Конкурсы

Олимпиадные задания по русскому языку, 4 класс

Десять вариантов олимпиад по русскому языку для учащихся 4-х классов

Вариант №1 (без ответов)

1. Составь и запиши все возможные словосочетания из данных слов: русский, род, язык, мужской, звук, древний, длинный, гласный.

2. Подбери антонимы к многозначным словам:

1) мелкий (бассейн, дождь) — ...,

2) свежий (хлеб, журнал) — ...,

3) мягкий (воск, свет) — ... .

3. Найди и обведи номера строк, в которых все слова являются однокоренными:

1) ежиха, ёж, ежевика;

2) коса, накосить, косынка;

3) дом, дома, домик;

4) грибной, гриб, грибница.

4. Найди и обведи номер строки, в которой дано верное написание предлогов и союзов с другими словами:

1) вдоме весело; на коня вскочил; прочитали, но не поняли.

2) побегут в лес; пойти по берегу; не говори, а слушай.

3) побродить по лесу; влетела в окно; запоют истанцуют.

5. В каждом ряду подчеркни слова с одинаковым окончанием:

1) домов, столов, коров, ковров;

2) ножей, батарей, шей, ушей.

6. Найди подлежащее в каждом предложении и подчеркни его:

Яркие краски утомляют глаза.

Глаза утомляются от ярких красок.

7. Найди и укажи имеющиеся в тексте орфограммы:

Подснежник

Ночью по полям и лугам гуляла вьюга. Белым пухом она укрывала тёмный клочок земли.

Однажды днём на маленьком пригорке оттаяла земля. Пробежал тёплый ветерок. Показался цветок. Это был подснежник.

Солнце заметило подснежник. Оно согрело его и открыло дорогу весне. Здравствуй, весна!

8. Приставка какого слова может быть предлогом?

1) небосвод; 2) переход; 3) повидло; 4) отметка.

Вариант №2 (без ответов)

1. Образуй множественное число от данных имён существительных:

Профессор, трактор, пастбище, слесарь, доктор, шофёр, сторож, стакан, инженер, полотенце.

2. Чем отличается склонение числительных пять, пятнадцать, пятьдесят, пятьсот?

3. В склонении каких числительных есть только две формы?

4. Чем отличается склонение словосочетаний пять книг и стопка книг?

5. В каком падеже различается склонение сочетаний два ученика и двенадцать учеников?

6. Почему числительные два, три, четыре не могут сочетаться с существительными, употребляющимися только во множественном числе (сани, носилки, очки и т. д.)?

7. Запиши слова с удвоенными согласными: бб, жж, нн.

С одним из этих слов составь и запиши предложение.

8. Перепиши, заключая, где надо, в кавычки имена существительные: книга, Сын полка, кинофильм Семеро смелых, собака Отважная, семья Беликовых, рассказ Чук и Гек, река Волга, город Самара, газета Известия.

Вариант №3 (частично с ответами)

1. Прочитай зашифрованную фразу и запиши её правильно:

(Ответ: Любите наш могучий язык).

2. Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщи эти слова и запиши их:

И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я.

3. Впиши слово, которое служило бы концовкой первого и началом второго слова.

Пе ( . .) ол; те ( ... ) л

4. Подбери как можно больше значений многозначных слов к следующим словам:

— порода (варианты ответов: горная, порода собак);

— среда (варианты ответов: день недели, среда обитания, внутренняя среда);

— язык (варианты ответов: язык как орган тела, «язык» — пленный, иностранный язык);

— знак (варианты ответов: математический знак «+» или «-», знак судьбы или дорожный знак);

— посадка (варианты ответов: посадка самолёта, посадка ученика за партой, посадка овощей).

5. Составь пословицы с данными словами: дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье.

6. Подбери слова-антонимы к следующим словам:

— добрый (варианты ответов: злой, жестокий, свирепый, разъярённый, кровожадный);

— красивый (варианты ответов: некрасивый, страшный, ужасный, безобразный, отвратительный);

— толстый человек (варианты ответов: худой, тонкий, стройный).

7. Назови одним словом, ссылаясь на данные определения:

1) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

2) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего- то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.

3) Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

8. Вставь в корни приведённых ниже слов необходимые безударные гласные:

Землетр_сение, изнем_гать от усталости, к_лючий, м_рщи- нистый, насл_ждаться, неисс_каемый источник.

Ответ: землетрясение, изнемогать от усталости, колючий, морщинистый, наслаждаться, неиссякаемый источник.

Вариант № 4 (частично с ответами)

1. Проставь где надо пропущенные буквы, вспомнив правила правописания суффиксов и гласных в корне слова:

Предо...жили Мишке кашу:

«Кушай, Миша, кашу нашу».

