Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект интегрированного урока внеклассного литературного чтения и литературы в 4 и 10 классах с презентацией

Конспект интегрированного урока внеклассного литературного чтения и литературы в 4-ом и 10-ом классах по теме "Януш Корчак. Правила жизни"
Авторы: Валентина Дантоновна Аус, учитель начальных классов, Марина Леонидовна Конина, учитель русского языка и литературы 10 класс
Место работы: ГБОУ гимназия №85, г.Санкт-Петербург
Описание работы: Методическая разработка разновозрастного интегрированного урока внеклассного литературного чтения и литературы в 4-ом и 10-ом классах по теме: "Януш Корчак. Правила жизни" представляет собой нестандартное двухчасовое занятие, совмещающее интерактивную компьютерную презентацию, комментарий учителей и серьёзную практическую часть. Всё это направлено на решение важных воспитательных и исследовательских задач, поставленных перед учениками. Работа может быть полезной учителям начальной, средней и старшей школы, заинтересованным в совместной работе детей разного возраста.
Цель: Создать условия для развития навыков творческого мышления в процессе ознакомления с жизнью Януша Корчака и его литературным наследием.
Задачи: Познакомить с основными жизненными принципами и подвигом выдающегося педагога, писателя, общественного деятеля Януша Корчака. Способствовать формированию потребности чтения книг духовно-нравственной направленности. Содействовать формированию умения совместного сотрудничества учащихся разного возраста в решении учебных задач. Содействовать формированию качеств, необходимых для жизни в обществе: ответственность, такт, способность строить линию поведения с учётом позиции других людей.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска; раздаточный материал: лист А4, ручка, фломастеры или цветные карандаши; карточки для работы в группах с указанием названия направления работы:"Улица" "Взрослые дома" "Мысли и чувства" "Развлечения" "Мальчики и девочки";плакат "Правила жизни Януша Корчака" и плакат "Правила жизни" для работ учащихся; книга "Король Матиуш первый"; 5 маленьких корон.
Используемые педагогические технологии
•Работа в парах
•Работа в группах
•Педагогические мастерские
•Информационно – коммуникативная технология
•Деятельностный подход
Ход урока:
(Учащиеся сидят парами: ученик 4 класса + ученик 10 класса)
Учитель 4кл.
1.Организационный момент:
Приветствие. Необычность урока.
- В чём заключается необычность? (ответы)
- Каким бы вы хотели видеть наш урок?(ответы)
- Какие качества надо проявить, чтобы получился такой урок?(ответы)
2.Мотивация:
(читает учитель 4 класса)
Притча о свече
Наступал вечер. Человек взял маленькую свечку и начал взбираться с ней по длинной винтовой лестнице.
- Куда мы идем? – спросила свечка.
- Мы взбираемся на башню, чтобы осветить кораблям путь в гавань, – ответил человек.
- Но, ни один корабль в гавани не сможет увидеть мой свет, – возразила свечка.
- Хоть твой огонёк и невелик, всё же продолжай гореть так ярко, как сможешь, остальное же оставь за мной, – сказал человек.
Так беседуя, они достигли вершины лестницы и подошли к большой лампе. Человек зажёг лампу при помощи маленькой свечки, и вскоре большие отполированные зеркала за лампой отразили лучи от маленькой свечки, и свет её распространился на мили окрест и вглубь моря, освещая путь кораблям и путешественникам.
3.Определение темы урока.
На доске Слайд №1 Портрет "Януш Корчак, жизнь, отданная детям"
Учитель 10 класса.
- О ком пойдёт речь на уроке?
- Опираясь на притчу и портрет, назовите ключевые слова, которые помогут сформулировать тему.
- Обсудите в парах, сформулируйте тему урока.
( На доске открыта часть темы: "Януш Корчак … ")
4.Погружение в тему. Работа с разнообразными материалами.
Слайд №2 Даты жизни Януша Корчака
В записи отсутствует число дня смерти.
- Что странного в записи?(ответы)
Слайд №3(огонь) Учитель 4 класса.
- Прочитайте про себя первую фразу.
"Януш Корчак пошёл в огонь вместе с детьми"
- Какие чувства она вызывает у вас?
- Обсудите в паре и выскажитесь одним предложением.
- Спасибо, ваши высказывания интересны.
- Прочитайте следующую фразу.
"Я никому не желаю зла. Не умею,просто не знаю, как это делается"
- Напишите одно словосочетание, каким вам видится человек, сказавший такие слова.
- Прочитайте друг другу.
- У кого совпали словосочетания, покажите знаком или символом (в паре руки соединены "домиком",если словосочетания совпали)
- Спасибо.
- Не раз мир отдаёт дань памяти этому великому человеку.
- 1978 год решением ЮНЕСКО был объявлен годом Януша Корчака (100 лет со дня рождения)
- 2012 год тоже был объявлен в Польше и в России годом памяти Януша Корчака
- 70 лет со дня трагической гибели.
(на доске записаны эти годы)
- Януш Корчак утверждал, что дети могут думать и размышлять, как взрослые люди.
Слайд №4. Слова Януша Корчака
- Главная идея Януша Корчака "Детей нет – есть люди. Но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств"
- Он принёс эту замечательную идею в наш мир.
- Как вы понимаете идею Януша Корчака?
- Обсудите в паре и представьте своё мнение.
(Ответы детей)
- Януш Корчак любил людей.
- Был замечательным писателем. Он написал книги для людей.
- Это наше наследие.
Слайд №5 Книги
Дети читают название книг.
Обращаясь к 10 классу:
- Какие книги вы уже прочитали? (ответы)
Обращаясь к 4 классу:
- Когда станете старше, обязательно обратитесь к книгам Януша Корчака, к его опыту.
- Какая детская книга самая известная? (Король Матиуш первый)
- В настоящее время мы сообща читаем эту книгу в классе.
- Расскажите о Короле Матиуше (высказывания)
- Какие его качества характера близки вам? (ответы)
Слова учителя:
- Трепетный Матиуш, с добрейшим сердцем, всегда распахнутым для одиноких и страждущих, стал символом самоотверженности и доброты для множества юных душ.
Учитель 10 класса:
- Януш Корчак был педагогом, врачом.
Слайд №6 Дом сирот в Варшаве
Текст читает учитель:
"Жизнь в доме сирот дети и воспитатели строили вместе: придумывали правила, издавали газету, писали кодекс товарищеского суда, в котором была тысяча статей на все случаи жизни ... Превыше всего в Доме сирот всегда ценились способность размышлять, умение относиться к себе критически.
Понять и простить - вот главный "вердикт" товарищеского суда. В 95 случаях из 100 он выносил оправдательный приговор.
Подавали в суд и на директора. Однажды кто-то из детей увидел,как Януш Корчак съехал по перилам со второго этажа, и подал на него в суд. Но доктор смог оправдаться: он доказал, что очень спешил, потому что внизу нужна была экстренная помощь ..."

