Конспект урока литературного чтения с презентацией, 4 класс. Жизнь и творчество Рубцова
Конспект урока литературного чтения 4 класс. Жизнь и творчество Н.М. Рубцова
80 лет со дня рождения великого русского поэта
Автор: Багрова Елена Викторовна, воспитатель ГПД I категории , учитель начальных классов I категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область. Назначение материала: материал будет полезен учителям начальных классов при проведении уроков Литературного чтения; при подготовке внеклассных занятий, посвященных творчеству поэта. Цель урока: знакомство учащихся с краткой биографией и литературным творчеством русского поэта Николая Михайловича Рубцова. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Используемые учебники и учебные пособия:
учебник "Литературное чтение 4 класс" автор-составитель Л.А. Ефросинина Используемая методическая литература:
"Литературное чтение в 4 классе" Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Используемое оборудование: мультимедийный проектор Задачи: Образовательная: познакомить учащихся с краткой биографией поэта Н.М.Рубцова;
рассмотреть понятие «Родина» в стихотворениях Н.М.Рубцова «Тихая моя Родина»; «Березы»;
отработать выразительное осознанное чтение; Развивающая: развивать речь, интерес к поэзии;
развивать воображение, мышление, память;
развивать выразительность, осознанность чтения. Воспитывающая: воспитывать любовь к Родине, к родной природе:
учить видеть прекрасное в окружающем нас мире, воспитывать доброе отношение к окружающим, умение слушать собеседника. Планируемые результаты:
1.Познавательные УУД:
Осознавать познавательную задачу;
Слушать информацию и соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Устанавливать причинно-следственные связи, доказывать;
Умение строить речевое высказывание в устной форме;
Умение делать выводы;
2. Регулятивные УУД:
Осознавать возникшие трудности, стремиться к их преодолению;
Принимать и сохранять на протяжении всего занятия учебную задачу;
Уметь оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Действовать по плану и планировать свои действия;
3.Коммуникативные УУД:
Умение слушать и понимать других;
Умение формулировать речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
Выражать свои мысли в устной форме;
4.Личностные УУД:
Положительное отношение к учению;
Готовность преодолеть школьные трудности;
Ход урока. 1. Организация начала урока.
Звучит песня в исполнении Геннадия Заволокина на стихи Николая Рубцова "Тихая моя родина"
2.Введение в тему урока. Учитель: 3 января 2016 года знаменательная дата для всех ценителей поэзии - 80 лет со дня рождения великого русского поэта Николая Михайловича Рубцова. Наше сегодняшнее занятие посвящено жизни и творчеству человека, который до конца своей жизни любил свой край, свою родину и воспевал ее в своем творчестве.
1 ученик:
Николай Рубцов родился 3 января 1936 года городе Емецке Архангельской области в простой семье. Его отец-Михаил Андреанович - работал начальником ОРСа местного леспромхоза. Мать - Александра Михайловна - была домохозяйкой. В семье Рубцовых было пятеро детей: три дочери и два сына. Николай был самым младшим ребенком в семье.
2 ученик:
Перед самым началом войны семья Рубцовых перебралась в Вологду, где отец будущего поэта получил высокую должность в местном горкоме партии. В Вологде семью Рубцовых застала война. Летом 1942 года умерли мать и младшая сестра Рубцова, отец был на фронте, и детей распределили в интернаты. Этим летом 6-летний Николай написал своё первое стихотворение. Николай попал в Красовский детский дом, а с октября 1943 года и до июня 1950 года Николай жил и учился в детском доме в селе Никольское Тотемского района Вологодской области, где он окончил семь классов школы. Сейчас в этом здании находится Дом-музей Н. М. Рубцова. 3 ученик:
Едва получив диплом, Рубцов покинул стены ставшего ему родным детдома. Его путь лежал в Ригу, в мореходное училище, о поступлении в которое он мечтал все последние годы своего пребывания в детском доме.
С октября 1955 года по октябрь 1959 года Рубцов проходил срочную службу на эсминце «Острый» Северного флота.
4 ученик:
1 мая 1957 года состоялась его первая газетная публикация - стихотворение «Май пришёл» было напечатано в газете «На страже Заполярья». После демобилизации Николай Рубцов жил в Ленинграде, работая слесарем и кочегаром на Кировском заводе.
Там же Рубцов начинает заниматься в литобъединении «Нарвская застава». В июле 1962 года выпускает свой первый машинописный сборник «Волны и скалы».
5 ученик:
В августе 1962 года Рубцов поступает в Литературный институт им. М. Горького в Москве. Поэт продолжает писать, и в середине 1960-х у него выходят первые сборники.
