Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента на предмете «Окружающий мир»

Интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента на предмете «Окружающий мир»
Автор: Горелова Елена Валерьевна,МОУ ДОД эколого-биологический центр г. Комсомольск-на-Амуре
В последние годы приоритетным направлением в образовании является внедрение национально-регионального компонента (НРК) во все общеобразовательные предметы. Краеведческий принцип обучения и воспитания широко используется и в дополнительном образовании, где учащиеся реализуют полученные краеведческие знания на туристско-краеведческих мероприятиях, эколого-краеведческих конференциях, выступая с исследовательскими работами, посвященными родному краю и городу. Для более эффективной регионализации обучения и воспитания необходима интеграция общего и дополнительного образования, так как интеграционный процесс – это объединительный процесс, основанный на развитии взаимосвязей между элементами, направленный на эффективное достижение целей.
Выделяют несколько вариантов интеграции общего и дополнительного образования по реализации НРК: 1) фрагментарное введение краеведческого материала в разные учебные дисциплины; 2) разработка специального краеведческого курса в русле регионального компонента; 3) введение краеведческого материала через факультативные занятия, проводимые педагогом дополнительного образования и использующего знания учеников, полученные на учебных дисциплинах. Здесь необходимо обратить внимание на интеграцию интеллектуального труда учителя и педагога дополнительного образования в вопросах краеведческой подготовки учащихся.
В начальных классах краеведение гармонично сочетается с предметом «Окружающий мир», где базовым образовательным стандартом предусмотрены часы для изучения родного края, что способствует последовательному формированию у младших школьников понятия «Малая Ро¬дина», обеспечивает полноту знаний о ней и расширяет кругозор учащихся.
В связи с данными тенденциями, учителям и педагогам дополнительного образования необходимо постоянно совершенствоваться в области краеведения, чтобы в наиболее интересной и доступной форме преподнести краеведческую информацию учащимся и воспитанникам.
Поэтому, нами разработано пособие по краеведению «Моя Малая Родина. Сборник творческих заданий по краеведению для младших школьников» (далее пособие), которое стало победителем городского и краевого этапов Всероссийского конкурса методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися в 2009 г.
Цель пособия – активизация познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении родного края.
В данном пособии представлены различные творческие задания в виде кроссвордов, ребусов, виртуальных путешествий, рассказов, загадок по таким темам как: ЭГП Хабаровского края (далее край), геральдика, план и карта, археология, исследование края, рельеф, внутренние воды, полезные ископаемые, коренные народы, растения и животные, Красная книга края. Также в пособии содержаться тесты для закрепления пройденного материала и приложение, в котором расположены контуры нанайских орнаментов и нанайской куклы акоан. Учащиеся вырезают данные трафареты и изготавливают открытки с орнаментом или нанайскую куклу акоан. Помимо пособия для учащихся, нами разработаны методические рекомендации для учителей и педагогов, куда включены ответы на все задания и рекомендации по проведению тех или иных занятий по краеведению. Необходимо отметить, что учитель располагает воз¬можностью подбирать задания в соответствии с уровнем готовности класса к подобной работе или с учетом индивидуальных особенностей развития школьников.
Приведем примеры использования пособия на уроках «Окружающий мир». Задание «Исследование края» (частично) может быть использовано учителями начальных классов, например, при изучении таких тем, как «Россия – наша Родина», «Путешествие в дальние страны» и др., где учащиеся виртуально путешествуют с исследователями по краю и, пользуясь физической картой края, наносят на контурную карту маршрут исследователя и вписывают встречающиеся на пути природные объекты. Это задание дает возможность учителю развивать и закреплять умение учащихся работать с картой.
Всем известно, что младшие школьники хорошо запоминают все то, что касается непосредственно их самих. Поэтому мы предлагаем при изучении тем о полезных ископаемых попросить учеников поискать полезные ископаемые у них дома и выполнить следующее задание (предварительно рассказав о минералах):
В гостях у злой колдуньи.
Прочитай рассказ и впиши в пропуски текста минералы:
сера, соль, гематит, олово, гипс, графит.
Одному гному приснился сон. Позвала его злая колдунья в гости. Привела на кухню и говорит: «Вот тебе коробка. Я приду через пол часа, если ты не приготовишь мне вкусный суп и не напишешь его рецепт, я тебя съем. Когда колдунья ушла, гном открыл коробку и увидел там КАМНИ (минералы) и ВОЛШЕБНУЮ ПАЛОЧКУ. Гном очень удивился. Но делать нечего - надо варить суп. Взял он волшебную палочку, взмахнул ей, произнес волшебные слова __________ и минерал _______превратился в карандаш. Гном написал рецепт и начал варить суп. Спички он сделал из минерала ______. Минерал______ гном превратил в консервную банку с сайрой. Когда суп почти был готов, гном вспомнил, что не добавил для вкусноты еще один минерал - _______. Через пол часа пришла злая колдунья, попробовала суп, и осталась очень довольна гномом. Она взяла волшебную палочку, превратила минерал_______ в красивую скульптурку дельфина и подарила ее гному на память. А гном превратил минерал_________ в красную краску и большими буквами написал СПАСИБО! Когда гном проснулся, глянул на свою тумбочку, то увидел там скульптурку дельфина. Может он и правда был в гостях?...