Рефлексия после прочтения.
- Обсудите в паре, какие словосочетания дополняют характеристику Януша Корчака.
- Допишите словосочетания, характеризующие Януша Корчака.
- Прочитаем, что вы дописали.
- Спасибо.
Учитель 4 класса:
Слайд №7 Памятник
- Что символизирует этот памятник?
- Назовите одно существительное, символ.
- Обсудите в паре.
- Запишите на листке.
Учитель фиксирует слова на доске,можно записать пару слов от учителей.
Итог:
- Януш Корчак утверждал:...(читаю слова с доски) к ребёнку, к человеку.
Слайд №8 Дневник
Учитель читает текст со слайда:
"Я существую не для того, чтобы меня любили и мной восхищались, а чтобы самому действовать и любить. Не долг окружающих мне помогать, а я сам обязан заботиться о мире и человеке". (14 лет из дневника
- Прочитайте словосочетания, которые записаны у вас, каким человеком был Януш Корчак.
Обсудите в паре, соотнесите, ваши словосочетания с текстом на слайде.
- Как вы понимаете запись в дневнике Януша Корчака? (ответы)
- Повзрослев, Януш Корчак оставался в душе ребёнком.
Слайд №9 Эпизод "Игра паровозик" Из фильма режиссёра Анджея Вайды "Корчак"



