Отчет об особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения
Развивающая предметно-пространственная среда, создаваемая в образовательной организации с учетом ФГОС ДО, и учетом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, должна обеспечить условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать: максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации; наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности; охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития; возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; двигательную активность детей, а также возможность уединения.
Организация предметно-развивающей среды в группе выстраивается в соответствии с основной образовательной программой ДОУ, и принципов программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Пространство в группе организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащённых большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям.
Среда в нашей группе выполняет различные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
В групповом помещении организованы следующие центры:
• Центр познавательного развития;
• Центр сюжетно – ролевых игр;
• Центр творчества;
• Музыкальный центр;
• Центр театрализованной деятельности;
• Центр «Здравствуй книжка»;
• Центр Моя родина;
• Центр физкультуры;
• Информационный центр;
• Центр «Творческая мастерская» (для выставки детского рисунка, детского творчества).
Групповое помещение условно разделено на функциональные зоны, плавно переходящие одна в другую. Весь материал подобран педагогически целесообразно.
Центр познавательного развития представлен игротекой, в котором находятся игровые материалы, способствующие познавательному, сенсорному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнаванию по описанию, воссоздания, преобразования; ориентировке по схеме («Собери целое из частей», «Разложи по образцу», «Найди одинаковые предметы» и т.д.), на следование и чередование («Что сначала, что потом?»). Для развития логики игры «Прямоугольники», «Кубики для всех». Детям доступны настольно-печатные игры, лото.
Центр сюжетно - ролевых игр позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности. Он представлен куклами разного размера, наборами мебели, посуды, игрушками – предметами бытовой техники, разнообразными видами транспорта, для сюжетно-ролевых игр «На приеме у врача», «Парикмахерская», «Магазин» «Семья» сшиты халаты и фартуки.
Центр творчества помогает детям проявить творчество, дает возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми материалами. Здесь мы собрали раскраски, печатки, дидактические игры («Соедини точки», «Обведи по контуру», разнообразные краски, бумага, мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, материалы для приобретения опыта, использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности: рисование без кисточки и карандаша, кляксография с трубочкой, предметная печать по трафарету.
Музыкальный центр соответствует возрастным особенностям и потребностям детей. Он представлен музыкальными инструментами – гитара, гармонь, пианино, колокольчики, бубенцы, нетрадиционными музыкальными инструментами, изготовленными самостоятельно и совместно с детьми.
Центр театрализованной деятельности, где детям предложены различные виды театров – настольный, маски и шапочки для игр-драматизаций, картотека сказок для показа на фланеллеграфе.
В
центре «Здравствуй книжка» детям предложены книги различных авторов в соответствии с их возрастом; периодически выставляются новые книги в соответствии с возрастом детей, программой, сезонными изменениями, тематическими праздниками. Здесь и портреты детских писателей, поэтов, сюжетные картинки, книжные иллюстрации с последовательностью сюжета сказки.
Центр по изучению родного края отражает одно из основных направлений личности дошкольников: способствует формированию патриотических чувств, знакомит с символикой нашего края. Здесь находятся альбомы «Мой любимый город Каспийск», настольная игра «Мой край».
Физкультурный центр расположен таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог находить для себя увлекательное занятие. В физкультурном уголке имеются разработанные и сделанные нами массажные коврики для профилактики плоскостопия, кегли; мячи и шары разных диаметров, обручи, длинные и короткие скакалки и шнур, кольца.
В раздевальной комнате расположен информационный уголок для родителей «Для Вас, родители», в котором размещены: расписание занятий, информация о режиме работы группы, о мероприятиях, проводимых в детском саду. Периодически в раздевальной комнате оформляются фотовыставки «Наши праздники», «Как мы живем!» и т.д., а также регулярно выставляется информация для родителей.
Также в прихожей создан уголок Творчества, где ежедневно выставляются работы детей, согласно расписанию занятий и календарно-тематическому планированию.
Рекомендуем посмотреть:
Предметно-развивающая среда группы в детском саду по ФГОС
Создание предметно – пространственной среды в ДОУ во второй младшей группе
Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС дошкольного
Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО в старшей групп