Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по обществознанию с презентацией, 8 класс «Защита Отечества» для 8 класса

Конспект урока по обществознанию «Защита Отечества» для 8 класса
Автор: учитель Волжина О.В., ГБОУ школа №231 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга
Цель: раскрыть суть священного долга гражданина - защитить Отечество.
Задачи:
1. Воспитание чувства гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитникам Отечества.
2. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
3. Формирование представлений о патриотическом долге гражданина РФ.
Оборудование: презентация, мультимедийная установка, магнитная доска, листы бумаги, фломастеры, магниты.
Ход урока
1. Вводное слово. (Слайд №1)
Защита Отечества во все времена была почётной обязанностью. Давайте вспомним о славных богатырях, защищавших родную землю.

2. Богатыри земли русской. (Слайд №2)
Вам, конечно, известна эта картина. Написал её Виктор Васнецов. Называется она «Три богатыря». Кто же изображён на ней? Как звали этих славных воинов? (Ответы учащихся)
Как вы думаете, такие люди, которые изображены на картине, жили на Руси на самом деле? (Ответы учащихся)
Ещё в те далёкие времена на нашу землю нападали кочевые племена - половцы, печенеги, хазары, разоряли и сжигали города и села, уводили в плен детей и женщин, а стариков и мужчин убивали. На защиту Родины вставали все, кто мог держать в руках оружие, и среди них выделялись сильные, мужественные воины, их называли богатыря¬ми, витязями. Певцы и сказители слагали о них легенды, песни, былины. Вот такие былинные богатыри и изображены художником.
(Слайд №3) В центре на исполинском черном коне сидит степенный, дородный Илья Муромец из города Мурома, села Карачарова. Был он, по преданию, сыном крестьянина. Илья уже не молод, он - старший среди богатырей. Серебром сверкает борода, выбилась из-под шлема седая прядь волос. Широкий лоб, сжатые губы, прямой и открытый взгляд говорят нам о несгибаемой силе воли, прямоте и честности его души, великодушии и доброте. Тяжело, но уверенно сидит на коне Илья, поднял руку к глазам и напряженно всматривается вдаль. Уверенность, сила и мощь в его ладной и могучей фигуре. Про такого говорят, косая сажень в плечах (широкоплечий, большого роста). С удивительной легкостью держит в правой руке булаву булатную «сорока пудов», и рука его даже не сгибается под этой тяжестью. В левой руке у него огромное красное копье, указывающее, вероятно, откуда надо ждать врага. В былинах рассказывается о необыкновенной силе Ильи Ивановича. Он один убил четыреста разбойников, истребил несметные полчища татар, одержал победу над Соловьем-разбойником. Искренняя преданность народу, самоотверженное служение интересам простых людей отличают его.
(Слайд №4)
Справа от Ильи на белом коне другой герой - Добрыня Никитич. Былины говорят, что он княжеского рода, из Рязани, посадник Новгородский, дядя киевского князя Владимира, а позднее - вое¬вода. Добрыня Никитич - зрелый муж, крепок, красив, строг и благороден. Выразительно лицо его, гордая осанка. Он отличался, как говорят былины, мудростью, вдумчивостью и знания¬ми. Сверкают серебром и позолотой его кольчуга, шлем и меч. Красный круглый щит горит и переливается золотыми заклепками, тяжел золотой крест на могучей груди. Добрыня известен своей смелой борьбой со Змеем Горынычем да с ханом Батыем. Боевой конь богатыря силен и очень красив - белый, в нарядной красной сбруе с золотыми украшениями. Он словно уже видит приближающегося врага, настороженно вглядывается вдаль. Ветер развевает его пышную бело-снежную гриву и хвост.
(Слайд№5)
Слева от Ильи Муромца еще один народный богатырь - Алеша Попович, сын попа из города Ростова. Этот молодой красавец кажется изящным, тонким и стройным. Нарядна одежда его: на красный кафтан надета изукрашенная позолотой кольчуга, на голове позолоченный шлем, на ногах красные узорчатые сапожки, на руках перстни. У пояса с левой стороны - меч и стрелы в колчане, сзади щит. В правой руке - плёточка шелковая. Не силой богатырскою берет Алеша верх над врагами, а ловкостью, находчивостью, смекал¬кой, ухваткой и отвагой. Он весельчак и лукавый балагур, гусляр, певец, мастер на выдумки. Что-то и сейчас он замышляет — хитровато смотрит в сторону врага.
Алеша Попович известен как победитель Тугарина Змеевича, борьбой с печенегами и татарами.
На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей. Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились. Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.
Все вы, конечно, видели мультипликационные фильмы, снятые о славных русских богатырях. Как вы думаете, почему эти герои и в наши дни так популярны? (Ответы учащихся)