Надо Мишке преда...гать

Спать л...житься лишь в кр...вать.

 

И пл...вчиха, и пл...вец

Сбросили немного вес.

Пл...ванье — хороший спорт:

П...плывешь — и есть рекорд!

 

В поле выр...сла трава,

А на ней р...стет айва.

Выр...щен тот плод не зря –

Будет рада детвора.

 

— На минутку заск...чи,

Ты забыл у нас оч...ки.

— Я не конь, чтобы ск...кать,

Хоть забыл оч...ки забрать.

Н. Дик

Л...гушка прыг...ла по коч...кам.

На дереве раскрылись поч...ки.

У Саши - п...пугай руч...ной.

У пристани - в...кзал реч...ной.

2. Вспомни басни И.А. Крылова и вставь пропущенное слово в название басни.

Лебедь, Щука и ...

Стрекоза и ...

Слон и ...

3. В словах для справок найди нужное и соедини с названием сказки.

Аленький ...                       табакерке.

...-семицветик.                  Горбунок.

...-искусница.                     Машенька

...и медведь.                      цветочек.

Каменный ...                      цветок,

Конек-...                              Марья

Городок в ...                       цветик

4. Придумай (вспомни) слова, образованные с помощью приставок и означающие что-то особенное. Например, приставка «супер» позволила создать слово суперавтомобиль.

РАЗ-... (варианты ответов: раз-ухабистый, раз-веселый, рас-красавчик);

ПРЕ-... (варианты ответов: пре-веселый, пре-милый);

СО-... (варианты ответов, со-автор, со-брат, со-существо- вать, со-стыковаться);

СВЕРХ-... (варианты ответов: сверх-легкий, сверх-тяже- лый, сверх-скорость).

5. Где Дядя Федор нашел кота Матроскина?

а) во дворе дома;

б) в подъезде своего дома;

в) на вокзале.

6. Объясни значение слов:

Апломб (В современном русском языке слово «апломб» обозначает явную самоуверенность, самонадеянность и необоснованную категоричность в поведении (манерах) или в разговоре).

Беспечный (Это слово произошло от древнерусского диалектного слова «пёча» — «забота, попеченье, усердное участье» (В.И. Даль). Следовательно, буквальное значение слова «беспечный» — «ни о чем не пекущийся»; в современном значении — «беззаботный, легкомысленный»).

Шантрапа (В русском языке это слово появилось в лексиконе дворян XVII века от французского выражения (пе) chanterapas — «не будет петь», которое употреблялось ими при отборе крепостных детей в помещичий хор! Тогда оно означало «неспособный, бесталанный». Отсюда и современное значение - «ничтожный, никчёмный, никуда не годный, дрянной человек». Кроме этого, в русском диалекте слово «шантрапа» постепенно впитывало в себя древнечешское понятие jbantrok, jbantroch — «обманщик» и средневерхненемецкое santrocke - «обман». В современном значении «шантропа» — это ничтожные, никчемные, малообразованные, невоспитанные люди любого возраста, склонные к правонарушению или преступлению).

7. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? Выбери правильный ответ и обведи его кружком.

а) Корней Чуковский;

б) братья Гримм;

в) Джанни Родари.

8. Вставь в корни приведённых ниже слов необходимые безударные гласные:

Промышленность разв_вается — флаги разв_ваются, ум_лять достоинства — ум_лять о помощи.

(Ответ: промышленность развивается — флаги развеваются, умалять достоинства — умолять о помощи).

Вариант 5 (частично с ответами)

1. Придумай (вспомни) слова (глаголы), в которых приставка «с» имеет различные значения:

— движение с разных сторон к одной точке, соединение в одном месте ...

Ответ: связать, сложить, созвать, скрепить и т. д.;

— движение сверху вниз ...

Ответ: спрыгнуть, сбросить, слезть и т. д.;

— удаление чего-либо с какого-нибудь места, поверхности ...

Ответ: скосить, срезать, сбрить и т. д.;

— воспроизведение чего-нибудь по какому-либо образцу...

Ответ: срисовать, скопировать, счертить и т. д.;

— с частицей «ся» — взаимное действие ...

Ответ: сработаться, сговориться, созвониться и т. д.

2. Кто в известном мультфильме достал Шарика-фотографа со дна реки, когда тот тонул?

3. Отданных существительных образуй глагол с частицей «ся» (можно использовать приставку): пояс, правда, свет, земля, луна, свобода.

4. Объясни фразеологизмы:

Белены объелся — ... .

Собаку съела — ... .

Знать назубок — ... .

За пояс заткнуть — ... .

После дождичка в четверг — ... .

Плясать под чужую дудку — ... .

