Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Разработку интегрированного урока внеклассного чтения – окружающего мира для 3-4 класса

Интегрированный урок (3-4 класс)

Внеклассное чтение - окружающий мир

Половодье - в произведениях В.В. Бианки
Описание работы: предлагаю разработку интегрированного урока внеклассного чтения – окружающего мира. Материал предназначен для учащихся 3-4 классов при проведении внеклассного чтения по творчеству В.В. Бианки, окружающему миру,  внеклассных мероприятий, направленных на воспитание бережного отношения к природе.
Задачи урока: раскрыть, что половодье приносит беды, не только людям, но и животным; способствовать эмоциональному развитию каждого ученика, формирование его творческого мышления; обобщение уже имеющихся знаний о явлениях природы весной на водоёмах; развивать умение сочувствовать, сопереживать.
Оборудование: медиа-проектор, произведения В.В. Бианки.
Ход урока
1. Создание эмоционального настроя
- Посмотрите, как хорошо на улице! Деревья пробудились от зимнего сна. Греет солнышко.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.
2. Вступительная беседа
- О чём пойдёт речь сегодня на уроке?  (слайд 1)
- Трудно определить разницу между концом апреля и началом мая, так как некоторые дни не похожи ни на то, ни на другое: они скорее напоминают февраль.
- Непостоянна весна, солнце, снег и дождь вперемежку. Весна, высвободив из-под снега землю, делает  своё второе дело: освобождает из-подо льда воду. Ручейки талого снега тайно сбежались с реки, вода поднялась и сбросила свой ледяной гнёт. Зажурчали вешние потоки – разлились широко по долинам.
3. Работа с пословицами и поговорками (слайд 2)
- Прочитаем пословицы, поговорки и объясним смысл каждой из них.
Весна – пора большой воды.
Апрель воду подбирает, цветы раскрывает
Апрель с водой, май с травой.
Весной с гор вода, рыба со стану.
4. Словарная работа (слайд 3)
- Назовите явления природы, которые происходят весной с водоёмами. (Половодье, ледоход, наводнение). Объясните значение каждого слова своими словами.
- Прочитаем объяснение в словаре.
Движение льда по течению во время таяния или в начале замерзания рек (ледоход)
Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда (половодье)
Стихийное бедствие, затопление суши водой, выступившей из берегов (наводнение)
- Каждый ли год река разливается широко и наступает половодье? Как вы думаете, что страшнее наводнение и половодье? Почему?
5. Работа с картиной И.И.Левитана «Весна. Большая вода» (слайд 4)
- Давайте рассмотрим картину Исаака Ильича Левитана. Этого художника называют мастером «пейзажа состояний и настроений». Художник выбирал такие мотивы, когда в природе происходят изменения её состояния. Переменчивая погода всегда вызывает в человеке движение чувств. Наводит на размышления, влияет на настроение. Левитан чувствовал жизнь природы.  «Мало писать землю, надо передать чувства к этой земле», - писал художник.
- У этой картины не совсем обычное название, попробуем его отгадать. Какое время года изображено на ней? Как определили?
- Как вы бы назвали её?
- А Левитан назвал свою картину «Весна. Большая вода»
- Какого цвета в картине больше всего?
- Как вы думаете, что за строения оказались в воде? Почему именно эти постройки?
- Рассмотрим берёзки, их стволы. Что вы можете про них сказать?
- Обратите внимание на рощицу в центре картины.
- Почему среди молодых берёзок художник изобразил старое дерево? Как по-вашему, о чём может говорить оно берёзкам?
- А что за лодка на первом плане перед рощицей? Кто в ней приехал? Что его привлекло здесь?
- Что испытывает художник в этот момент?
- А вам бы хотелось здесь побывать? Почему? Что испытываете вы, глядя на картину?
- Левитан любил природу и умел показать её так, что мы не только ощущаем её красоту, но и будем стремиться, чтобы её сохранить.  
6. Чтение текстов «От наших лесных корреспондентов»
а) «Наводнение»
- О каких животных идёт речь?
- Как они спасались от половодья?
б) «Белка в лодке»
- С чем сравнивает Бианки белку? Почему?
в) «Последняя льдина»
- Кто спасался на льдине?
7. Чтение и работа по рассказу В.В.Бианки «Заяц на дереве»
а) словарная работа (слайд 5)
удрал, примостился, метался, подберите  к ним слова, близкие по смыслу
рея, мачта
б) - Прочитайте название рассказа. Можете ли вы сказать, о ком говорится в тексте?
- Определите тип текста. Так ли это -  мы проверим, когда прочитаем.
в) Самостоятельное чтение
- Когда вам особенно было страшно за зайчишку? Переживали ли вы за него? В какой момент рассказа? Подтвердилось, ли ваше предположение, что данный текст – текст повествование?
г) Деление на части
- На сколько частей вы бы разделили произведение?
1 часть
- Где жил заяц? Как называет Бианки зайца? Как понимаете выражения «это был ещё молодой, не очень умный заяц», «река с треском сбрасывала лёд»? Почему вода в реке стала прибывать?
- Как озаглавим? («Заяц жил на островке»)
2 часть
-Что происходило  с водой в реке? Как вёл себя заяц во время наводнения?
- Название? («Началось наводнение»)
3 часть
- Найдите и прочитайте, что гораздо страшнее было для зайца?
- Как озаглавим? («С голоду помереть он не боялся»)
д) Работа по иллюстрации (слайд 6)
- Какие черты внешнего облика, поведения героя, отмеченные Бианки, удалось передать художнику? Внутреннее состояние героя?
- Найти в тексте слова, которые обозначают действия, которые совершал заяц.
е)Рассказ «Плохо пришлось даже птицам»
Сделаем вывод. ( Весной, во время половодья, терпят бедствия многие животные. Не всем удаётся спастись. Многим помогают люди. Часто на плотах и лодках они перевозят их в безопасные места.)
8. Домашнее задание – найти и прочитать  произведения, в которых описывается половодье (Н.А.Некрасов  «Дед Мазай и зайцы»)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного урока по произведению Куприна «Слон», 4 класс Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Школа России». Экологическая безопасность Рабочая программа для 3 класса коррекционных школ. Окружающий мир Конспект урока - игры по окружающему миру в 3 классе

Похожие статьи:

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс

Классный час в 3 классе по теме: Цветы-лекари

Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 классе

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру

Опубликовано: 3944 дня назад (3 февраля 2014)
Просмотров: 5834
+2
Голосов: 2
Марина Александровна Горбачева # 3 февраля 2014 в 18:11 0
очень интересно и познавательно, спасибо)))
Туяна Намхаевна Бадмаринчинова # 12 октября 2016 в 05:27 0
Уважаемая Ольга Петровна! Ваша разработка интегрированного урока внеклассного чтения – окружающего мира "Половодье - в произведениях В.В. Бианки" понравился. Разработан он в соответствии ФГОС. Материал соответствует возрасту. И тематика очень актуальная на все времена "Бережного отношения к природе"
Спасибо!