Цели: познакомить с планетами Солнечной системы; сформировать представление о том, отчего на Земле происходит смена дня и ночи, времен года.
Формируемые УУД: познавательные — читать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия; коммуникативные — высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления; личностные — проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, оказывать помощь.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, теллурий.
Ученики заранее получают задание подготовить краткое сообщение о планетах.
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания
— Вам предлагалось дома подумать и ответить на такой вопрос: почему о Земле можно сказать «наш космический корабль»? Как вы ответили на него? (Потому что Земля — планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела.)
2. Индивидуальное задание
(Кроссворд может быть предложен 2—3 ученикам на листочках.)
2. Сторона света, куда уходит солнце вечером. (Запад.) 3. Ближайшая к нам звезда. (Солнце.) 4. Вселенная с точки зрения астронома. (Мир.) 5. Высококвалифицированный специалист в области какой-либо науки. (Ученый.) 6. Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром — нет ничего. (Звезды.)
(Ключевое слово в выделенных клетках: вперед.)
3. Работа в группах
Игра «Верно — неверно»
— Обозначьте кодовым знаком каждое мое высказывание, согласившись со мной или не согласившись. Кодовые знаки: О — да, □ — нет, ◬ — не знаю.
1. Земля — это одна из планет Солнечной системы.
2. Солнце — ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.
3. Масса Земли в 330 тыс. раз больше массы Солнца.
4. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.
5. Земля движется вокруг Солнца.
6. Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.
(Проверка: 1 — О; 2 — О; 3 — □; 4 — □; 5 — О; 6 — □.)
4. Сообщения учащихся
— А что интересного вы узнали о Солнце, кометах, астероидах? Поделитесь информацией.
(Заслушать подготовленные сообщения.)
5. Работа в парах
— Давайте проверим друг у друга работу в тетради. Верно ли выполнены задания 4, 5? Оцените работу соседа.
(Взаимопроверка, оценивание.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.)
Астероид, Земля, Марс, Венера, Меркурий.
— Как вы думаете, какое слово лишнее и почему? (Астероид, так как это не планета.)
— Продолжите ряд названий планет.
(Ученики говорят названия планет.)
— О чем пойдет речь на уроке? (Наверное, о планетах.)
Тогда вперед, к загадочным и далеким планетам Солнечной системы!
IV. Открытие нового знания
1. Работа в группах
— На карточке записана мнемофраза. Ваша задача — найти ответ на вопрос: как эта фраза связана с темой урока?
Медведь Выходит За Малиной —
Юннат Сумел Удрать Низиной.
(Обсуждение в группах. Выслушать высказывания представителей каждой группы.)
— Каков правильный ответ? (По первым буквам данной фразы можно узнать названия планет, расположенных в порядке их удаления от Солнца.)
2. Сообщения учащихся
Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 8 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к Солнцу, — Меркурий, Венера, Земля, Марс — имеют твердую поверхность. Остальные 4 планеты — Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун — являются газовыми.
— Давайте поближе познакомимся с планетами, о них расскажут ваши товарищи.
(О планетах и других космических телах рассказывают заранее подготовленные ученики. Рассказы сопровождаются видеосюжетами, можно использовать слайды и фотографии.)
Меркурий. Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Планета получила свое название в честь древнеримского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днем на Меркурии жара, а ночью — ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная.
Венера. Вторая от Солнца планета Венера носит имя древнеримской богини любви и красоты. Выглядит на небе как очень яркая звезда, ее еще называют «утренней звездой». Она может сиять серебристым светом. Размером Венера схожа с Землей и также окружена толстым слоем облаков, но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.
Земля. Наша планета из космоса кажется голубой. Такой цвет придают ей окружающая атмосфера и океаны, покрывающие более двух третей земной поверхности. Вода и кислород обеспечивают жизнь на Земле, где существует по меньшей мере полтора миллиона видов растений и животных. Земля образовалась примерно 4,6 млрд лет назад и имеет естественный спутник.
— Кто уже догадался, как называется естественный спутник Земли? (Луна.)
Луна. Ближайшую соседку Земли в космическом пространстве можно подробно рассмотреть в телескоп. Это небольшое космическое тело по диаметру в 4 раза меньше Земли, не имеет атмосферы, на нем не меняются погодные условия и нет жизни. На Луне уже побывал человек.
