Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по познанию мира с презентацией на тему: Состав воздуха. Воздушная оболочка, 4 класс

Разработка конспекта урока познания мира на тему: Состав воздуха. Воздушная оболочка
Описание: Предлагаю вашему вниманию разработку урока познания мира, который предназначен для учащихся 4 класса.
Цель: сформировать понятия о составе воздуха, о воздушной оболочке.
Задачи:
1.Формировать начальные понятия о составе воздуха, о воздушном слое, функциях каждого слоя воздуха, связи между воздушным слоем, сушей и деятельностью человека.
2.Развивать интеллектуальные способности, потребность к познанию, формировать исследовательский подход при изучении окружающего мира, учить наблюдать, делать выводы, обобщать.
3.Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация, физминутка, учебник, раздаточный материал (темы в зашифровках, оценочный лист, карточки)
Ход урока:
I.Организационный момент
1. Приветствие

-Hello, children! Здравствуйте,дети!
2. Психологический настрой
- Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка).
- Ребята, как цветы, тянутся к весенним лучам солнца, так и человек тянется к знаниям.

II. Основная часть:
1. Подведение к теме

-Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. А о чём пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку. (Слайд)

Загадка:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем
(воздух)
- Как звучит слово «воздух» на казахском и английском языках? (Ауа - air)
- О чем мы будем говорить?

2. Актуализация знаний
- Но, прежде чем начать, мы вспомним, что вы знаете о воздухе.
- Какими свойствами обладает воздух? (прозрачный, бесцветный, без запаха)
- Какое значение имеет воздух для всего живого?
- Жарайсыңдар! Молодцы! Я вижу, что вы усвоили прошлую тему и мы можем приступить к изучению новой.

3. Введение в тему
- На предыдущих уроках мы с вами уже знакомились с приемами критического мышления такие как кластер, синквейн, «Мозговой штурм». Сегодня познакомимся с новой темой с помощью стратегии «Перепутанные логические цепочки». Суть этой стратегии: у каждой группы будет свое задание по теме урока. Как вы поняли вы сегодня будете в роли учителей, работая в группах (их у нас 3), моим помощником будет Венера. По моей команде эксперты подойдут к столу, выберут карточку, в которой зашифрована ваше задание (одна группа-ребус, вторая-загадка, третья - перепутанные логические цепочки «Собери слово»). На разгадывание я вам дам 1,5 минуты. А в это время, Венера разбросает по всему классу материал. Это могут быть загадки, стихотворение, картинки и т.д., каждой группе необходимо собрать свой материал. Его вы усваиваете, готовите вопросы по своей теме для ваших слушателей, и затем представляете всей группой.
- Предлагаю вам вспомнить работу в группе (ответы детей).
- Все эти правила мы будем соблюдать при работе.
- И так, эксперты, возьмите зашифрованную тему. Напоминаю, работаем 1,5 минуты.

1 группа. Состав воздуха (Слайд)
Отгадывание темы при помощи ребуса


2 группа. Воздушная оболочка Земли (Слайд)
Отгадывание темы при помощи загадки

Все, чем мы живем и дышим,
То, что гор высоких выше.
На планете самой первой
Появилась... Атмосфера

3 группа. Воздушный слой
Отгадывание темы: соотнести цифры под буквами по порядку возрастания.
Ш Й О В Ы З Д Н У О Л С Й
23 58 7 4 53 11 19 33 21 13 10 8 17
Представление темы групп

- Какие темы мы с вами будем изучать?
- Каждая группа получила свою тему, пройдитесь по классу, найдите материалы по ней.
- Приступайте к работе. Время - 5 минут.
- Говоря о воздухе, мы должны знать из чего он состоит и почему он так необходим. Познакомит нас с этим 1 группа. Каждой группе регламент на выступление – 3 минуты.

4.Изучение нового материала (Групповая работа)
Материал для изучения
1 группа - Состав воздуха


Воздух – это смесь газов. Всего лишь два века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.(Слайд)
Без еды животные и человек могут обходиться в течение нескольких недель, без воды — несколько дней. Но без кислорода они умирают через несколько минут.

Кислород — это химический элемент, причем один из самых распространенных на земле.
Человек вдыхает кислород через легкие. Кислород нам нужен для получения энергии, благодаря которой организм может функционировать. Потери кислорода восполняются благодаря растениям.