Учитель 10 класса.
5.Творческая мастерская
- А теперь объединимся в 5 групп (объединение в группы будет своего рода физкультпаузой)
- Мы думаем, что все правила придумывают взрослые.
- Януш Корчак написал книгу "Правила жизни".
Слайд №10 Книга "Правила жизни"
- Януш Корчак утверждает, что придумать правила может любой ребёнок, а значит и каждый из вас.
- Зачем на столах короны? (если затрудняются ответить, подводим к мысли: "Януш Корчак - король детей")
- Герой книги "Матиуш первый" решил переустроить мир.
- Как вы думаете, что предстоит сейчас сделать вам на уроке?
- Обсудите в группе, выскажитесь. (предположения)
- Вам предстоит составить "правила жизни" по некоторым важным вопросам.
- Воспользуйтесь словосочетаниями, словами, которые вы писали во время урока. Они помогут вам лучше осмыслить своё правило.
- Каждой команде один "вопрос" жизни из книги Януша Корчака "Правила жизни".
- Ваши задачи:
- представитель команды выберет свой важный вопрос жизни:"Взрослые дома", "Мальчики и девочки","Развлечения", "Улица", "Мысли и чувства"
- обсудить в команде
- создать одно "правило жизни" по этому вопросу
- представить "правило" на этом экране (плакате "Правила жизни) по 1 предложению на 1 правило и иллюстрации правила - рисунки.
- Время работы в группе 10 минут.
- Но это ещё не всё, вам надо творчески представить и защитить своё правило (1-2 минуты)
(экран на доске, команды вывешивают своё правило и представляют его)
- Спасибо.
Учитель 4 класса.
- А теперь прочитаем правила Януша Корчака из книги "Правила жизни".
(на доске плакат "Правила жизни" по этим же вопросам из книги Януша Корчака "Правила жизни")
Команды читают правила. Сопоставляют варианты правил жизни.
Вывод:практическая значимость тех и других правил очевидна.
- Значит,вы тоже можете составлять правила и жить по этим правилам.
В начале урока мы не до конца сформулировали тему.
- Сейчас сможете назвать тему нашего урока?(варианты)
(Тема на доске открывается полностью: "Януш Корчак. Правила жизни")
6. Рефлексия деятельности.
- Как вы думаете, кому могут быть интересны наши "правила"?
- Где можно увидеть этот плакат "Наши правила"?(ответы)
- Мнения, мысли об уроке напишите на листочках.
- Спасибо за урок.

Дети предложили вывесить свою коллективную работу "Правила жизни" и "Правила жизни" по одноимённой книге Януша Корчака на втором этаже в коридоре на стенде, чтобы все желающие могли это увидеть.
Это было сделано.
Мысли после урока: Тема урока была достаточно трудоёмкой, если можно так выразиться. Требовался эмоциональный настрой детей на исследование поставленных вопросов. Старшеклассники умело направляли младших к обобщениям и выводам. Наши дети уже имели опыт работы на таких разновозрастных уроках, поэтому сложности с организацией на уроке не было. Фотографии и отзывы детей об уроке представлены в презентации
Презентация на тему: Януш Корчак. Правила жизни

Рекомендуем посмотреть:

Разработку интегрированного урока внеклассного чтения – окружающего мира для 3-4 класса Внеклассное мероприятие с презентацией, 4 класс. Кир Булычёв. Миллион приключений Конспект урока литературного чтения с презентацией, 4 класс. Жизнь и творчество Рубцова Конспект итогового урока с презентацией. Литературное чтение по теме "Что за прелесть эти сказки!",

Похожие статьи:

Былины для учащихся 4 класса

Сказки русских писателей, 4 класс

Стихи о природе, 4 класс

Платонов «Ещё мама»

Житков «Как я ловил человечков»

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Опубликовано: 3014 дня назад (24 августа 2016)
Просмотров: 2856
+1
Голосов: 1
Тамара Борисовна Вершинина # 29 августа 2016 в 22:18 0
Здравствуйте, Валентина Дантоновна! Мне понравилась ваша идея совместного занятия разновозрастных детей. Жаль, что вы не показали в тексте ответы. У меня в презентации они не прочитываются. Примите мой голос.
Валентина Дантоновна Аус # 30 августа 2016 в 07:38 0
Тамара Борисовна! Благодарю Вас за комментарий! Этот урок был на высоком эмоциональном уровне, и для детей и для учителей. К сожалению, ответы и нюансы не передала, это моё упущение.