Марс. Четвертая от Солнца планета названа в честь древнеримского бога войны за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника — Фобос и Деймос (в переводе Страх и Ужас — так звали сыновей бога войны). Ночью температура на Марсе опускается до — 85 °C.
Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, — их называют каменными планетами, или планетами земной группы.
Юпитер. Следующая от Солнца планета Юпитер — самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного древнеримского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет непрозрачную атмосферу и 16 спутников, в его атмосфере постоянно бушуют мощные ураганы.
Сатурн. Шестая планета Солнечной системы Сатурн — вторая по величине после Юпитера. Она названа в честь древнеримского бога земледелия (позднее — бог времени). Сатурн окружен множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.
Уран. Седьмая планета Солнечной системы названа в честь древнегреческого бога неба. Планета состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов.
Нептун. Планета носит имя древнеримского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна составляет —200 °C.
Мы познакомились с остальными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми планетами из-за их состава.
— Что вы теперь можете сказать о планетах Солнечной системы? Назовите их сходства и различия. (Все планеты вращаются вокруг Солнца, имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.)
V. Первичное закрепление
Выполнение заданий в рабочей тетради
— Используя текст учебника, выполним задание 2 на с. 8 рабочей тетради.
(Ученики выполняют задание.)
VI. Физкультминутка
Это стихотворение поможет запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца.
(Дети строят живую модель Солнечной системы. Они называются именами планет, а кто-то - Солнцем и двигаются по своим орбитам, чтобы не нарушалось расположение планет.)
Вокруг Солнца планеты танцуют, как дети:
Меркурий всех ближе к светилу идет,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
За ней повстречаем мы Землю вместе с Луной,
А огненный Марс кружит вслед за Землей.
За ними — Юпитер, из всех великан,
А дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Вдали так малы и едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы —
Уран и Нептун в пространстве плывут
И в свой хоровод Плутон не берут.
VII. Работа по новой теме
1. Работа в группах
— Откройте учебник на с. 12. Прочитайте вопрос, на который нужно ответить. (Отчего на Земле сменяются день и ночь и времена года?)
— Проанализируйте схемы, постарайтесь ответить на эти вопросы.
(После работы в группах выслушать предположения детей.)
— Как мы можем проверить, кто оказался прав? (Воспользоваться текстом учебника.)
2. Работа по учебнику
(Ученики читают текст на с. 13 по цепочке. Учитель для демонстрации может воспользоваться теллурием.)
— Итак, отчего на Земле сменяются день и ночь? (Это происходит оттого, что Земля вращается вокруг своей оси.)
— Отчего на Земле сменяются времена года? (Это происходит из-за того, что земная ось расположена наклонно, и из-за вращения Земли вокруг Солнца.)
— Какие выводы о природных явлениях, связанных с движением Земли в космическом пространстве, можете сделать? (Смена дня и ночи — вращение Земли вокруг своей оси (сутки). Смена времен года — вращение Земли вокруг Солнца (год).)
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполним задание 5 на с. 10 рабочей тетради. Что изображено на первой схеме? (Смена дня и ночи.)
— Что необходимо дорисовать на этой схеме? (Солнце.)
— Дорисуйте и подпишите схему.
— Что изображено на второй схеме? (Смена времен года.)
— Что необходимо дорисовать на этой схеме? (Половину Солнца и планету Земля, освещенную им с другой стороны.)
— Дорисуйте и подпишите схему.
4. Работа с CD
(Просмотр презентации.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какова была цель урока?
— Какие новые знания вы получили? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 14 учебника.)
IX. Рефлексия
— Какое задание было интересным?
— Какое задание было трудным?
— С каким настроением вы уходите с урока?
(Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст нас. 9—15 учебника.
2. Выполнить задания на с. 8—11 рабочей тетради.
3. Совершить виртуальное путешествие на одну из планет, для этого обратиться к дополнительной литературе.
Автор: Максимова Т. Н.
Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс
Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России
Стихи по окружающему миру, 4 класс
Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»
Нет комментариев. Ваш будет первым!