Углекислый газ выделяется при любом горении - дров, угля, нефти, табака, и других горючих веществ, и горения не поддерживает.(Слайд)


Вопросы задают дети
Учитель (обобщение - слайд после ответов)
- Так что же такое воздух? (Это смесь газов)
- Ребята, обратите внимание на схему. Какого газа больше всего в воздухе? (Азота)
Какого меньше? (Углекислого газа) (Слайд)
Опыт
- Я предлагаю вам посмотреть опыт, после которого вы ещё больше узнаете о воздухе.
Горящую свечу накрывают стеклянной банкой. Свеча некоторое время горит, а потом гаснет.
- Почему погасла свеча? (Кислород сгорел, а под банкой остался воздух, в котором нет газа, поддерживающего горение. Значит, состав воздуха изменился)
Кислород поддерживает горение. Углекислый газ выделяется при любом горении - дров, угля, нефти, табака, и других горючих веществ, и горения не поддерживает.
- Как можно помочь человеку, если у него загорелась одежда? (Укрыть плотной тканью, чтобы не поступал кислород) - слайд
Вывод. Кислород поддерживает горение. Без него мы не смогли бы завести машину, разжечь печь, сварить на газовой плите обед.
- Почему же кислород самый важный газ? (Он необходим для дыхания и поддерживает горение)
- А когда еще выделяется углекислый газ? (Углекислый газ выделяется при дыхании)

2 группа - Воздушная оболочка
Материал для изучения

- Как выглядит Земля на фотоснимках, сделанных из космоса? (Земля выглядит как шар голубого цвета. Этот цвет дает не только вода пяти океанов Земли, но и облака в ее атмосфере) (Слайд)
- С атмосферой нас познакомит 2 группа.
Атмосфера - это воздушная оболочка, окружающая Земной шар. Газы, входящие в состав воздуха, создают атмосферное давление. С увеличением высоты содержание газов в воздухе уменьшается. Он становится разреженным. Соответственно этому уменьшается и давление.
Воздушная оболочка состоит из нескольких слоев. 1 слой - тропосфера- 8-17 км, где сосредоточено до 80% основных газов. У поверхности земли имеются водяные пары, из них образуются облака, из этого слоя выпадают осадки (картинки).
(Слайд)
Рассыпался горох на сто дорог,
Никто его не подберет (град)

Спрятал речку он, лужок,
Мне не виден и лесок.
Кто посмел играть со мной
Все окутал пеленой? (Туман)

Ты в летний полдень в тишь и зной
Их не увидишь над собой.
И иногда, белы как вата,
Они плывут, спешат куда-то (Облака)
Песня С.Козлов «Облака» - поют все
Вопросы задают дети
Учитель: (Слайд-общий вывод)
- Во втором слое содержание газов уменьшается. Из-за отсутствия водяных паров облака здесь не образуются.
Затем начинается безвоздушное пространство. Каждый слой тщательно исследован с помощью воздушных шаров, самолётов, искусственных спутников Земли, космических кораблей.
- Какое значение для нашей планеты имеет атмосфера? (Дети высказывают предположения из своего жизненного опыта и полученных ранее знаний).- Атмосфера защищает планету от губительного излучения Солнца и холода космического пространства.
- Зачем нам и всем живым организмам нужна атмосфера?
Выводы учащихся:
1. Атмосфера защищает Землю от метеоритов, губительного излучения и холода космического пространства.
2. Слой воздуха, нагретый у поверхности Земли, как одеяло удерживает тепло. Он не дает Земле нагреваться или охлаждаться до той температуры, при которой все живое гибнет.

4. Физкультминутка на внимание
3 стихии. Воздух – машем руками. Вода – хлопки. Земля – приседаем. Дети показывают те движения, которые называются. Учитель старается их запутать.

5.Изучение нового материала (Групповая работа)
Учитель:

- На пути Земли в космическом пространстве встречается немало мелких камней и огромных каменных глыб, которые движутся вокруг Солнца. Избежать столкновения невозможно. Когда метеориты пролетают вблизи Земли, некоторые из них влетают в земную атмосферу со скоростью 30- 200 тысяч километров в час. Не позволяет этим метеоритам попасть на Землю воздушный слой. О нём нам расскажет 3 группа.

3 группа - Воздушный слой
Материал для изучения

Воздушный слой - защитник Земли. Он предохраняет её от сильного перегрева или переохлаждения. Отсутствие воздушного слоя на Луне приводит к тому, что днём поверхность её раскаля¬ется до +120°С, ночью остывает до -160°С. В таком температур¬ном интервале не сможет существовать ни одно земное существо.

