Урок литературного чтения в 4 классе с презентацией. Чехов «Каштанка»
Конспект урока литературного чтения в 4 классе А.П.Чехов рассказ «Каштанка» (УМК «Начальная школа 21 века»)
Тип урока: Изучение нового материала. Цель урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа А.П.Чехова «Каштанка». Задачи:
1. Обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением.
2. Отрабатывать навык чтения вслух и про себя.
3. Расширять словарный запас учащихся.
4. Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым).
5. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей и учителя, воспитывать доброе отношение к животным. Оборудование:
– Учебник «Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч.
– Авт. сост.: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана – Граф, 2009 г.
- тетради;
- мультимедийный проектор;
Ход урока
1 слайд 1. Организация класса. 2. Подготовительная работа. Цель: подготовить детей к восприятию текста.
- Посмотрите на доску, прочитайте и определите из каких произведений эти отрывки?
- ( дети читают отрывок про себя). 2-й слайд
… Теперь, при дневном свете, легко уже было рассмотреть его. Белый лоб у него был большой, а на лбу бугор, какой бывает у очень глупых собак; глаза были маленькие, голубые, тусклые, а выражение всей морды чрезвычайно глупое. Подойдя к волчатам, он протянул вперёд широкие лапы, положил на них морду и начал:
- Мня, мня…нга-нга-нга!...
- Кто догадался, из какого произведения этот отрывок?
-(рассказ «Белолобый»)
- Посмотрите и прочитайте следующий отрывок.
- (дети читают отрывок про себя).
3-й слайд
«Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался»...
Он свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке.
- Кто узнал о ком идёт речь в этом отрывке и как называется рассказ?
- (Речь идёт о Ваньке. Рассказ так и называется «Ванька»)
- Скажите, а кто является автором этих рассказов?
(А.П.Чехов). Слайд 4
- Действительно! Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением А.П.Чехова. Слайд 5
2) Работа со схемой «Темы и жанры произведений А. П. Чехова» Слайд 6
- А начнём мы наш урок с загадки.
- Посмотрите на доску и прочитайте загадку. (1 ученик читает загадку вслух). Слайд 7
Лежит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
- Кто это?
-(Собака).
- Правильно, это собака. Поднимите руку те, у кого есть собака. Я надеюсь, что вы будете моими активными помощниками на уроке и наше занятие не оставит вас равнодушными. Как и у вас, у А.П.Чехова было особое отношение к собакам. На свете множество собак, но мы сегодня на уроке начнём знакомиться лишь с одной из них – с героиней рассказа А.П.Чехова «Каштанка».
- Посмотрите на доску. Слайд 7
СОБАКА
- Давайте прочитаем это слово с разной интонацией -удивления
- радости
- обращения
- вопроса
- (дети читают)
4. Словарная работа. Цель: объяснение и развитие словарного запаса детей.
- Посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны трудные слова, значение которых не все из вас знают.
- Давайте прочитаем эти слова.
(Конножелезка, фрунт). Слайды 8, 9
- Как вы думаете, что они обозначают?
- (Ответы детей)
- Прочитаем правильное толкование этих слов.
На доске запись:
вагоны конножелезки – конная железная дорога (вагоны с пассажирами возили по рельсам лошади)
вытянулся во фрунт – стать прямо, сдвинув пятки, руки по швам.
- Физминутка.
5. Первичное ознакомление с текстом. Слайд 10 Цель: познакомить на слух учащихся с текстом.
- (Начинает чтение учитель, а хорошо читающие дети продолжают).
6. Проверка первичного восприятия.
Цель: проверить первичное впечатление от текста.
- С каким настроением вы слушали отрывок?
- (с интересом)
- Почему?
- (Хотелось узнать, что случится с Каштанкой дальше.)
- О чём задумались, слушая?
- (Как помочь собаке)
7. Повторное чтение текста. Цель: формировать и совершенствовать навыки чтения.
- Сейчас читать текст будете вы цепочкой по абзацу.
- (чтение детей)
а) Работа с текстом 1 и 2 части.
- Что случилось с Каштанкой?
- (Она потерялась)
- Какая была погода в тот вечер?
- (Холодная. Она останавливалась, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую)
- Найдите и прочитайте в тексте.
- (чтение детьми).
- Прочитайте описание внешнего вида героини рассказа Каштанки?
- («Молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой, - очень похожая мордой на лисицу»)
- Что чувствовала Каштанка, когда осталось одна?
- (Каштанкою овладели отчаяние и ужас)
- Найдите и подтвердите ответ словами из текста.
- (чтение детьми)
- Из-за чего Каштанка потерялась?
- (Она отвлеклась).
- Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте.
- (Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла).
- Да, Каштанка, которая не любила громкую музыку, оказалась на незнакомой улице. Ей было одиноко и страшно.
- Почему? Как об этом пишет автор?
- ( Она поняла, что потеряла след хозяина и осталась одна)
- Что усиливало несчастье собаки?
- (Холод и голод)
- Давайте перечитаем последнее предложение первой главы.
- (Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»).
- Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа?
- (несчастная, одинокая, озябшая, голодная).
- Найдите эпизод из второй части, как Каштанка попала к таинственному незнакомцу?
- (чтение детей)
- Как выглядел незнакомец? Прочитайте.
- (Коротенький и толстенький человек с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку).
- Как незнакомец общался с ней при встрече?
- (Приветливо, заботливо, нежно, с жалостью)
- Что испытывала Каштанка, оказавшись в новой обстановке?
- (страх)
- Как она себя вела?
- (она боялась)
- Как отнёсся к Каштанке незнакомец?
- (сытно накормил, положил спать)
- Что делала собака после обеда?
-(Решала вопрос, где лучше)
- Найдите и прочитайте описание домашней обстановки незнакомца и столяра.
-(Чтение отрывка)
- Молодцы! б) Работа с карточкой.
- У вас на парте лежит карточка с заданием.
- Прочитайте внимательно задание про себя.
- Прочитайте задание вслух.
- (Перечитайте описание Каштанки и впишите пропущенные слова).
Карточка
___________ _________ собака – помесь ___________ с ___________ - очень ___________ _________ __ ______, бегала ________ и ________ ___ _____________ и _________ __________ по сторонам. Изредка она ______________ и, _________, ___________ то одну ________________
______, то другую, стараясь дать себе отчёт: _____ _____ могло _________, что она ____________?
8. Домашнее задание.
Составить сравнительную таблицу «Жизнь Каштанки у столяра и дрессировщика»
- Домашнее задание для вас будет творческим. Вы должны сами решить, какое задание будет вам по силам.
- Те ребята, которые считают, что смогут выразительно прочитать весь текст, то найдите его в библиотеке и прочитайте до конца. Для проявления ваших творческих способностей – нарисуйте, как Каштанка выглядит в конце рассказа.
- Те, кто сомневается, что может справиться с этим заданием, то прочитайте текст в учебнике и подумайте какие события с Каштанкой, по вашему мнению, должны произойти дальше.
9. Рефлексия.
- Произведение какого писателя мы сегодня читали?
- О чём и о ком читали?
Список использованной литературы
1. «Каштанка» А.П.Чехов
2. Учебник «Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Авт. сост.: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана – Граф, 2009 г.
Презентация на тему: Урок литературного чтения А.П.Чехов «Каштанка» 4 класс