Конспект итогового урока с презентацией. Литературное чтение по теме "Что за прелесть эти сказки!", 4 класс
Проект по литературному чтению. Конспект итогового урока по теме. 4 класс.
ТЕМА ПРОЕКТА: Что за прелесть эти сказки! Автор: Шеленберг Татьяна Викторовна Цель проекта: развитие творческого потенциала детей через изучение сказок, научить читать вдумчиво, анализировать прочитанное, уметь высказывать свое отношение. Вид проекта: практико-ориентированный Задачи (формирование УУД) Познавательные:
- формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации;
анализ с целью выделения признаков литературных и народных сказок и синтез классификация сказок по содержанию и по авторской принадлежности, выбор оснований и критериев для их сравнения, классификации; построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные:
планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия);
постановка вопросов; управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли . Регулятивные УУД
целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено по теме урока, и того, что ещё неизвестно), планирование и прогнозирование. Личностные УУД
Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей); формирование личного отношения к прочитанному; воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу, активной гражданской позиции и бережного отношения к народному наследию Аннотация проекта.
Проект посвящен обобщению знаний детей по авторским и литературным сказкам.
Во время работы над проектом, обучающиеся решали целый ряд проблемных ситуаций, развивая при этом умение решать практические задачи, применяя уже имеющиеся умения, знания в поисках решений проблемных ситуаций. У обучающихся в ходе проекта формировался познавательный интерес к чтению в целом и к сказке, как литературному произведению или жанру устного народного творчества
Проект помогает детям понимать выразительность художественного слова, учит отличать сказку от рассказа, анализировать ее, как литературное произведение.; обогащает жизненный опыт учащихся, помогает увидеть положительные и отрицательные качества личности. Учит добру и справедливости. Развивает речь, воображение. Методы:
1. Накопление научного и литературного материала: изучение произведений литературы.
2. Ознакомление с теорией вопроса;
3. Осмысление и анализ собранного материала;
4. Проверка и уточнение фактов: обсуждение собранного материала, корректировка, обсуждение результатов
5. Практическая деятельность: создание словаря сказочных слов, иллюстрирование сказок, подбор книг по теме, написание сказок. Работа в группах. Группы формируются исходя из желаний и способностей детей. Группа исследователей: оформляют тематическую подборку по видам сказок, в ходе анализа выясняют строение и жанры сказок, устойчивые сказочные выражения, составляют «Сказочный словарь».
Проблемные вопросы:
- Что такое сказка?
- Какие бывают сказки?
Группа художников: в ходе работы рисуют рисунки-иллюстрации к сказкам для выставки, подбирают портреты сказочников.
Проблемные вопросы:
- Что, если сказок не будет?
Группа литературоведов: на примере сказок разобрать тайный смысл, мораль сказки , подбирают загадки о сказочных героях.
Работают над проблемой:
«Сказка ложь, да в ней намек…»
Сочиняют свои сказки и оформляют книжки-малышки.
Вхождение в проект начинается с актуализации знания о сказке, объяснения видов сказок, постановка целей и задач проекта, деление учащихся на группы.
После завершения работы над проектом на открытом уроке учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности. Это, кроме предметных знаний, позволяет оценить развитие у учащихся коммуникативных навыков, умения аргументировано и чётко излагать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать мнение и анализировать выступления других, формирует навык выразительного осознанного чтения, приводить примеры по видам сказок, знать структуру сказок, умения определять основную мысль сказки её значение.
Создание комфортных условий для дифференцированного обучения в группах и в парах позволяет учащимся выбрать для себя роль в соответствии со склонностями, интересами, чтобы быть успешным и внести свой вклад в итоговую работу.
ОБОРУДОВАНИЕ:
• Мультимедиапроектор
• Презентация к уроку
• Учебник
-Иллюстрации художников….
-Портреты сказочников
-Выставка книг по теме.
-Детские иллюстрации к сказкам.
-Карточки с заданиями для работы в парах и группах
-Самодельные книжки-малышки с сочиненными детьми сказками
-Смайлики, разноцветные яблоки.
[bОформление доски[/b]
Выставка книг с народными и литературными сказками
ВЕЛИКИЕ СКАЗОЧНИКИ (портреты)
Детские книжки-малышки со сказками
Детские иллюстрации к сказкам
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент. Рефлексия.
II. Вступительное слово учителя
III. Определение темы урока и его целей
IV. Беседа по сказкам.
1. Повторение изученного о сказке как литературном произведении.
2. Сказочные законы.
3. Русские народные сказки. Работа в группах(особенности сказок).
4. Работа со «сказочным» словариком».
5. Литературные сказки
- Сообщение ученика.
- Работа в парах с заданием: сказка – автор.