Воздушный слой не пропускает различные вред¬ные лучи на Землю. Он предохраняет Землю и от метеоритов, боль¬шинство которых сгорает в воздухе, не долетев до её поверхности. Это явление называется звездопадом. Вы, наверное, наблюдали, как падают звёзды. Это обломки небесных тел, сгорающих в воздушном слое. Но иногда метеориты всё-таки долетают до Земли.

Озоновый слой – воздушный слой в верхних слоях атмосферы.

Воздух должен чистым быть,
Без него нам всем не жить,
Озоновый слой охранять –
Всегда это правило нужно соблюдать.

Сохраняя наш воздух чистым,
Будет каждый здоровым и быстрым.
Без озона погибнет земля,
Так храните его же, друзья!

(Слайд)
Учитель: (обобщающий вывод - проблемная ситуация) - слайды
- Почему метеориты не достигают Земли, спросите вы. Проведем для этого небольшое исследование.
- Потрите рука об руку. Что вы чувствуете?
- Если потереть сильно ладони рук друг о друга, то они разогреются. Это результат трения. То же происходит с камнями во время полета в атмосфере.
- Они так сольно разогреваются, что сгорают в атмосфере, не достигнув поверхности Земли. Однако некоторые наиболее крупные из небесных камней удается пробить “броню” Земли и достичь ее поверхности. Камни, упавшие на Землю, называются метеоритами. Если бы не было, воздушной оболочки, небесные камни сыпались бы сплошным дождем.
- Голубизна неба или его облачность зависят также от воздушного слоя. Если небо всегда будет голубым и безоблачным, весёлое настроение продлится недолго. Вода с поверхности Земли полностью испарится. Не задерживаясь в нижнем слое, она поднимается выше, так и не превратившись в осадки. Значит, растения останутся без влаги, то есть без питания. Что произойдёт тогда? (Ответы детей)
- Озоновый слой защищает от вредных лучей, но и сам нуждается в защите.
- Как вы думаете от чего это происходит? (Загрязнение окружающей среды: вещества попадают в воздух и поднимаются вверх образуя озоновые дыры, которые грозят проникновению на Землю опасных ультрафиолетовых лучей). В нашем городе есть промышленные предприятия. Назовите, какие вы знаете. (Ответы детей) (Слайд)
- Все они в процессе работы выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Вот представьте, какие потери кислорода возникают. Все живое давно бы погибло.
- Что помогает возвращать в воздух кислород? (ответы детей) Чем больше зелени, тем чище воздух (Слайды леса, деревьев)
Всё живое давно бы задохнулось, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород, так важный для дыхания людям, животным. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух. Наша задача, глядя на эту красоту, как поступать?

6. Итоговое закрепление
стр.62-найдите абзац о составе воздуха. Читайте внимательно. Отложили информацию в сторону.
Задание: вычеркнуть лишнее.
Работа в парах
(Слайд)
Ответ: медь, водород

7. Обобщение
- Я предлагаю вам выяснить, что загрязняет воздух и показать это стрелочками (Слайд) -коллективное

Ответ: выхлопные газы, сажа, дым, копоть, пыль
Без воды нет жизни. Всё живое не может жить и без воздуха. От состояния воздушной оболочки и происходящих в ней изменений зависят настроение, здоровье людей и их деятельность.

III. Заключительная часть:
1. Рефлексия

Воздух – это смесь …
Самый распространенный газ на Земле из всех остальных – это …
… - воздушная оболочка, окружающая Земной шар.
1 слой атмосферы - …
… защищает Землю от вредных лучей.
Кислород поддерживает …

2. Домашнее задание
С.62-64 читать. Рисунок «Чем человек загрязняет воздух».
3. Взаимооценивание по критериальным листам:
- Поднимите руки кому поставили 4,5? Есть ли 3?
- Все большие молодцы, усвоили материал, работали активно. Похлопайте друг другу.
Презентация на тему: Состав воздуха. Воздушная оболочка

Рекомендуем посмотреть:

Тест по теме: Жизнь древних славян, 4 класс Окружающий мир Интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента н Интегрированный урок «Общественные группы в мире людей» по предмету «Окружающий мир», 4 класс Урок окружающего мира в 4 классе. Поверхность нашего края

Похожие статьи:

Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»

Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс

Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс

Стихи по окружающему миру, 4 класс

Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России

Участник №97 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2018 года
Литературное чтение на тему: Казахский героический эпос. 4 класс
Опубликовано: 2446 дней назад (13 апреля 2018)
Просмотров: 2994
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!