В 1969 году Рубцов закончил Литературный институт и был принят в штат газеты «Вологодский комсомолец».
Вологодская «малая родина» и Русский Север дали Николаю Рубцову главную тему будущего творчества. Именно они стали центром его жизни, «землёй священной!», где он чувствовал себя «и живым, и смертным».
6 ученик:
Его первый сборник, «Волны и скалы», появился в 1962 году в самиздате, вторая книга стихов «Лирика» вышла в 1965 в Архангельске уже официально. Затем были изданы поэтические сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Готовившиеся к печати «Зелёные цветы» появились уже после смерти поэта.
После смерти были опубликованы сборники «Последний пароход» (Москва, 1973), «Избранная лирика» (Вологда, 1974), «Подорожники» (Москва, 1975), «Стихотворения» (1977).
Учитель:
У каждой былинки на земле есть свое место, откуда она берет жизненную силу.
Так и человек: у него есть свои корни, своя малая Родина. Поэтому при слове «Родина» перед нашим мысленным взором обычно возникает самое дорогое, заветное и родное.
Что же это «самое дорогое, заветное и родное» для вас, ребята?
Ответы детей.
Для меня это мой родной дом, где и сейчас живет моя мама, реку, куда я в детстве так любила бегать вместе с шумной компанией друзей.
Вот таким является образ Родины для меня. У многих поэтов образ Родины нашел отражение в их стихотворениях.
3.Физминутка. На зарядку становись!
На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.)
Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Раз - вперёд наклонимся.
Два - назад прогнёмся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны.)
Приседания опять
Будем дружно выполнять.
Раз-два-три-четыре-пять.
Кто там начал отставать?
(Приседания.)
На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте.)
И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты.) 4. Работа с текстом стихотворения «Березы».
Прочитайте стихотворение самостоятельно и ответьте на вопрос:
-Какие чувства вызывает у поэта образ березы?
-Почему?
-Какие воспоминания пробуждают у поэта березы? Найдите эти строки, прочитайте.
-А почему «глаза, отвыкшие от слез»?
- А есть ли в стихотворении обращение?
Предлагаю послушать стихотворение "Березы" в исполнении Степана
и Лии
Чье исполнение вам больше понравилось и почему? 6. Беседа по стихотворению «Тихая моя родина!..»
Учитель:
Вспомните, с чего начался наш урок?
- На чьи стихи была написана песня?
- Кто скажет, как называется стихотворение?
- Какова тема этого стихотворения? (Возвращение на родину).
- Какие чувства испытывает лирический герой? (Тихая грусть, печаль, чувство жалости, трогательные воспоминания о прошлом, радость встречи с родными местами, чувство неразрывной связи с родиной. Эффект стихотворения - в единстве контрастных чувств, их нарастающей силе).
- Какие картины детства встают перед глазами поэта? Почему так важны слова: «Я ничего не забыл». (Из этих воспоминаний складывается « чувство родины», неподвластное времени).
- Какие перемены произошли в родном краю? Нарушили ли они «чувство родины» в душе лирического героя? (Нет. Глаз отмечает перемены, но сердце их не воспринимает: «Словно ворона весёлая, сяду опять на забор»).
- Какое значение имеет повторение слова «тихий»? (Здесь всё просто, естественно. Любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края пусть тиха и неприметна, но неповторима).
- Подумайте, что ещё постоянно возвращает поэта к родным местам? (Память о матери. К ней он обращается во многих своих стихотворениях, называя ласково «матушка», «маменька»).
Давайте послушаем стихотворение в исполнении Ани
и Родиона
- Кому лучше удалось передать чувства поэта? 7. Итог урока. Учитель:
Из любви к родным местам, к малой тихой Родине, выросло у поэта беззаветное чувство любви к большой Родине, Руси, России. Сегодня без творчества Н.М.Рубцова невозможно представить себе не только поэзию 60 – 70-х годов, но и всю последующую. Поэт протянул связующую нить от классической русской литературы к нашей современной действительности.
8. Домашнее задание.
Подготовить рассказ на отдельных листах о своей малой Родине или пословицы о Родине, задание можно сопровождать рисунками. Второе задание: подготовить выразительное чтение стихотворения
«Берёзы», «Тихая моя родина», кто желает, может выучить наизусть. 9. Оценки за урок.
Презентация на тему: Жизнь и творчество Н.М. Рубцова
Елена Викторовна, добрый вечер!
Познакомилась с конспектом Вашего урока литературного
чтения 4 класс. Жизнь и творчество Н.М. Рубцова.
