Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интегрированный урок «Общественные группы в мире людей» по предмету «Окружающий мир», 4 класс

Интегрированный урок «Общественные группы в мире людей» по предмету «Окружающий мир» (Человек и человечество: 4 класс) и краеведению («Молодежные экологические организации Хабаровского края»)
Автор: Горелова Елена Валерьевна, МОУ ДОД эколого-биологический центр г. Комсомольск-на-Амуре

Одним из условий гражданского и патриотического воспитания младших школьников выступает интеграция общего и дополнительного образования по приобщению младших школьников к краеведению как средству их гражданского и патриотического воспитания.
Рассматривая интеграционные процессы в педагогической науке, В.В. Левченко говорит об интеграции, как о конкретном педагогическом понятии, наполненном педагогическим содержанием [87, 157]. Интеграционный процесс – это объединительный процесс (И.В. Кошкина [79], В.П. Теплов [161]), основанный на развитии взаимосвязей между общим и дополнительным образованием, направленный на эффективное достижение целей по гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников. Содружество педагогов двух образовательных зон основано на принципе саморазвивающейся системы, обеспечивающей целостность основного и дополнительного образования. Оно дает возможность гибкого и динамич¬ного саморегулирования, обновление национально-регионального содержания обучения и воспитания, стиля совместной гражданско-патриотической добровольной деятельности педагогов в соответствии с интересами учащихся и их семей.
Одним из способов приобщения младших школьников к краеведению как средству их гражданского и патриотического воспитания мы считаем проведение интегрированных уроков по предмету «Окружающий мир» с элементами краеведения. Причем на уроке желательно присутствие, как учителя начальных классов, так и педагога дополнительного образования по краеведению. Приведем пример интегрированного урока по предмету «Окружающий мир» (Человек и человечество: «Общественные группы в мире людей», 4 класс) и краеведению («Молодежные экологические организации Хабаровского края»),
Цели урока:
1. Рассмотреть общественные группы как самоорганизующиеся и саморазвивающиеся системы.
2. Развивать умения конструктивно вести диалог, пользоваться фактами и аргументами для доказательства своей правоты.
3. Воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека, чувство собственного достоинства.
Оборудование: информация по общественным организациям, атлас «Люби и знай свой край», мультимедийный проектор, презентация «Общественные организации».
Ход урока.
1. Организационный момент.
- подготовка кабинета: парты сдвинуты для шести групп, на доске вывешены карты России и Хабаровского края, на слайде презентации название темы урока;
- взаимное приветствие учителя и учеников;
2. Актуализация знаний.
- Ребята, подскажите, пожалуйста, где мы с вами живем (в России, в Хабаровском крае, в Комсомольске-на-Амуре, на Земле).
- Хорошо, а еще где?
- Мы с вами живем в обществе. Человек может прожить без других людей? (нет). Потому что человек существо социальное, ему постоянно необходимо общаться с другими людьми, решать разные деловые вопросы, рассказывать о своих радостях и горестях и т.д.
- Если я вам скажу, что обществ бывает великое множество, вы поверите? (да).
-Тогда приведите примеры обществ? (общество охотников, общество защитников природы, общество филателистов и т.д.).
- А наш класс – это общество? (да).
- Что объединяет людей в обществе? (общие интересы).
- Обществом можно назвать небольшую группу людей, имеющих общие интересы. Через общественные организации человек включается в систему общественных отношений с целью решения общественно-значимых проблем, что является формой его гражданского участия, средством формирования активной позиции и социальной ответственности личности.
- Вы сейчас – маленькие граждане большой страны и не можете глобально участвовать в решении важных для страны задач, но вы можете решать местные задачи, вступив в общественную организацию, например, своей школы.
3. Открытие нового.
Итак, сегодня на уроке нас ждет серьезная, но интересная работа. Вы разделитесь на 6 групп – общественные организации. Каждое общество изучит, выданную ей информацию (так, чтобы другие пока не знали), а затем расскажет о своих интересах другим группам. Задача каждой из групп доказать, что ее деятельность очень важна для общества в целом, а другим группам оспорить или поддержать данное заявление.
Группы работают 20 минут по плану (вывешивается на доске):
1. Прочитать информацию об обществе.
2. Определить цели данного общества.
3. Определить положительные моменты в работе общества.
4. Определить отрицательные (если они есть) моменты в работе общества.
Общество охотников и рыболовов. Рано или поздно охотники и рыболовы, которые серьезно увлекаются своими хобби, начинают испытывать необходимость общаться с такими же увлеченными людьми. Специально для этого была создана такая организация, как общество охотников и рыболовов. Оно объединяет в своих рядах всех настоящих ценителей охоты и рыбной ловли. Значение общества. Во-первых: оно организует всех входящих в него охотников и рыболовов для более активного участия в охотничье-рыболовном деле: проводит соревнования, выставки, позволяет участникам реализовать важнейший после охотничьего азарта инстинкт – желание похвастаться перед коллегами своей добычей. Во-вторых, члены общества охотников и рыболовов получают возможность по льготным ценам заказывать оружие, боеприпасы, снаряжение для своих хобби, получать консультации по его использованию. В-третьих, именно через общество охотников и рыболовов увлекающиеся охотой и рыбалкой люди могут получить важную информацию о том, где, когда и как разрешено заниматься рыбалкой и охотой. Для всех желающих общество предоставляет юридическую информацию, регламентирующую охотничье-рыболовную деятельность.
Общество охраны природы (экологическая организация). Для человека природа — среда жизни и источник существования. Человек нуждается в воздухе, чистой природной воде, растениях и животных.
