Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс

Методическая разработка внеклассного мероприятия в начальной школе по окружающему миру

Конкурсно-игровая программа в 4-х классах «Занимательная география, или Этот необычный окружающий мир»

Цели и задачи классного часа (внеклассного занятия):

• обобщить знания ребят о природе, воспитать потребности охранять окружающую среду;

• развивать логическое математическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать и решать логические зоологические задачи;

• формировать чувство ответственности за все живое, что нас окружает.

Предварительная работа. Классный руководитель предварительно сообщает, что будет происходить на классном часе, формирует три игровые группы. Учащимся предлагается подготовить домашнее задание: продумать приветствие, эмблемы команд, составить и начертить план местности и т.д.

Для проведения конкурсно-игровой программы необходимо расчертить на ватманском листе клетки для игры «Поле чудес», приготовить несколько фломастеров, аудиозапись веселой музыки.

В качестве жюри можно пригласить учителя географии, родителей учащихся или пятиклассников. Можно подготовить трех помощников классного руководителя — учеников пятых или старших классов.

Описание классного часа (внеклассного занятия)

Учитель: Сегодня мы собрались, чтобы еще раз проверить наши знания о природе и ее охране. Но встреча наша необычная. Ребята нашего класса заранее сформировали три команды, которые и будут доказывать свое превосходство в знаниях природы и животного мира нашей планеты.

Давайте познакомимся с нашими командами. (Проходит конкурс «Приветствие») Участники каждой команды рассказывают о себе: почему они выбрали именно такое название команды, что означает эмблема команды.

Разминка «Что это?»

Учитель предлагает ответить, о чем или о ком идет речь? За правильный ответ — 2 очка.

• Край виден, но дойти до него невозможно. (Горизонт)

• Я иду и он идет.

Я стою и он замрет.

Спустился я пониже —

Стал край ко мне поближе. (Горизонт)

• Под стеклом сижу,

На север и на юг гляжу.

Со мной пойдешь,

Дорогу обратно найдешь. (Компас)

Игровая ситуация «Веселая математическая зоология»

Учитель: Это задание нашим командам может показаться сложным. Но вам поможет ваше логическое мышление и сообразительность. Вы сейчас услышите несколько загадок. (Для каждой команды своя загадка) Естественно, в каждой истории речь будет идти о мире природы, но решение задачи — логическое и немного математическое, поэтому вам понадобятся листы бумаги и ручки для расчетов.

Если игрокам команды будет сложно решить задачу, вы можете взять помощь зала или членов жюри, но за ответ тогда вы получите на два очка меньше. Итак, за полный правильный ответ — 5 очков, за ответ с подсказкой — 3 очка. Готовы?

Задача-шутка для 1-й команды «Веселый дележ».

Разделите пять яблок между пятью ребятами так, чтобы каждый получил по одному яблоку и одно осталось в корзине.

Решение. Один из ребят берет яблоко вместе с корзиной.

Задача-шутка для 2-й команды. «Сколько кошек?»

В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки, на хвосте каждой кошки по одной кошке.

Сколько же всего кошек в комнате? Решение. Иной, пожалуй, начнет вычислять так: 4 кошки в углах, по 3 кошки против каждой — это еще 12 кошек, да на хвосте каждой кошки по кошке, значит еще 16 кошек. Всего, значит, 32 кошки. Пожалуй, по-своему он будет прав. Но это загадка-шутка. Следовательно, прав будет тот, кто сразу сообразит, что в комнате находится всего-навсего четыре кошки. Ни более ни менее!

Задача-шутка для 3-й команды «Веселый портной».

Портной имеет кусок сукна в 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?

Решение. Если этот вопрос задан быстро и отвечающие не имеют времени на размышление, то часто можно услышать неправильный ответ: по истечении 8 дней. На самом деле последний кусок будет отрезан по истечении 7 дней.

(Жюри подводит предварительные итоги)

Шутливая игра-розыгрыш «Новогодний зоопарк»

Учитель: Следующий конкурс опять шутливый. Я приглашаю вас на прогулку в зоопарк и прошу выполнять

движения, которые я буду называть.

Всем командам я буду давать задание, и они его должны выполнить точно по моей команде. Выигрывает та команда, у кого задание получилось убедительней.

Я приглашаю в центр зала (к классной доске) 1-ю команду.

Задание 1-й команде.

Встаньте в круг. Поднимите руки вверх, скрестите их, растопырьте пальцы, сделайте удивленные глаза. Замечательно! Эта картина называется «Олени первый раз увидели новогоднюю елку».

Задание 2-й команде.

Сядьте на пол, возьмите себя за уши и оттяните их в стороны, громко похлопайте ступнями ног. Сцена называется «Мартышки встречают Деда Мороза».

Задание 3-й команде.

Встаньте в круг, отряхнитесь, вытяните вперед правую руку, не убирая руки, уткнитесь в нее носом, левую руку спрячьте за спину и раскройте ее ладошкой вверх, повернитесь направо, наклонившись, возьмите своей правой рукой левую руку соседа. Картина «Слоники водят хоровод».

(Жюри подводит предварительные итоги)

Учитель: Мы провели с вами несколько шутливых конкурсов, пора перейти к серьезному.

Следующий конкурс мы проведем по принципу известной игры «Поле чудес», только немного упростим технологию проведения.

Интеллектуальное географическое «Поле чудес»

Учитель: На классной доске висит ватманский лист с расчерченными клетками для слов.

В каждом слове определенное количество клеток.

Я буду по очереди каждой команде задавать вопросы, ответ на который означает слово, которое необходимо вставить в нужные клетки.

