Литературное чтение на тему: Казахский героический эпос. 4 класс
Разработка конспекта урока литературного чтения на тему: Казахский героический эпос. "Ер-Таргын"
Описание: Предлагаю вашему вниманию разработку урока литературного чтения, который предназначен для учащихся 4 класса. Цель: познакомить с казахским героическим эпосом «Ер-Таргын» Задачи:
1.Дать представление о казахском героическом эпосе, его герое Ер-Таргыне;
2.Развивать память, мышление, умение отвечать на вопросы; находить слова, выражающие основную мысль в произведении; умение работать в коллективе;
3. Воспитывать гражданские качества личности на материале героического эпоса; прививать интерес к литературе. Оборудование: презентация, физминутка, НДМ, раздаточный материал(карточки, листы А4).
Ход урока:
I. Организационный момент
1. Приветствие.
- Hello! Здравствуйте! Садитесь! 2.Психологический настрой
- Итак, сядьте поудобнее. Закройте глаза. Повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растет.
Я хочу учиться.
- Ребята, пусть наш такой настрой сопровождается на протяжении всего урока. II. Основная часть:
1. Введение в тему:
А) Сообщение темы и цели урока
- Сегодня тема нашего урока будет героический эпос. А так как мы живём в Казахстане, то какой героический эпос мы будем с вами изучать? (Казахский)
- Молодцы!
- Ребята, а что такое героический эпос?
Героический эпос – это произведения устного народного творчества патриотического содержания (На доске)
Кто главный герой эпоса? (Батыр, богатырь)
- Как вы думаете, какая цель нашего сегодняшнего урока? Б) Знакомство с героическим эпосом
Казахский эпос вобрал в себя бес¬ценный опыт многих поколений жителей степи. Произведения народного эпоса повествуют о борьбе с несправедливостью, насилием, о возвышенной любви, дают картину сложных взаимоотношений внутри племен. Многие события эпоса связаны с сопротивлением казахского народа чужеземным захватчикам. Произведения, повествующие о борьбе за свободу родной земли, относятся к героическому эпосу. Это «Алпамыс», «Кобланды-батыр», «Ер-Таргын» и др. Возникновение героического эпоса исследователи возводят к эпохе Золотой Орды (конец XIV - нач. XV вв.).
Главной темой произведений героического эпоса является отражение батырами внешних вторжений, а основной идеей - прославление воинских подвигов батыров, совершаемых ради освобождения Родины от иноземных захватчиков. В) Словарная работа (Слайды) Мерген – охотник Радушный – ласковый, сердечный Франки – группа германских племен Ногаи – тюркское племя: ногай – представитель этого племени Лучник – воин, вооруженный луком Стремечко – железная дужка с ушком, подвешиваемая на ремне к седлу Рать – войско Зерцало – металлические доспехи для защиты груди и спины Булатный – сделанный из твердой стали Латы – воинские доспехи из брони Кулаш – расстояние между концами пальцев раскинутых в сторону рук Карыс – расстояние между концами вытянутых пальцев – большого и указательного Нукер – воин ханской свиты 2. Усвоение нового материала
А) Чтение текста(учителем и учениками)
- Откройте учебник на стр. 32. Я начну читать, затем вы продолжите. Внимательно слушайте, будут заданы вопросы. Б) Работа над текстом
- Какая самая яркая черта выделяется в описании Таргына? (Любовь к Родине, патриотизм)
- Почему Таргын «пристал» к воинам Акша-хана, когда они отправились на войну? (Прежде всего он думал о том, чтобы помочь своим соплеменникам изгнать с родной земли иноземцев. Пока богатырь был обычным гостем, не было нужды проявлять свою мощь и необычайную силу, но, когда речь идет о защите своей территории, скромность не нужна, следует показать все, на что ты способен)
- С каким врагом должно было сражаться войско ногаев? Найдите в тексте и прочитайте, как описывается сила франков. (Враги хорошо подготовлены к бою, сильны, умны и осторожны, они прекрасные воины, храбрые, умелые, организованные, не уступают ногайскому войску и количественно) Количество: «тысячи пеших и конных солдат...», «... и стало вытекать из ворот, словно струи дыма, бесчисленное войско...». Организованность: «враг был наготове...», «под бара¬банную дробь развернулись в боевом порядке». Храбрость: «враг начал пятиться, но не дрогнул, не побежал...», «враг нападал бесстрашно и стремительно, словно сокол на добычу».