Однако, человек оказывает на природу отрицательное воздействие. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия. Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны. Поэтому люди стали создавать общества по охране природы, так как развитие человеческого общества невозможно без правильного пользования природными богатствами.
В Комсомольском-на-Амуре гуманитарно-педагогическом университете существует молодежная экологическая организация, которая занимается охраной природы, эколого-просветительской деятельностью и если вы после окончания школы пойдете учиться в наш университет, то сможете тоже участвовать в природоохранной деятельности.
Общество по защите национальных парков. Национальные парки – это природные территории, охраняемые человеком, но на них разрешена ограниченная деятельность человека: отдых, туризм, научная деятельность. Основной задачей национальных парков считается эколого-просветительская деятельность. На территории национального парка могут быть постройки, дома. Люди, входящие в состав общества по созданию национальных парков считают, что природу необходимо охранять для самого человека, чтобы он ей как можно дольше пользовался, изучал, восхищался.
На территории Хабаровского края существует единственный национальный парк – «Анюйский» - это обширная таежная территория с богатым животным и растительным миром, почти нетронутой природой, где вольно чувствует себя владыка Сихотэ-Алиня амурский тигр (найдите на физической карте края реку Анюй).
Общество по защите заповедников. Заповедники – это особо охраняемая природная территория, на которой запрещена любая деятельность человека. Девиз людей, которые выступают за создание заповедников, можно было бы обозначить так: природу сохранять ради самой природы. У заповедников есть различные зоны, на которых регулируется деятельность человека. Зона, куда запрещено заходить человеку, зона, где разрешена научно-исследовательская деятельность, зона, где разрешено проводить экологические тропы, экскурсии.
В Хабаровском крае находится шесть государственных заповедников. Найдите их в атласе «Люби и знай свой край». В 20 км. от Комсомольска-на-Амуре находится один из старейших заповедников края – Комсомольский.
Общество по защите бездомных животных. К сожалению, есть такие несознательные люди, которые сначала берут животное к себе домой, поиграют, а потом выгоняют на улицу. Поэтому в городах большое количество бездомных животных. Стаи собак ходят по улицам, и жители города боятся их. Ведь собака это потомок волка и голод может вызвать в собаке ее первоначальные инстинкты. Поэтому в некоторых городах есть сторонники того, чтобы отстреливать бездомных животных. Однако, во многих городах существуют общества защиты бездомных животных, которые отлавливают животных и помещают в приюты, где на собственные деньги кормят, ухаживают.
Организации по отлову бездомных животных. К сожалению, есть такие несознательные люди, которые сначала берут животное к себе домой, поиграют, а потом выгоняют на улицу. Поэтому в городах большое количество бездомных животных. Стаи собак ходят по улицам, и жители города боятся их. Ведь собака это потомок волка и голод может вызвать в собаке ее первоначальные инстинкты. Во многих городах нет возможности создать приют для бездомных животных. Бездомные животное могут представлять угрозу окружающим, и тогда его лучше усыпить. Гуманнее усыпить животное, если нет возможности его пристроить. Даже в маленьком бездомном котенке может скрываться очаг заболевания бешенством. И человек, пообщавшись с данным животным, проходит курс лечения от бешенства.
4. Дискуссия.
После отведенного времени группы начинают рассказывать о своей деятельности. Причем, одновременно работают две группы (Общество охотников и рыболовов и Общество охраны природы (экологическая организация), Общество по защите национальных парков и Общество по защите заповедников, Общество по защите бездомных животных и Организации по отлову бездомных животных). Таким образом, получается диалог между представителями разных обществ. Учащиеся должны не просто не согласится или согласиться с другой командой, а привести аргументы. Например, бездомные животные могут заразить человека бешенством, напасть на него, поэтому их нужно отлавливать; общество охотников и рыболовов необходимо, так как они регулирую нормы отстрела диких животных, а если бы их не было, то люди истребили бы всех животных; если человек сделает везде национальные парки, то на Земле не останется дикой природы и др.
5. Обобщение знаний.
Сегодня мы узнали, что такое общество, что объединяет людей в обществе. И главное вы увидели, что можно обойтись без конфликтов и решать все вопросы конструктивно, находя компромиссы.
6. Итог урока. Рефлексия.
В какую общественную группу вы бы хотели вступить после нашего урока? Почему?

Литература:
1. Левченко, В.В. Интеграционные процессы в педагогической науке /В.В. Левченко. - Вестник СамГУ. - 2007. - № 5/1 (55). – С. 157-165.
2. Кошкина, И.В. Интеграция в начальной школе: уроки изобразительного искусства /И.В., Кошкина, Г.Б. Целимбровская // Начальная школа. - 2003. - № 10. – С. 82-85.
3. Теплов, В. П. Теоретические аспекты интеграции /В.П. Теплов // Начальная школа. – 2004. - № 3 (11). - С.20-26.

Рекомендуем посмотреть:

Тест по теме: Жизнь древних славян, 4 класс Окружающий мир Интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента н Урок окружающего мира в 4 классе. Поверхность нашего края Тест по окружающему миру с ответами 4 класс. Полезные ископаемые

Похожие статьи:

Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»

Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс

Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс

Стихи по окружающему миру, 4 класс

Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России

Интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента на предмете «Окружающий мир» | Из опыта организации исследовательской деятельности с младшими школьниками
Опубликовано: 3723 дня назад (13 октября 2014)
Просмотров: 3187
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!