Если команда отгадывает слово сразу, то она получает 5 очков. Если отгадывает по буквам, то за полное отгаданное слово она получит 4 очка. Если же команда будет обращаться за помощью к членам жюри или всем ученикам класса, то за отгаданное слово получит лишь 3 очка. Только помните, на отгадывание по буквам дается определенное время — можно отгадать только половину букв данного слова. (Если 10 букв, то отгадывать до 5 букв. Если слово из 6 букв, то можно отгадать только 3 буквы, а затем необходимо называть слово.)

Задание понятно? Жюри и команды приготовились?

• Семь букв. Часть света, омываемая с востока Атлантическим океаном, с запада — Тихим, которую так полюбил когда-то Колумб. (Америка)

• Шесть букв. Часть света, пересекаемая экватором почти посередине, где много водится, по мнению Бармалея, зубастых крокодилов. (Африка)

• Пять букв. Самый большой и «спокойный» океан. (Тихий)

• Восемь букв. Море Тихого океана, расположенное к западу от полуострова Камчатка, которое, судя по его названию, любит «побродить с ружьишком». (Охотское)

• Восемь букв. Огромный остров на севере нашей страны, омываемый с севера водами Охотского моря, одноименный с «последней партой любого класса». (Камчатка)

• Шесть букв. Небольшой по сравнению с материком участок суши, со всех сторон окруженный водой и, как поется в одной известной песенке, бывает иногда «невезением». (Остров)

• Семь букв. Плавающая в северных морях и океанах ледяная гора материкового происхождения, которую не заметил «Титаник». (Айсберг)

• Пять букв. Предостерегающий плавающий знак, устанавливаемый на якорь для указания опасных мест на пути следования судов. (Бакен)

• Пять букв. Самая большая в Европе и самая любимая река россиян. (Волга)

• Четыре буквы. Пограничная река на Дальнем Востоке, где, по словам одной песни, «тучи ходят хмуро». (Амур)

• Три буквы. Река, правый приток Волги, очень напоминающая своим названием старорусское название глаза. (Ока)

• Девять букв. Прибор для измерения температуры воздуха и тела человека. (Термометр)

• Шесть букв. Скопление в атмосфере на значительной высоте мельчайших капелек воды или кристаллов льда, выделившихся при охлаждении воздуха, насыщенного водяными парами. Мы эти скопления иногда называем «перистыми». (Облака)

• Четыре буквы. Капельки воды, осаждающиеся при конденсации на поверхности растений, которые можно наблюдать иногда по утрам. (Роса)

• Четыре буквы. Один из видов атмосферных осадков, находящийся в дружбе с лыжами. (Снег)

• Восемь букв. Прибор для измерения давления воздуха, в имени которого можно найти меру длину. (Барометр)

• Семь букв. Самое крупное и «добродушное» животное ледяной зоны. (Медведь)

• Семь букв. Птица «во фраке», которая не летает, но превосходно плавает и ныряет; живет она в Антарктической области. (Пингвин)

• Пять букв. Травоядное животное тундры с «деревом на голове». (Олень)

(Жюри подводит предварительные итоги) Учитель предлагает следующий конкурс.

Шуточный конкурс «Веселое ориентирование на местности»

Каждая команда с равным количеством участников (например, по 5-6 человек) выстраивается в шеренгу друг за другом. У ведущего (возможно три помощника) по две повязки для каждой команды.

На расстоянии пяти метров перед каждой командой ставятся стулья (на равном расстоянии от старта).

Задание: первый игрок каждой команды с повязкой на глазах должен обежать стул, вернуться и передать эстафету следующему игроку (прикосновением руки). Второму игроку в это время уже также повязали повязку на глаза. Пока второй игрок выполняет задание, повязку первого игрока повязывают на глаза третьему участнику.

Выигрывает та команда, которая быстрее справилась с заданием и сделала меньше ошибок (столкнулась со стулом или «заблудилась» в помещении).

До начала игры учитель должен объяснить географическое понятие «ориентирование на местности».

(Жюри подводит предварительные итоги)

Конкурс «Погода четырех времен года»

Учитель предлагает каждой команде сравнить погоду двух времен года, найти ярко выраженные отличия и сходства.

• 1-й команде — лета и осени;

• 2-й команде — зимы и весны;

• 3-й команде — лета и зимы.

Участники команд выполняют задания.

Один из членов жюри:

Подошла к концу программа,

В географию поход,

Хоть прощаться с вами рано,

Подведем игры итог.

Все вы славно потрудились,

Были все вы молодцы:

Отвечали, не смутились,

Разобрали все концы,

А теперь мы вам расскажем,

Кто смекалистее был.

Убедительно докажем,

Кто сегодня победил.

Члены жюри объявляют итоги и поясняют ребятам причину своего решения.

Подведение итогов классного часа. Учитель проводит поощрение активных участников и команды-победительницы. В форме краткой беседы он акцентирует внимание на цели прошедшего классного часа и на том, почему он похож на урок. Учащиеся определяют, на какой урок он похож и почему.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»

Стихи по окружающему миру, 4 класс

Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России

Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс

Конспект урока по окружающему миру «Планеты солнечной системы», 4 класс

Инна Александровна Медникова # 17 октября 2015 в 23:18 +1
Мне понравилась игра. Подобраны интересные задания. Понравилось то, что много заданий весёлых, они будут "изюминкой" этого классного часа. Понравилось, что наряду с обычными заданиями даются задания, позволяющие детям подвигаться, расслабиться. Я бы добавила в мероприятие какую-либо практическую работу детей, например, чтобы они сами придумали ребусы по теме, нарисовали их и объяснили. Можно было как-то интереснее оформить итог занятия, например, определением настроения детей после классного часа или как-то по-другому.