Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока Лермонтов "Бородино", 5 класс с презентацией

Урок литературы в 5 классе. М.Ю. Лермонтов "Бородино"
План урока
1. Вступительное слово учителя и постановка целей урока
Ребята! Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь? А бывает ли, на ваш взгляд, когда кто-то или что–то является предметом гордости все-го народа? Как вы понимаете, темой наших двух уроков будет разговор о М.Ю.Лермонтове и об одном из таких событий - Бородинском сражении 1812 го-да, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М.Ю. Лермонтова. Сегодня на уроке мы
• вспомним и дополним то, что знаете вы о великом русском писателе;
• вспомним, что вам известно из истории о войне 1812 года,
• познакомимся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино»;
• проанализируем его и выскажем свое мнение.

2. Заполнение таблицы «Знаю – узнал»
3. Рассказы учащихся о писателе «Поделись находками»
4. Знакомство с фактами биографии (материалы презентации)
5. Заполнение таблицы «Знаю – узнал»
6. Что мы знаем о Бородинском сражении 1812 года

Да, 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. 2 месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался пробудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал М.И. Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит, Рос-сии. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцепились друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскалённые пушки не могли выдерживать действие пороха и лопались с треском…»

Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.

Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, так как русские впервые остались непобежденными, ослабило её наступательную активность, пред-определило поражение Наполеона в этой войне. Не сбылось его пророчество: «Через три года я буду господином всего света. Остаётся Россия, но я раздавлю её…» Ему пришлось признать: «Из 50 сражений, данных мною, в битве под Москвою высказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми».

Мы же вслед за русским генералом А.П. Ермоловым можем с гордостью повторять: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».

6. Просмотр фрагмента «Бородинское сражение» из фильма «Война и мир»
7. Работа М.Ю. Лермонтова над стихотворением
8. Прослушивание в аудиозаписи на фоне кадров презентации
9. Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?
10. Словарная работа (презентация)
11. Беседа по вопросам:
• Кому доверен рассказ о великом событии?
• Как вы объясните, почему этот рассказ был доверен рядовому солдату, ветерану войны?
• Кто ещё участвует в разговоре?
• В чём особенность построения стихотворения?
• Внимательно рассмотрите, как напечатано стихотворение? (страница 165). Вы видите, что оно состоит из небольших частей. Сосчитаем их – окажется 14. В каждом из них законченное описание.
• Часть стихотворения, объединённая в единое целое содержанием, рифмой, ритмом, называется строфой.
• В этом стихотворении 14 строф, у каждой из них - единый ритм, еди-ное содержание, единое расположение рифм.
• Какое количество строф отведено монологу старого солдата? (13)
• Как содержание I строфы подсказывает нам, как её читать?
• Что заставляет старого солдата обратиться к непростым для него вос-поминаниям?
• С чего начинает солдат свой ответ? Как эти слова связаны с дальней-шим повествованием?
• Проследим за сюжетом произведения, выделим значимые смысловые части и вместе с тем ещё раз обратимся к славным страницам истории России. (презентация)
12. Работа в группах «Читаем и размышляем»
• Характеристика рассказчика
• Найдите в описании Бородинского сражения в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» слова, которые помогают передать стреми-тельное движение, действие
• Найдите в описании Бородинского сражения в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» слова, которые помогают передать звуки боя, грохот боя

13. Слово учителя (вывод)
Через 4 года мы будем отмечать 200-летие со дня Бородинского сражения. Поче-му и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описан-ные? Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг “недаром помнит” и будет помнить “вся Россия”.
14. Тест
15. Домашнее задание. Оценки
Приложение
Тест
1. Укажите тему стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»:
А. Непримиримое отношение автора к иноземным захватчикам.
Б. Поэтическое изображение подвига русского народа в войне 1812 года.
В. Рассказ старого солдата о войне 1812 года.

2. Кто является рассказчиком в стихотворении?
А. Автор.
Б. Солдат участник сражения.
В. Полковник.
Г Молодой воин.

3. Кем был рассказчик в 1812 году?
А. Артиллеристом.
Б. Кавалеристом.

4. Когда было написано «Бородино»?
А. В ходе сражения.
Б. Сразу после битвы.
В. Через десять лет после сражения.
Г. Через двадцать пять лет после сражения.

5. Кто является главным героем произведения?
А. Рассказчик.
Б. Полковник.
В. Автор.
Г Народ.

6. Что такое диалог?
А. Развернутое высказывание одного лица.
Б. Разговор двух или более лиц.

7. Какие строки Лермонтова будут повторять защитники Москвы во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.?
А. «да, были люди в наше время... ».
Б. «Пора добраться до картечи!».
В. «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали...!»
Презентация на тему: М.Ю.Лермонтов "Бородино"

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы 5 класс с презентацией. Р.Г. Гамзатов "Журавли" Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова с презентацией, 5 класс
Урок литературного чтения в 4 классе с презентацией. Чехов «Каштанка»
Опубликовано: 1114 дня назад (8 апреля 2021)
Просмотров: 3601
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!