5. Объясни значение слов:

Невежда (невеждой называют малообразованного человека, неуча или человека, неосведомленного в какой-либо области. Невежда — это «несведущий, незнающий», происходит это слово от глагола «ведать», т. е. «знать»).

Захолустье (это старинное русское слово в современном языке значит «удаленное, малонаселенное место, глушь». Холудье, или холустье — это кустарник, мелкий лес, хворост. Захолустье буквально значит «место за кустарником; глухая чаща»).

Вестибюль (слово «вестибюль» означает «большое помещение перед входом во внутренние части какого-нибудь здания». Чаще всего вестибюлем называют помещение при входе в общественное здание или в большой жилой дом).

6. Разбери по составу следующие глаголы:

— слепить глаза - слепить игрушку;

— скупить книги - скупиться на ласку.

7. Прочитай предложения. Найди ошибки. Запиши предложения верно.

— Повар посолил соль солью.

— У Юры жил молодой котёнок.

— На хрустальной люстре было много висячих висюлек.

8. Вставь в корни приведённых ниже слов необходимые безударные гласные:

Посв _ тить себе фонариком — посв_тить себя науке, прим_рять платье — прим_рять поссорившихся).

(Ответ: посветить себе фонариком — посвятить себя науке, примерять платье — примирять поссорившихся).

Вариант 6 (частично с ответами)

1. Где это необходимо, вставь пропущенные буквы:

Отряд ребят пош...л купат...ся.

А нам придется постарат...ся

Ребят в отряде посч...тать.

Сч...таем хором — три и пять...,

Потом пятна...цать и шестна...цать,

Семна...цать, даже восемнадцать.

А девятнадцатый - вожак,

Залег у дерева в г...мак.

Н. Дик

2. Вставь пропущенные буквы и определи падеж прилагательных:

На ручей ряб... и пёстр...

За листком летит листок,

И струёй сух... и остр...

Набегает холодок.

Н. Дик

3. Из слова «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ» составь как можно больше новых слов, используя при этом буквы только заданного слова.

Варианты ответов: тело, провод, репа, подвал, вата, предатель, ель, апрель, дело, перед, тара, депо, ветер, рапорт, дева, лепет и т. д.

4. Вставь, где это необходимо, согласные «лл» и подчеркни данные слова:

Ал_очка, брил_ьянтик, кристал_ьно, кирил_ический, кристал_ический, нул_евка, кристал_ик, кристал_ьность, правильный, брил_иантовый, Ал_ка, пятибал_ьный, интел_игенция, метал_ист, трил_ион.

Ответ: Аллочка, брильянтик, кристально, кириллический, кристаллический, нулевка, кристаллик, кристальность, правильный, бриллиантовый, Алка, пятибалльный, интеллигенция, металлист, триллион.

5. К данным словам подбери слова, близкие по значению. Выдели окончания, обозначь падеж и склонение:

по шоссе — ...., об Отчизне — ... .

Ответ: по шоссе - по дороге. Д.п., 1-е скл: об Отчизне - о Родине. П.п. 1-е скл.

6. Как принято называть детёнышей животных? Напиши правильный ответ:

Коров — ... . Собак — ... .

Овец — ... . Коз — ... .

Кур - ... . Быков - ... .

Морских котиков — .... Носорогов — ... .

Змей - ... . Верблюдов - ....

7. Подбери и запиши такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Ответ: мышь, дочь, пень, пеньки и т. д.

8. Вставь в корни приведённых ниже слов необходимые безударные гласные:

пол_скать белье — пол_скать котенка, местный ст_рожил — ст_рожил склад.

Ответ: полоскать белье — поласкать котенка, местный старожил — сторожил склад.

Вариант 7 (частично с ответами)

1. Напиши небольшое сочинение-рассуждение, в котором постарайся «поспорить» с заданным вопросом:

• Днем всегда светло?

Варианты ответов: нет, днем не всегда светло. Во время грозы или солнечного затмения — темно, днем можно находиться в комнате без окон.

• Железо всегда тонет?

Варианты ответов: Нет, если его положить в ведро, а затем налить воду, то железо будет лежать без движения.

2. Поставь существительные множественного числа в родительном падеже:

килограммы — ...; апельсины — ...; сапоги — ...; помидоры — ...; ботинки —

Ответ: килограммы — килограммов, апельсины — апельсинов, сапоги — сапог, помидоры — помидоров, ботинки — ботинок.

3. Вставьте, где это необходимо, согласные «д» и подчеркните данные слова:

под_ать книгу другу, преддверие праздника, иностранный под_анный, под_елать документ, под_аться слабому, под_ерживать равновесие, прид_ворный слуга, под_елать немного уроки, под_ать ногой мяч, под_ержаться на перекладине, под_аться вперёд.