- Почему Таргын не сразу вступил в бой, а все присматривался к врагу? (Таргын не только необычайно силен, но и умен. Он оценил противника по достоинству и понял, что одной силой его не возьмешь: нужен хитрый маневр, нужно найти слабое место в обороне врага - и он его нашел. Таргын решил стремительным натиском пробиться во вражескую крепость, разгромить ее и тем самым ослабить тыл франков)
- Как смелый прорыв Таргына подействовал на ногайских воинов? Найдите в тексте эти строчки и прочитайте. (Пример Таргына воодушевил соплеменников. Они поняли, что победа близка, сопротивление врага можно сломить, только нужно быть твердым до конца, упорно и смело идти к намеченной цели. За Таргыном поскакал сначала один воин, затем второй, потом примкнули все остальные)
- С чем сравнивается войско ногаев во время ата¬ки крепости? Почему? (Натиск ногайских воинов сравнивается с бурной струей, которая, вырвавшись на волю, стремительно несется вперед, сметая на своем пути все преграды. Как невозможно остановить, повернуть вспять бурное течение, так невозможно заставить отступить, дрогнуть Таргына и его воинов) 3. Физминутка
- Я вижу, что вы устали и предлагаю вам немного отдохнуть. 4. Закрепление изученного материала:
А) Работа над понятием «метафора»
Метафора — перенос названия с одного предмета на другой на основании сходства (На доске) Примеры: спелое яблоко – глазное яблоко, нос человека – нос корабля и т.д. (Слайд)
- Найдите в тексте учебника метафоры
Метафора «тяжелое войско» создает образное представление об огромной армии, вооруженной до зубов, отягощенной обозами, скотом, а потому неповоротливой; о воинах, одетых в кольчуги, с саблями, дубинками, копьями; о конях, закованных в латы, из-под которых виднеются лишь копыта.
Метафора «кровавая битва» придает картине жестокого боя исключительную выразительность: это бойня, в которой почти невозможно уцелеть, стоны раненых, боевой клич воинов, ржанье лошадей - все смешалось; живые, искалеченные, убитые, сабли, копья, кони - все залито кровью, все одного цвета - красного.
Использование метафоры «закованная в серое железо» (рать) подчеркивает сходство вражеских воинов, с головы до ног замурованных в тяжелую броню, с однообразной серой массой, железной стеной, которую, кажется, невозможно пробить. Это дисциплинированная, отлично экипированная, прекрасно организованная армия, не привыкшая отступать. Б) Групповая работа
- Ребята, давайте вспомним правила работы в группах.
- Составьте кластер в группах, опишите в нём качества, которые присуще Ер-Таргыну. Представление работ. А. Дополнительный материал. Образ богатыря заинте¬ресовал композитора Е. Г. Брусиловского, написавшего по мотивам эпоса оперу «Ер-Таргын». Его опера открывает богатырскую духовную силу народа.
Слушание отрыв¬ков из оперы «Ер-Таргын». III. Заключительная часть:
1. Итог
- Ребята, что мы сегодня изучали на уроке?
- О ком мы сегодня говорили?
- Должны ли мы помнить, чтить и уважать таких героев как Ер-Таргын? 2.Рефлексия(Слайд) Урок:
• привлек меня тем…
• показался интересным…
• взволновал…
• заставил задуматься…
• навел меня на размышления… 3. Задание на дом
Определить правильную последовательность пунктов плана, составить подробный пересказ текста по одному из разделов плана.
План.
1. Вынужденный побег. (2)
2. Кровавая битва. (6)
3. Сын мергена Таргын. (1)
4. Поход. (3)
5. Осада крепости. (4)
6. Поражение франков. (7)
7. Первый бой Таргына. (5)
8. Ер-Таргын - военачальник улуса. (8) 4. Выставление оценок