- Беседа по сказке « О мертвой царевне…»
6. Значение иллюстраций в оформлении книг.
7. Тест по сказкам.
V. Итог урока. Оценивание. Рефлексия.
VI. Домашнее задание по выбору учащихся.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент Слайд 1. (изображение солнышка. Картинки на которых дети читают книги, смотрят телевизор, сидят за компьютером) РЕФЛЕКСИЯ – Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. Выберите себе смайлик, подтверждающий ваше настроение в начале урока. II.1.Вступительное слово учителя.
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Поэтому и символ нашего урока тоже солнце. Вы получаете сейчас много разной информации: смотрите различные фильмы, читаете книги, общаетесь и сети Интернет. Получаете информацию и на уроках литературы. И, наверное, после каждого урока литературы вы мечтаете стать смелыми, сильными, отважными. А кто вас учит быть такими? (герои книг, сказок).
2.Определение темы урока и его целей
- Посмотрите на доску, вспомните о наших прошлых уроках и скажите, о
чем мы будем сегодня говорить на уроке. (о сказках)
-Совершенно верно! И тема нашего урока : «Что за прелесть эти сказки!» Слайд 2.
Что за прелесть эти сказки
- Оглянитесь вокруг себя: на стенде волшебные книги. Стоит только любую из них раскрыть – и ты окунешься в увлекательное содержание, познакомишься с забавными героями и их таинственными похождениями.
Как часто на уроках литературы мы с вами говорим о сказках! Мы любим читать их и пересказывать, иллюстрировать и инсценировать и даже сочинять.
Я предлагаю пройти сегодня еще раз по страничкам сказок, изученных на уроках и проверить верность гипотезы (дети читают на доске)
Гипотеза: Чем полезны сказки?
Из сказок можно извлекать жизненные уроки. Сказки влияют на формирование личности. В них заложены правила поведения, уважительного отношения к старшим, они учат нас не грубить взрослым и помогать друг другу в трудную минуту. Беседа по сказкам.
Сегодня нам предстоят нелегкие испытания. Вспомните любимую цифру русских народных сказок и угадайте, сколько будет испытаний.(3) 1.Повторение изученного о сказке как литературном произведении. Слайд 3. Испытание 1
Первый вопрос: Что такое сказка?
Второй вопрос: На какие две группы делятся сказки?
Третий вопрос: Какие виды народных сказок вы знаете?
Четвертый вопрос: Из каких частей построена сказка?
-Прежде вам предстоит пройти первое испытание - ответить на мои вопросы. Первый вопрос: Что такое сказка? (СКАЗКА Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях) Второй вопрос: На какие две группы делятся сказки? (народные и литературные) Третий вопрос: Какие виды народных сказок вы знаете? (бытовые, волшебные и сказки о животных).
Четвертый вопрос: Из каких частей построена сказка? (композиция сказки: присказка, зачин, сказочные события, концовка) Слайд4 (композиция сказки: присказка, зачин, сказочные события, концовка) 2. Сказочные законы Слайд 5. испытание 2
Сказочные законы
Закон 1: закон счастливого конца.
Закон 2: закон сказочной справедливости.
Закон 3: закон превосходной степени.
Закон 4: закон всесильного желания и слова.
-Мы видим: многое в сказке совершается вопреки законам природы. Сейчас мы с вами узнаем каким же законам она подчиняется? Закон 1: закон счастливого конца, или восхождения от несчастья к счастью.
-Поясните его и приведите примеры.( как правило, сказка начинается плохо, а заканчивается хорошо)
.Например «Крошечка-Хаврошечка», «Василиса Премудрая», «Красавица и чудовище» и другие Закон 2: закон сказочной справедливости.
-Этот закон вытекает из первого. Что же он обозначает? (Всем известно: добро в сказке торжествует, зло должно быть повержено и посрамлено; герой оказывается победителем, его противник — побеждённым. При этом за добрые поступки и качества в сказке обязательно следует награда, за злые поступки и дурные качества — наказание.)
-Основные качества героев, за которые полагается награда? (это простота, смирение, милосердие, честность и бескорыстная преданность; наказание же полагается, конечно, за всевозможные злодейства, но также и за такие качества, как неблагодарность, зависть, гордыня и леность; за такие поступки, как обман, неверность и клевета).
-Например, за что была вознаграждена Рапунцель или Золушка?
-За что наказан Кощей Бессмертный?
-А ленивица из сказки «Метелица»? Закон 3: закон превосходной степени
Согласно сказочному закону, в сказке всегда всё “самое-самое”.
-Приведите пример из сказок самых умных, красивых, больших, маленьких, самых злых и страшных.
