Конкурсы

Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс

Олимпиады по окружающему миру для учащихся 3-4-х классов. Варианты

3-й класс. Вариант №1

1. У моржа острые могучие клыки, но он совсем безобидный. Для чего ему клыки? Выбери правильный ответ и обведи кружком соответствующую букву.

A) для защиты от врагов; Б) для добывания корма;

B) для борьбы с соперниками. Ответ: Б.

2. Что такое почва? Выбери правильный ответ и обведи кружком соответствующую букву.

А) земля, на которой стоят дома; Б) то, что у нас под ногами; В) среда обитания растений и животных. Ответ: В.

3. Почему дождевые черви после сильного дождя выползают на поверхность почвы? Выбери правильный ответ и обведи кружком соответствующую букву.

А) им не хватает тепла; Б) становится меньше пищи; В) они не могут дышать, так как в почве недостаточно воздуха. Ответ: В.

4. Как служат почве дождевые черви? Выбери правильный ответ и обведи кружком соответствующую букву.

А) уничтожают вредителей; Б) перерабатывают опавшие листья; В) роют подземные ходы.

Ответ: Б.

5. Определите признаки живого:

A) движется, питается, размножается, растет, дышит;

Б) питается, размножается, растет, умирает, дышит;

B) размножается, дышит, растет, питается, летает;

Г) дышит, видит, растет, умирает, размножается.

Ответ: Б.

5. Допиши предложение.

Пресмыкающиеся: ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи - ______

6. Как можно отличить рыб от других животных?

7. Напиши известные тебе названия змей.

Что ты станешь делать, столкнувшись с ними? Обведи кружком вариант своего ответа.

A) Возьму в руки ужа и не буду приближаться к гадюке;

Б) Не буду тревожить змей, ведь они — часть природы;

B) Ударю змею, ведь она ядовитая;

Г) Попытаюсь прогнать с дороги.

8. С какими утверждениями ты согласен? Обведи кружком варианты своих ответов:

A) Шерстяное одеяло не даёт нагреться кастрюле с холодной пищей;

Б) Шерстяное одеяло охлаждает кастрюлю с горячей пищей;

B) Шерстяное одеяло согревает кастрюлю с горячей пищей;

Г) Шерстяное одеяло не даёт остыть кастрюле с горячей пищей.

3-й класс. Вариант №2

1. Определи среду обитания организма по перечисленным признакам:

A. Короткое тело, очень длинные пальцы передних конечностей, между ними тонкая летательная перепонка, маленькие глаза, большие уши.

Б. Плоское обтекаемое тело, шеи нет, тело покрыто слизью, плоский хвост, конечности — плавники.

B. Кожа без волос, шеи нет, толстый слой подкожного жира, передние конечности ласты, задних нет совсем. Широкий двухлопастный хвост похож на рыбий, но лопасти его располагаются горизонтально.

Г. Округлое тело, шеи нет, ушных раковин нет, передние конечности «лопаты», шерсть короткая, легко заглаживается вперед и назад, глаза малы, часто скрыты под кожей.

Ответ: А — воздух, летучие мыши; Б — вода, рыба; В — вода, киты; Г — почва, кроты.

2. Подумай и ответь:

А. Линяют ли птицы?

Б. Где развивается зародыш пресмыкающихся?

3. Подумай и ответь:

А. Какие органы чувств развиты у человека?

Б. Какой кустарник называют медвежьей ягодой?

4. Реши экологические задачи:

1. Многие растения раскрывают и закрывают свои венчики по определенному «расписанию». К 8-9 часам утра расправляют лепестки желто-коричневые бархатцы и оранжевые ноготки. А белые цветки душистого табака в это время еще закрыты, а открываются только ночью (и запаха нет). Чем объяснить такую разницу?

2. Еж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот — нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?

Ответ: 1. Бархатцы и ноготки опыляются дневными насекомыми, а душистый табак — ночными. Белые цветки душистого табака хорошо видны в сумраке ночи, а сильный аромат в ночное время направляет насекомых по верному пути. 2. Ёж питается наземными беспозвоночными, зимой такую пишу ему не найти, а у крота под землей пищи достаточно.