НРК можно использовать при изучении коренных народов России, интегрируя уроки окружающий мир и труд. В Хабаровском крае проживает восемь коренных народов и самый многочисленный из них – нанайцы. Самобытное нанайское искусство можно применить при изготовлении открыток с нанайским орнаментом к праздникам. В приложении пособия расположены контуры орнаментов, которые учащиеся вырезают, обводят трафарет на свернутом пополам цветном листе бумаги, и, не разворачивая лист, вырезают узор. Затем разворачивают узор и наклеивают на заготовку открытки. Кроме того, учащихся можно познакомить с нанайскими игрушками и изготовить любимую игрушку нанайских девочек – куклу акоан. Для куклы акоан ребята вырезают трафареты платья, головы, узоров на подол и воротничок. Положив их на цветной картон, обводят и вырезают детали куклы. Орнаменты приклеивают на платье. Голову кукле не приклеивают, так как она приставляется к разным халатикам и держится пальцами.
Изучая символику России, учителя обязательно проговаривают и показывают символы Малой Родины. При этом очень важен творческий подход. В пособии представлено задание, в котором ребятам предлагается побыть в роли геральдистов, придумать и нарисовать герб своей семьи. При этом учащиеся начинают задумываться о своей семье, анализировать ее характер. Затем каждый ребенок объясняет свой герб и рассказывает о своей семье. Данное задание может быть выполнено дома. Тогда у ребят будет возможность поговорить с родителями, посовещаться с ними и совместно нарисовать герб своей семьи.
Наиболее интересными для младших школьников являются темы о животных и растениях. В пособии представлено несколько кроссвордов с фрагментами, где ребятам в ответе на вопрос помогает картинка или ребус. А закрепить полученные знания поможет рассказ, где учащимся необходимо исправить ошибки: я много слышал об уссурийской тайге, но только сегодня впервые увидел ее. Вокруг росло много хвойных деревьев: сосны, дубы, ясени, лиственницы, березы, ели. Здесь очень прохладно, везде расстилается мох, и чувствуешь себя как в сказке. Под ногами рос папоротник и такие у него были красивые цветы, что у меня дух захватило! Полюбовавшись, я решил идти дальше и все рассматривать. Путь мне преградили два дерева. Я их сразу узнал. Одно очень вкусно пахло и иголочки у него были такие мягкие и ласковые – это ель, а вот рядом стояла пихта, у которой иголки колючие и не дотронешься до них. А кто это там в ветвях ели пищит? Да это же птенчики клеста-еловика. Не буду их беспокоить...
Опыт работы с пособием на занятиях по краеведению и на уроках окружающего мира показал, что ребятам не терпится выполнить все кроссворды и задания сразу. Поэтому, можно сделать вывод о необходимости и эффективности использования данного типа методических материалов при реализации НРК, так как это стимулирует учащихся к активной познавательной и творческой деятельности. Неожиданность и новизну при использовании пособия придает то, что задания сформированы не по порядку и ребята не знают, что же будет дальше, а когда узнают и открывают названную страницу, то удивляются и с удовольствием выполняют задание.

Рекомендуем посмотреть:

Разработку интегрированного урока внеклассного чтения – окружающего мира для 3-4 класса Тест по теме: Жизнь древних славян, 4 класс Окружающий мир Интегрированный урок «Общественные группы в мире людей» по предмету «Окружающий мир», 4 класс Урок окружающего мира в 4 классе. Поверхность нашего края

Похожие статьи:

Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»

Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс

Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс

Стихи по окружающему миру, 4 класс

Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России

Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога в условиях введения ФГОС | Интегрированный урок «Общественные группы в мире людей» по предмету «Окружающий мир», 4 класс
Опубликовано: 3692 дня назад (13 октября 2014)
Просмотров: 2964
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!