В каких из них встречается контраст, например, красавица и …(чудовище), великан и …(Мальчик с пальчик), добрая и злые сестры («Аленький цветочек») Закон 4: закон всесильного желания и слова.
Чего мы прежде всего ждём от сказки? (Разумеется, чудес).
-А в чём причина этих чудес? (Волшебное желание).
Сказочный закон требует, чтобы желание героя в конце концов непременно осуществилось, вопреки всем препятствиям и испытаниям. Когда он говорит: “хочу!”, невозможное становится возможным, несбыточное сбывается.
От него требуют исполнения невыполнимых заданий — и он выполняет их. Ему угрожают коварные замыслы или злое волшебство — он спасается. Когда герой не может справиться с вражеской волей сам, его выручают волшебные помощники и волшебные предметы.
-Приведите примеры из сказок. (Василиса Премудрая прошла все испытания, которые подстроила для нее злая мачеха. Настенька не побоялась и отправилась вместо отца к страшному чудищу. Иван Царевич прошел много миль и справился со злым Кощеем)
-Перечисленные нами законы определяют мир народной сказки. Кто же творец народной сказки? (ответы детей)
- Конечно, не кто-то один, а многие и многие. Прилагательное “народная” подсказывает: народ. А существительное “сказка” добавляет: сказители. Народная сказка потому так и называется, что её рассказывают в народе, передают из уст в уста, из поколения в поколение. 3. Работа с учебником.
-Вспомним сказку «Марья и ведьмы».
-Какие секреты жизни Древней Руси открывает нам эта сказка? (праздник Ивана Купалы, верования и традиции с ним связанные: появляется нечисть и ведьмы, сила лечебных трав в эту ночь; народ от хворей-болезней лечили лекари, целители – травами, настоями и зельями; пение девушек в купальскую ночь).
-А теперь вспомним сказку «Василиса Премудрая».
- Какой же предстаёт перед нами, красавица Василиса Премудрая? (внимательная, добрая, трудолюбивая, кроткая, заботливая, смелая , благодарная и скромная).
-Что помогло Василисе преодолеть все трудности?(благословение матери, упорство, кротость, доброта)
-Почему царь в неё влюбился? (за ее ум и кротость нрава) 4. Русские народные сказки. Работа в группах (особенности сказок).
-Вы знаете, что у каждого вида сказок свои особенности и вам предстоит их найти.
Каждой группе отобрать карточки с особенностями сказок.
«ИССЛЕДОВАТЕЛИ» – волшебных - Ксения, Антон, Саша
«художники» –бытовые - Роза, Лиза, Рома
«литературоведы» – о животных - Матвей, Аня, Егор
-На каждом столе все 5 карточек. Из них нужно выбрать только те признаки, которые подходят к заданному жанру.
1.Герои-злодеи
Герои-помощники
Волшебство
2. Волшебные предметы
Необычные испытания
Троекратное повторение
Таинственное настроение
3.Герои – простые люди
Смешные ситуации
Высмеиваются плохие черты характера
Восторг умом, находчивостью
5.Конфликт из-за жилья и еды
Сильный защищает слабого
Веселое настроение
После выполнения работы по очереди отвечают по одному человеку от группы. Другие члены группы могут дополнять или помогать отвечающему
Физкультминутка.
5. Работа со сказочным словариком.
-В сказочной речи постоянно встречаются фразеологизмы — устойчивые образные выражения. Вы дома подготовили сказочный словарик.
-Прочитайте пожалуйста какие в нем есть устойчивые выражения и объясните, что они обозначают. (дети зачитывают 5-6 оборотов, н-р, “потерять голову от любви”, “отправиться туда неведомо куда», др. и коротко поясняют их значение)
6. Литературные сказки.
-А как появились литературные сказки?
сообщение ученика.
Сначала сочинял сказки народ, мечтая о лучшей своей доле. Но позже, когда люди научились писать, сказки начали записывать, чтобы лучше сохранить их до наших дней. Сюжеты самых известных сказок издавна проникали в литературу, а потом их стали записывать и перерабатывать в соответствии со вкусами образованной публики. Так более 400 лет назад появились первые европейские авторы-сказочники — сначала в Италии. Столетием позже итальянцам наследовал знаменитый француз Шарль Перро. Читали о Коте в сапогах, о Красной Шапочке? Эти сказки стали известны именно благодаря Перро.
Но должно было пройти ещё более ста лет, чтобы наконец возникла мысль записать сказки с голоса сказителя, запечатлеть на письме первоначальную устную форму сказки. Те, кто поставил перед собой задачу сохранить народные сказки в их подлинности, стали первыми настоящими собирателями сказок. Эта честь по праву принадлежит немецким учёным-филологам братьям Гримм. По Франции ходил с перьями и бумагой – Шарль Перро, по великой России – Владимир Даль, Александр Афанасьев и многие другие. А еще стали писатели специально переделывать народные сказки и придумывать свои собственные». Это А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский, Антоний Погорельский и многие другие»).
