Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока технологии, 8 класс. Основные функции семьи. Виды расходов и доходов семьи. Бюджет семьи

Основные функции семьи. Виды расходов и доходов семьи. «Бюджет семьи»
Труд 8 класс
Цель урока: Сформировать знания учащихся о понятии «бюджет семьи», изучить структуру и планирование семейного бюджета.
Задачи урока:
- образовательные:
1. познакомить с понятиями «бюджет семьи», «расход», «доход»;
2. дать представление о структуре семейного бюджета;
3. выработать умение анализировать бюджет семьи.
- воспитательные:
1. вовлечь в активную практическую деятельность;
2. совершенствовать навыки общения, работы в группах.
- развивающие:
1. развивать умение выделять главное в изучаемом материале,
2. развивать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и делать выводы, логически излагать мысли,
3. развивать у учащихся внимание и творческое искание.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: урок – деловая игра.
Ход урока
1.Организационный этап
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
- Что такое семья? Да, действительно, семья – социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью

3. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей.
Исходя из этого, выделяют следующие функции семьи:
1. Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, формировании личности ребенка, самореализации в детях
2. Хозяйственно – бытовая функция заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальных потребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья - физического, психического и социального.
3. Функция эмоционального обмена (эмотивная функция семьи) состоит в удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, а также обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействуя сохранению их психологического здоровья.
4. Коммуникативная функция состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества.
5. Функция первичного социального контроля - введение ограничений и запретов, которые помогают выживать.

Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”. Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов семьи за определенный период времени (месяц, квартал, год).
Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую-либо другую деятельность. Все полученные средства составляют совокупный доход.
Ответьте на вопрос: в каком же виде можно получать доход?
- в виде наличных средств (банкноты, монеты, кредиты), безналичных денег (счета в банке, чеки), а также в виде благ.
Расход – это затраты на изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделий или услуг.
Бюджет семьи можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.
Если расходы равны доходам, - бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально использовать ресурсы семьи и удовлетворять большую часть потребностей.
Но родители обязаны научить ребенка ориентироваться в финансовых вопросах, наряду с этикетом или правилами общения.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Запись понятий в конспекте

Структура семейного бюджета.
Планирование семейного бюджета – дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и расходах, о ценах на товары..
Постоянные расходы – это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются. К ним относят покупку основных продуктов питания, плату за квартиру, подписку на периодические издания, проездной билет и т.д.
Переменные расходы – включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы.
К циклическим расходам относится покупка предметов различного срока пользования (мебель – 10-12 лет, верхняя одежда – 2-3 сезона, бытовая техника, материалы для ремонта квартиры).
Сезонные расходы связаны с определенными сезонными явлениями (заготовка впрок ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка).
Непредвиденные расходы включают в себя расходы, часто связанные с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники).
Можно выделить и единовременные расходы. Это приобретение произведений искусства, украшений и т.д.
Рассмотрим подробнее обязательные платежи. В них входят:
Налоги (в частности, подоходный); взносы в общественные и кооперативные организации, например в жилищно-строительный кооператив; погашение банковских ссуд и кредитов; оплата услуг детского сада и коммунальных услуг (квартиры, отопления, газа, воды, электроэнергии, телефона, радио и т.д.); транспортные расходы; плата за образование или за дополнительные услуги бесплатного образования (кружки, секции).

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
4. Этап применения знаний и способов действий.
Учитель: Вступлением к следующему этапу урока я взяла детский стишок:
Маму в магазин провожает сын.
Десять рублей он ей дает:
- Вот! Купи мне самолет!
А еще – Ружье, Лопатку,
Танк, Лошадку, Шоколадку,
Самосвал, Тетрадки, Краски, Маски,
Сказки и салазки!.. Постарайся! Не забыть!
А на сдачу Можно даже
И свистульку Мне купить!
Можно ли на такую сумму денег в настоящее время купить столько товара? Как же правильно рассчитать весь бюджет семьи? Давайте вспомним математику.