Мне понравился ваш материал. Вы молодец! Знакомите учащихся с биографией поэта Н.М.Рубцова;
рассматриваете понятие «Родина» в стихотворениях Н.М.Рубцова «Тихая моя Родина»; «Березы»;
отрабатываете выразительное чтение; развиваете речь, интерес к поэзии; а также -
воображение, мышление, память; воспитываете любовь к Родине, к родной природе: учите видеть прекрасное в окружающем нас мире, воспитываете доброе отношение к окружающим, умение слушать собеседника.
Если на улице попросить вспомнить какую-нибудь песню про велосипед,
большинство станет напевать мелодию с глухими лугами, цветами и девушкой.
Композиция «Букет» в исполнении Александра Барыкина более известна в народе
по первой строчке – «Я буду долго гнать велосипед».
Песне уже за 25 лет, ее до сих пор знают, любят, поют и стар, и млад.
Это и есть народная любовь к поэту!!!
Я буду долго гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов и подарю букет
Той девушке, которую люблю.
Она возьмет, но снова в поздний час,
Когда туман сгущается и грусть,
Она пройдет, не поднимая глаз,
Не улыбнется даже ну и пусть.
Я ей скажу: «С другим наедине
О наших встречах позабыла ты,
И потому на память обо мне
Возьми вот эти скромные цветы!»
Я буду долго гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Я лишь хочу, чтобы взяла букет
Та девушка, которую люблю. Вам мой голос! +1!!!
Здравствуйте, уважаемая Елена Викторовна! Как же Вы порадовали моё сердце и душу своей разработкой!!! И песня, и стихи Николая Рубцова так близки мне. В своё время я жила недалеко от села Емецк, часто там бывала. Есть в селе памятник поэту и средняя школа имени Н.Рубцова, где проходят Рубцовские чтения. А как нравилось мне проводить занятия по этой тематике. С великим удовольствием послушала Ваших детей, Г.Заволокина. Очень к месту вставки видео, прекрасный урок. Молодцы!!! Спасибо за творчество и память к талантливым поэтам. Успехов! Голосую!!!
Елена Викторовна, добрый день! Отличный урок! Читая Ваш конспект, выступления детей, чувствуешь какую-то на душе лёгкость. Молодцы!
Елена Викторовна, можно Вас спросить, по какому УМК вы работаете?. Вам голос.
Елена Викторовна, добрый вечер! С радостью приняла Ваше приглашение на конспект урока литературного чтения в 4 классе "Жизнь и творчество Н.М. Рубцова" Вы предоставили безупречно грамотно составленный конспект и столь же безукоризненно оформленную разработку. Вы ставите целью знакомство учащихся с краткой биографией и литературным творчеством русского поэта Николая Михайловича Рубцова. И цели своей достигаете вполне успешно. Я вижу презентацию и видео. Отличный материал заслуживает внимания и голоса!
Здравствуйте, Елена Викторовна! Спасибо за приглашение.С удовольствием прочитала конспект урока литературного чтения в 4 классе "Жизнь и творчество Н.М. Рубцова".Мне очень понравилось. С Вашего позволения возьму в закладки.
Мой голос Ваш! Желаю успехов!
Здравствуйте, Елена Викторовна. С удовольствием ознакомилась с вашей публикацией.Чувствуется огромная любовь и уважение к творчеству замечательного поэта. Большая работа проделана вами с детьми. Н.М. Рубцов в своём творчестве воспевает и восхищается Россией, это отличный инструмент для воспитания патриотических чувств и любви к Родине, которым вы умело воспользовались. Материал довольно обширный, можно посвятить теме не один урок, но благодаря использованию видео и презентаций он преподноситься интересно.Желаю Вам всего доброго, успехов в труде!Голосую +1.
Здравствуйте, Елена Викторовна! Неужели в 4 классе можно в таком виде знакомить детей с биографией поэта? Особенно впечатляет следующее: "Его первый сборник, «Волны и скалы», появился в 1962 году в самиздате, вторая книга стихов «Лирика» вышла в 1965 в Архангельске уже официально. Затем были изданы поэтические сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Готовившиеся к печати «Зелёные цветы» появились уже после смерти поэта.
После смерти были опубликованы сборники «Последний пароход» (Москва, 1973), «Избранная лирика» (Вологда, 1974), «Подорожники» (Москва, 1975), «Стихотворения» (1977)".. Это, видимо, статья из энциклопедии? Наверно, детям очень важны эти факты и года появления сборников( без них невозможно осознать в полном объёме поэзию Н. Рубцова), они поняли и представили ,о чём идёт речь, а я вот нет. Надо будет прочитать эти произведения.
