-потребность в воздухе,
-потребность в укрытии (в жилище),
-потребность в отдыхе, потребность в лечении,
-потребность в общении,
-потребность в дружбе,
-любви, потребность в семье,
-потребность в самоуважении,
-потребность в уважении другими,
-потребность в самореализации,
-потребность в развитии,
-потребность в творчестве,
-потребность в духовном росте.
Приложение 2.
Плакат «Пирамида человеческих потребностей».
Презентация на тему: Потребности человека

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по обществознанию для 8 класса на тему "Конституция - основной закон государства" Конспект урок обществознания, 8 класс. Мораль Конспект урока по обществознанию "Бюджет семьи", 8 класс Конспект урока по обществознанию с презентацией, 8 класс «Защита Отечества» для 8 класса
Конспект урока по обществознанию "Бюджет семьи", 8 класс | Конспект урока по обществознанию с презентацией, 8 класс «Защита Отечества» для 8 класса
Опубликовано: 1710 дней назад (24 июля 2019)
Просмотров: 2143
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Елена Васильевна Бычкова # 24 июля 2019 в 02:35 +1
Ольга Васильевна, здравствуйте. Вы представили конспект урока, знакомящий учеников с видами и классификацией потребностей по нескольким критериям, дополнив его дидактическим материалом, позволяющим закрепить полученные знания. Отличная презентация; она помогает ученикам на визуальном уровне воспринимать материал урока (включена зрительная память). Голос +1