5. Этих птиц еще в Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния. Что это за птица, если можешь, нарисуй. Ответ: Почтовые голуби.

6. Почему весной охота и рыбная ловля строго запрещены? Ответ: В этот период идет нерест и большинство птиц выводит птенцов.

7. На нашей планете существует огромное множество различных животных: млекопитающих, рыб, насекомых, птиц, рептилий. А каких из них больше всего? Ответ: Насекомых, свыше 1 млн.

8. Что зимой для птицы страшнее: голод или холод? Ответ: Голод.

9. Егорка сказал маме: «Однажды я видел мышь, собаку и лисицу висящими вниз головой. Они так спят». Правда ли это? Если «Да», то как такое могло произойти? Ответ: Это название летучих мышей.

4-й класс. Вариант №1

1. Разгадай ребус и составь цепь питания с этим животным.

Ответ: Полёвка. Рожь — полевка — сова (ёж, уж, лисица, ястреб).

2. Подумай и ответь:

1) Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? Ответ: Нет, они живут на разных полюсах: медведи на Северном, а пингвины на Южном полюсе.

2) Где надо построить дом, чтобы все его окна выходили на север? Ответ: На южном полюсе.

3. Прочитай рассказ, найди экологические ошибки, подчеркни их. Сколько получилось ошибок?

Осень в лесу

Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев опадают последние листья, белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.

Ответ: 9 ошибок: сморчки, пауки, медуница, клевер, кукушка, со всех деревьев, ёж, крот, все насекомые.

4. Подумай и ответь:

1) Очень интересные названия дают люди рекам, городам. Часто эти названия связаны с именами людей. Назови человеческие имена на карте. Ответ: города Анна, Лида, Владимир; реки Лена, Яна.

2) Назовите «цветные» моря. Ответ: Черное, Белое, Красное, Желтое.

5. Доскажи словечко в небольшом стихотворении:

1) Холод. Все сады пусты.

Ну какие тут цветы?

Но у нас, назло морозу,

В марте продаются ... _____________.

2) Ёжик вырос в десять раз,

Получился ... _______ .

3) Он верен морю, как матрос,

Предвестник бури ... ________.

6. Каких из перечисленных деревьев в природе не существует (зачеркни)? Дай развёрнутый ответ о тех деревьях, которые существуют.

Колбасное, молочное, мыльное, свечечное, бутылочное.

7. Прочитай текст. Определи, сколько в нём допущено фактических ошибок. Укажи их количество и напиши верные предложения.

У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны, лиственницы они всю зиму зелёные. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды - шишки. В них находятся семена.

Количество ошибок: ________________

Верные предложения: __________________

8. Ответь на вопросы:

1. Кто трижды меняет облик, когда рождается, прежде чем стать взрослым?

2. Моря какого океана не омывают берега России?

3. В это озеро впадает 336 рек, а вытекает всего лишь одна — Ангара. Что это за озеро?

4-й класс. Вариант №2

1. Разгадай кроссворд.

1. Большое скопление снега. Что это? 2. Осадки, падающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуют снежные хлопья. Что это? 3. Покров влажного или замёрзшего снега на ветвях, стволах деревьев и т. д. Что это? 4. Похолодание после оттепели приводит к замерзанию мокрого снега. Становится очень скользко. Что это? 5. Сильная метель со снегом и ветром.

2. Подумай и ответь:

1. Где можно увидеть деревья высотой по колено, толщиной с карандаш?

2. Это насекомое «поёт» крыльями, а «слушает» ногами?

3. К какой группе растений (деревья, кустарники, травы) относится банан?

3. Найди ошибки в экологических очерках, используя свои наблюдения в природе. Опиши эти ошибки.

1. Белая трясогузка бегает по земле, зернышки собирает, хвостиком из стороны в сторону машет. Прилетает рано, со вскрытием рек. Гнёзда строит на невысоких деревьях, часто даже в дуплах.