Елена Викторовна, здравствуйте! Заглянула к Вам в гости и зачиталась. Какой чудесный, душевный урок! Знакомясь с жизнью и творчеством поэта Николая Рубцова ребята учатся любить свою Родину, трепетно относиться и видеть красоту, окружающую их, передавать свои чувства при чтении стихов поэта. С удовольствием голосую. Успехов Вам!
Здравствуйте, Елена Викторовна. С удовольствием побывала на уроке литературного чтения в 4 классе. Конспект составлен методически грамотно. Информационный блок формирует познавательную активность учащихся, помогает раскрыть их возможности. Читая стихотворение, учащиеся раскрывают творческие способности, сопереживают. Очень понравилось оформление разработки. Используете на уроке здоровьесберегающие технологии. Молодцы! Мой голос №11. +1
Добрый день,Елена Викторовна! Ваш материал очень интересный! Много нового узнала и я,а не только Ваши ученики! Стихи Н. М .Рубцова ,конечно, трогают до глубины души. Много проведено работы и подготовки по этому уроку. Примите мой голос.
Работа очень интересная и замечательная.
Проведена огромная предварительная работа. Вашим ребятам очень повезло с педагогом.
Уверена, что им всегда интересно на ваших занятиях, они туда бегом бегут.
Примите голос и удачи.
Спасибо за энциклопедически точную информацию про замечательного соотечественника - русского поэта Николая Михайловича Рубцова. Думаю, детям будет интересно на такого рода занятии. Материал легко запомнится, когда его представляют в таком виде: минимум текста, максимум изображений. Видна продуманная проделанная работа при подготовке данного сообщения: цели, задачи, планируемые результаты, видео.
Елена Викторовна!
Познакомилась с Вашим конспектом урока "Жизнь и творчество Н.М. Рубцова".
Послушала как читают стихи дети!
Вы воспитываете любовь к Родине, к родной природе: учите видеть прекрасное в окружающем нас мире, воспитываете доброе отношение к окружающим.
Это прекрасно!
Успехов!
Елена Викторовна! У вас очень интересная разработка урока, ваш материал будет полезен не только учителям начальной школы, но и учителям основной. Много полезного нашла для себя. Понравился прием сопоставительно чтения стихотворений наизусть. Приучаете детей сравнивать, анализировать, рассуждать. Яркая и познавательная презентация гармонично дополняет ваш урок.
Елена Викторовна, добрый день!
Вы в полном объеме представили жизненный и творческий путь поэта Н.М.Рубцова, подобрали много фотографий. Чувствуется серьезная подготовка к уроку. Получила удоовольствие от прослушивания стихотворений, рассказанных детьми. Публикация отличная, заслуживает высокой положительной оценки. Аккуратно и грамотно оформлена работа в соответствии с ФГОС НОО. С уважением и голосом 19, И.В.
Елена Викторовна, здравствуйте! Я с большим удовольствием просмотрела и прослушала про жизнь и творчество Н.М. Рубцова! Ваша методика очень близка мне, потому что считаю необходимым различными способами (на одном и ном же уроке) знакомить учеников с материалом. Именно такое Вы сделали, мне это очень нравится. Это совсем не значит, что урок не продуман и на удался, наоборот: ученики знакомятся с важнейшими фактами из жизни поэта, огромная работа (очевидно) проделана по отборке материала, презентация способствует запоминанию. Есть и видео запись, и аудио запись песни, и чтение стихов учениками (прекрасно, молодцы!). Есть и беседа с учениками, воспитание патриотизма. Вы даже не забыли про физминутку, продумали каждую деталь урока. Очень содержательный, яркий и насыщенный урок получился! С удовольствием посылаю голос! Успехов в конкурсе!
Здравствуйте, уважаемая Елена Викторовна!Случайно попала к Вам в гости и зачиталась. Какой чудесный, душевный урок! Знакомясь с жизнью и творчеством поэта Николая Рубцова ребята учатся любить свою Родину, трепетно относиться и видеть красоту, окружающую их, передавать свои чувства при чтении стихов поэта. С удовольствием голосую. Успехов Вам!
Здравствуйте, Елена Викторовна. Побывала на Вашем открытом уроке. Как велик вклад наших русских поэтов, писателей в формировании души и духа поколений! Нигде в мире нет такого проникновенного чувства любви к Родине, как в России. Уходят они - наши литературные учителя, но оставляют "... Незримый, прочный след в чужой душе на много лет". Спасибо за то, что учите любить природу, русское слово, тихую нашу Родину.
Голосую за Вас.
Елена Викторовна, добрый вечер. Очень заинтересовала ваша разработка.Вы сумели наити путь к душам ваших учеников. Интересно содержание урока, страничка, посвященная родному краю не может оставить никого равнодушным. Вы учите детей работать со словом, чувствовать его в поэтическом тексте.Спасибо.