7. Работа в парах с заданием: сказка – автор.
-Посмотрите, на слайде в первом столбике названия сказок, а во втором - имена авторов.
Тоже самое на ваших листках. Сейчас вы поработаете в парах и соедините линиями названия сказок и их авторов.
Портреты авторов на доске. Слайд 6.
1.Аленький цветочек
2.Конек-горбунок
3.Сказка о царе Салтане
4.Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
5.Рыба и кольцо
6.Спящая красавица
7.Принцесса на горошине
8.Русалочка
9.Эти бедные приведения
1)Аксаков Сергей Тимофеевич
2)Жуковский Василий Андреевич
3)Якоб и Вильгельм Гримм
4)Шарль Перро
5)Ханс Кристиан Андерсен
6)Ершов Пётр Павлович
7)Д.Джекобс
8)Дж. Родари
9)Пушкин Александр Сергеевич
После выполнения задание проверяется: дети устно проговаривают ответ, а затем проверяют по слайду. 8. Значение иллюстраций в оформлении книг.
-Когда вы открываете книгу со сказками, на что вы сразу обращаете внимание? (на иллюстрации)
А почему? (они яркие, красочные; по ним можно узнать о чем пойдет речь в сказках.)
- Вывод: по иллюстрации можно судить о характере сказки. Иллюстрация – это отражение особого колорита в сказках.
-Вы тоже подготовили к уроку иллюстрации. Давайте поиграем: я показываю на рисунок, а вы - угадываете к какой сказке он сделан.
- На уроке мы изучали сказку А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях» и говорили, что она близка к русским народным сказкам.
-Чем близка?(ответы детей: (композиция сказки, зачин, концовка) 9. Тестирование
-А сейчас нам предстоит ответить на вопросы сказочного теста.
Слайд 7.
1.Кого из героев сказок оберегало благословение матери?
А) Марью-Царевну
Б)Василису Прекрасную
В)Принцессу на горошине Слайд 8.
2) К кому наведался Иван-Дурак, если съел он на завтрак блюдо русское, на обед – украинское, а на ужин - татарское:
А) завтрак - блинчики с творогом; обед - щи кислые; ужин - студень с хреном Б)завтрак - кисель вишневый;обед - борщ свекольный;ужин - плов из баранины
В) завтрак - оладушки со сметаной;обед - ленивые вареники;ужин - салат "Оливье"
Слайд 9.
3)Что положили под перину принцессе?
А) мяч
Б) боб
В) горошину Слайд 10
4)Что потребовала ведьма с Русалочки в обмен на ноги?
А) сундук золота
Б) красивое платье
В) голос Русалочки Слайд 11.
5) Кому из представленных здесь (портреты на доске) писателей принадлежат следующие слова:
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела… Слайд 12.
6) Какого персонажа нет ни в одной народной сказке:
А) Водяного Б) Полевого В) Домового Слайд 13
7)Внутри какого из этих предметов находится жизнь Кощея Бессмертного?(
А)гнездо Б) яйцо В) перо Проверка выполнения теста.
-Вы к уроку приготовили свои сказки и даже издали книги. Послушаем их.
Чтение 2-3 учениками сказок.
IV.ИТОГ УРОКА:
-Вернемся к гипотезе. (дети повторно читают её на доске) Слайд 14. Гипотеза
Из сказок можно извлекать жизненные уроки. Сказки влияют на формирование личности. В них заложены правила поведения, уважительного отношения к старшим.
-Согласны ли вы с ней? Подтвердите свой ответ примерами.
РЕФЛЕКСИЯ.
- Часто в волшебных сказках встречается яблонька с наливными яблочками. Слайд 15.(изображение яблони)
Вот и у нас выросла яблонька, но нет пока на ней яблочек.
Давайте украсим её яблочками. Выберите для себя подходящее и повесьте его на яблоню
Красное – всё получилось.
Жёлтое – испытывали затруднение.
Зелёное – было всё непонятно. Оценивание. V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: (по выбору учащихся)
1)Сочинение-отзыв «Наш сказочный урок»
2)Найди в буквенном квадрате названия 9 волшебных предметов и скажи, кому из героев русских сказок принадлежали эти вещи и для чего они им были даны.
Очень хорошая публикация. Все сделано грамотно. Подобран интересный материал для урока, который спланирован в рамках системно - деятельностного подхода в обучении, урок соответствует новым стандартам. Ребятам были предложены интересные задания, мотивирующие любовь и уважение к русским авторским и народным сказкам. Удачи вам в работе, коллега!