Деловая игра «Бюджет семьи».
Класс делится на команды по 2 человека для выполнения практического задания. Каждая группа – это, условно, семья.
Задача: Составить сбалансированный бюджет семьи на месяц, если известны следующие данные:
1). Заработная плата папы – 320 эконов, заработная плата мамы составляет 5/8 от заработка папы, пенсии бабушки и дедушки на 40 эконов меньше, чем заработная плата мамы, стипендия сына в 10 раз меньше, чем заработная плата папы. Каждый месяц семья расходует: на покупку продуктов – примерно 366 эконов, на оплату квартиры – 120 эконов, на предметы гигиены (мыло, зубную пасту, шампунь и т.д.) – примерно 65 эконов, на оплату проезда на транспорте – примерно 45 эконов, на лекарства бабушке с дедушкой – 87 эконов. Кроме того, мама хотела бы купить новое платье за 97 эконов, а папа давно мечтает отремонтировать телевизор, на что потребуется 54 экона.
Итого доходов=расходов 872 экона. 38 эконов остаток, который можно потратить на приобретение продуктов, предметов гигиены и пр., либо отложить.
2). Семья решила ежемесячно откладывать 150 эконов на приобретение компьютера. Какие изменения следует внести в бюджет семьи?
Если семья отложит 150 эконов на приобретение компьютера, то ей придется отказаться от «необязательных покупок» - ремонта телевизора, приобретение еще одного платья. Остаток 39 эконов можно либо отложить на приобретение компьютера, либо направить на покупку продуктов, лекарств. Этой суммы не хватит ни на ремонт телевизора, ни на покупку нового платья.
3). Плата на квартиру повысилась на 55 эконов. Какие расходы в этом случае следует изменить?
Ответ: Возможно, придется несколько уменьшить расходы на покупку продуктов, предметов гигиены, оплату транспорта. Всего нужно уменьшить расходы на 16 эконов. (остаток 39эконов: 55-39=16).Если же сэкономить 16 эконов не удастся, то отложить на приобретение компьютера можно будет всего 134 экона вместо 150.
4). Из-за плохой учебы сын перестал получать стипендию. Какие теперь изменения следует внести в бюджет семьи?
Ответ: На приобретение компьютера можно будет отложить 118 эконов вместо 150.
Скажите ребята, а во многих ли семьях бюджет сбалансированный? (учащиеся отвечают).
Во многих семьях бюджет имеет дефицит, денег иногда не хватает. Наша задача научиться правильно, планировать свои доходы и расходы, чтобы в наших семьях не было дефицита, а был избыток.

5. Этап обобщения и систематизации знаний.
Вопросы для закрепления: Давайте поиграем в «Свою игру». Вы называете любую цифру до 5, отвечаете на вопрос. Учитель оценивает ответы.
1. Что такое бюджет семьи, и каким он бывает?
2. Каким бывает бюджет семьи?
3. Что такое расход, доход?
4. Какие вы знаете обязательные платежи?
5. «Не доходом разживаются, а расходом». Объясните.

Домашнее задание: Вы уже знаете о многих профессиях. Учитель учит детей новым знаниям, повар готовит для вас вкусные завтраки и обеды, а чем занимаются люди следующих профессий: бухгалтер и экономист? Дома записать в тетрадь кратко об этих профессиях.
Рефлексия:
Вам понравился сегодня урок?

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие по технологии для 6 - 8 классов. Кулинарный поединок Конспект урока: Суккуленты. Опунция, Алоэ в коррекционной школе VIII вида в 8 классе Описание опыта работы (инновационного опыта) учителя технологии Конспект урока технологии в 8 классе для девочек. Интерьер жилого дома
Ситуация успеха на уроке в свете требований ФГОС | Урок ко Дню освобождения Донбасса в годы Великой Отечественной войны
Опубликовано: 1022 дня назад (3 августа 2019)
Просмотров: 3244
+1
Голосов: 1
Ирина Викторовна Трубинова # 7 августа 2019 в 18:26 0
Людмила Петровна! Вы молодец! Очень интересное и нужное занятие. Хорошо, что вы доносите до подрастающего поколения важную функцию в семье ведение бюджете семьи. Отдаю вам свой голос