2. Герои Великой Отечественной войны.
(Слайд №6) А теперь давайте, как на машине времени, перенесёмся в двадцатый век и вспомним о событиях, которые происходили на нашей земле 78 лет назад. Какое страшное известие потрясло нашу страну 22 июня 1941 года? (Ответы учащихся)
Той весной 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну. Такие же мальчишки и девчонки, чуть постарше вас, заканчивали учёбу в школе, мечтали о будущем, но всё изменилось в один день, когда из репродукторов, с плакатов раздался призыв: «Все на защиту Родины!» И многие ребята, даже приписывая себе годы, стремились попасть на фронт, чтоб защищать родную землю от врага.
Послушайте отрывок из поэмы Роберта Рождественского «Реквием (Вечная слава...) ».
Пламя ударило в небо!-
ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
я или Родина.
Самое лучшее и дорогое -
Родина.
Горе твоё -
это наше горе,
Родина.
Правда твоя -
это наша правда,
Родина.
Слава твоя -
это наша слава,
Родина!
Вглядитесь в лица этих ребят! Их лица не по-детски серьёзны. Взяв оружие, они сразу стали старше и вместе с отцами и старшими братьями идут защищать свою семью, свой край, свою Родину. (Слайд №7- включить аудиозапись)
Наш народ одержал великую победу в Великой Отечественной войне. Мы помним и чтим героев, павших в тех боях.
(Слайд №8) Каждый год 9 мая мы отмечаем этот праздник - День Победы, и каждый раз слёзы наворачиваются на глаза от трогательных слов этой песни. (Включить аудиозапись на слайде №8)
(Слайд №9) На этих фотографиях вы видите акцию «Бессмертный полк». А кто из вас ходил 9 мая на это поистине народное шествие с портретами своих родственников, отстоявших эту великую победу и защитивших нашу Родину? (Ответы учащихся)

3. Защита Отечества в наши дни.
Как вы думаете, способна ли нынешняя молодёжь так же, как их деды и прадеды встать на защиту Родины, если это потребуется? (Ответы учащихся)
(Слайд №10) Есть такой замечательный художественный фильм «Офицеры», в котором показана судьба представителей нескольких поколений, для которых защита Родины стала их профессией. Попробуйте ответить на вопрос, что же такое в наши дни быть настоящим защитником Отечества.
Учитель записывает на доске ответы учащихся. Предполагаемые ответы: оборона страны в случае нападения на неё, охрана независимости страны, охрана территории, населения, патриотический долг каждого гражданина.
А сейчас я предлагаю вам разбиться на пары и выполнить следующее задание. Вам нужно ответить на вопрос, каким должен быть защитник Родины. Свои ответы запишите, пожалуйста, на этих полосках бумаги.
Листы с ответами учащиеся прикрепляют к доске с помощью магнитов.
Предполагаемые ответы: сильный, смелый, ловкий, волевой, должен много знать и уметь, успешно выполняет поставленные задачи, дорожит своей честью, любит свой народ.


4. Завершение урока.
При обсуждении темы сегодняшнего урока многие из вас говорили, что вы ещё школьники и не скоро сможете стать настоящими защитниками. Но готовиться к этому вы можете уже сейчас - воспитывать силу воли, развиваться физически, заниматься спортом, стремиться получить хорошие знания, которые пригодятся вам при выборе жизненного пути. А став профессионалами своего дела, честными, законопослушными гражданами, вы сможете принести своей стране, своему народу много пользы, и тем самым сделать свою Родину сильнее.
(Слайд №11) У каждого народа есть герои, которых никогда не забывают. Как звёзды на небосклоне, освещают они исторический путь человечества, являются примером и образцом служения своему Отечеству для следующих поколений. Отчизна - это земля отцов, и долг каждого гражданина в случае необходимости встать на защиту своей страны.
Презентация к уроку обществознания в 8 классе «Защита Отечества»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по обществознанию с презентацией «Потребности человека», 8 класс
Конспект урока по обществознанию с презентацией «Потребности человека», 8 класс
Опубликовано: 1948 дней назад (25 июля 2019)
Просмотров: 1750
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!