2. В лесной чаще пробирается клещ. Вот взмыл, трепеща крыльями, на большую берёзу, проскакал по крайней веточке и устроился на её конце в ловчей позе - четыре ножки крепко держатся за веточку, а две ловчие вытянуты далеко вперёд. Теперь кто, проходя, зацепится за ножки клеща, тот и унесёт его на себе.

Варианты ответов:

1. Белая трясогузка — насекомоядная птица. Хвостиком машет вверх-вниз, гнёзда строит в кучах хвороста среди деревянных построек, в поленницах, выворотнях корней.

2. У клещей нет крыльев, и летать они не могут. У клеща 8 ног, а не 6. Поднимается взрослый клещ не выше чем на 1,5— 2 метра. Сидя на кроне берёзы, он не найдёт прокормителя.

4. Назови каждую группу обобщенным понятием:

1-я группа - Анды, Альпы, Большой Кавказ, Гималаи и Пиренеи.

2-я группа - Гренландия, Исландия, Кипр, Крит и Тасмания.

3-я группа — Азия, Америка, Австралия, Африка и Европа.

4-я группа — Гоби, Каракумы, Калахари, Кызылкумы и Сахара.

Ответ: 1-я группа - горы; 2-я группа - острова; 3-я группа - части света; 4-я группа — пустыни.

5. Угадай материки по описанию и запиши их названия:

A) Я самый маленький материк с самым сухим климатом, полностью нахожусь в Южном полушарии.

Б) И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня.

B) А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.

Ответ: А - Австралия; Б — Антарктида; В — Африка.

6. Разгадай кроссворд и запиши в клетки словами топографические обозначения:

Ответ: болото — 1, мост — 2, дорога — 3, озеро — 4.

7. Какие изменения произойдут с природой Земли, если ее ось из наклонной станет вертикальной?

Ответ: На Земле исчезнет смена сезонов года. Вокруг полюсов будет вечная зима, в умеренных поясах — весенне-осен- ний сезон, в районе экватора — вечное лето. Температура в каждом из районов будет постоянной, совершенно изменится на Земле растительный и животный мир.

8. Летом группа путешественников отправилась в полет на воздушном шаре. В конце полета им пришлось идти на вынужденную посадку. Приземлились они на поляне в незнакомом лесу. При аварийной посадке поломалась часть оборудования, в том числе разбился компас. Путешественники взглянули на часы. До заката солнца оставалось не больше часа. Но они помнили, что перед аварией мелькнул поселок в юго-восточном направлении от их курса. Как путешественники могут определить путь к поселку?

Ответ: Нужно встать лицом к солнцу - это западное направление, значит, за спиной будет восток, а слева - юг. Искомое направление будет посредине между югом и востоком.

Рекомендуем посмотреть:

Олимпиадные задания по математике, 4 класс

Олимпиадные задания по русскому языку, 4 класс

Олимпиадные задания с ответами по математике для 1-4 классов

Олимпиадные задания по русскому языку, 3 класс

Олимпиадные задания по математике, 3 класс

Татьяна Петровна Трутнева # 17 февраля 2017 в 21:45 0
Спасибо за интересную олимпиаду. Очень удобно то, что в олимпиаде уже есть ответы, и не надо ломать голову и тратить время. У нас традиционно в школе проводятся олимпиады для учащихся 2-4 классов, но только по русскому языку и математике. Хочу ввести в практику такие олимпиады как окружающий мир, литературное чтение и метапредметную. Ваши материалы очень пригодятся для разработки своих вариантов
Валентина Владимировна Трескина # 19 июня 2017 в 23:49 0
Отличная подборка материала. Задания разного уровня сложности, несколько вариантов.Да еще с ответами! Очень удобно.
Роман Петров # 24 августа 2017 в 12:12 0
Тесты по окружающему миру очень полезны для общего развития. Заставляю сына готовиться по ним к Всероссийской олимпиаде по окружающему миру 3 класс http://www.school-olympiads.ru/article_info.php?articles_id=135