Ответ: подать книгу другу, преддверие праздника, иностранный подданный, подделать документ, поддаться слабому, поддерживать равновесие, придворный слуга, поделать немного уроки, поддать ногой мяч, подержаться на перекладине, податься вперёд.

4. Составь анаграммы, ответив на следующие вопросы:

• как из вкусной булочки, умело переставив буквы, получить маленькую лодку? Ответ: плюшка — шлюпка;

• как из электричества, переставив буквы в одном слове, получить мурлыкающе животное? Ответ: ток — кот;

• переставив буквы в слове, превратите вредного грызуна в породистую лошадь. Ответ: крыса - рысак;

• из того, на чем сидят, сделай то, на чем едят. Ответ: стул — стол;

• из того, чего не хватает, сделай то, чем можно мыть. Ответ: мало — мыло.

5. Подбери анаграммы к следующим словам: верность, водопад, выбор, вход, материк, слово, стирка, уборка.

Ответы: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, волос, старик, кобура.

6. Разгадай шарады:

• Если вы соедините две ноты, то из получившегося нового слова сможете сварить суп.

Ответ: фа-соль — фасоль.

• Первое — предлог, второе — девочка, целое — обязательный атрибут рыбака.

Ответ: у-дочка — удочка.

• Первое используется в игре, второе — материк, целое

найдешь в фантастической сказке. Ответ: фант-азия — фантазия.

7. Закончи стихотворение, но будь внимательным:

Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его...

Ответ: Карлсон.

Он пиявок добывал,

Карабасу продавал,

Весь пропах болотной тиной,

Его звали...

Ответ: Дуремар.

В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко,

Звали песика...

Ответ: Шарик.

Он гулял по лесу смело,

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка.

Его звали...

Ответ: Колобок.

8. Вставь в корни приведённых ниже слов необходимые безударные гласные:

Зап_вать куплет — зап_вать лекарство, отв_рить картошку — отв_рить окно.

Ответ: Запевать куплет — запивать лекарство, отварить картошку — отворить окно.

Вариант 8 (частично с ответами)

1. Здесь перечислены названия известных сказок. Их надо разделить на 2 группы: народные сказки и сказки, написанные автором (писателем, поэтом, сказочником):

«Марья Моревна»             «Золотая антилопа»

«Красная шапочка»           «Золотой петушок»

«Теремок»                          «Волк и лиса»

«Три медведя»                   «Снегурочка»

2. Вспомни правила правописания числительных и вставь правильно пропущенные буквы:

О дв_ст_ примерах, к девяност_ годам, в сем_ст_ страницах, дв_ст_ зрителям, в девяност_ институтах, ст_ книгами, шест_ст_ жителям, в пят_ст_ школах.

Ответ: О двухстах примерах, к девяноста годам, в семистах страницах, двумстам зрителям, в девяноста институтах, ста книгами, шестистам жителям, в пятистах школах.

3. Укажи признак, по которому слова сгруппированы:

• Арбуз, мяч, земля, апельсин, глобус, горошина - это...

• Арбуз, папоротник, изумруд, ель, трава, зелёнка - это...

4. Почему Иван, прыгнув в кипящую воду, не сварился? Выбери правильный ответ и обведи его кружком.

а) вода была живая;

б) Конек-Горбунок дунул на воду;

в) вода только сверху бурлила, а внизу была холодная.

5. Проставь пропущенные буквы в словах, вспомнив правила правописания корней с чередованием:

Летом надо заг...рать,

Но не надо забывать:

Лишь умеренный з...гар

Нам полезен. Это знай!

На з...ре запел петух –

Заг...релась зорька вдруг.

Испугался он з...ри:

«Зарево, ты не г...ри!»

Кл...нялся слуга царю,

Отбивал покл...н ему.

Кл...няться ему не лень,

Может бить покл...н весь день.

Н. Дик

6. Из слова ТРАНСПОРТ составь как можно больше слов, используя буквы только заданного слова.

7. В каких словах количество букв и звуков совпадает? Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.

8. Вставь в корни приведённых ниже слов необходимые безударные гласные:

Отт_пель, оч_ровательная девушка, погл_щение влаги, пож_лой человек, пок_яние, пор_девший.

Ответ: отепель, очаровательная девушка, поглощение влаги, пожилой человек, покаяние, поредевший.

Вариант 9 (частично с ответами)

1. Вспомни правила правописания числительных и вставь правильно пропущенные буквы:

Шест_десят_ книгами, к ст_задачам, девяност_учениками, пят_ст_ участниками, тр_ст_ сотрудникам, о ст_ друзьях, с девят_ст_ рублями, в тр_ст_ квартирах.

Ответ: шестьюдесятью книгами, к ста задачам, девяноста учениками, пятьюстами участниками, тремстам сотрудникам, о ста друзьях, с девятьюстами рублями, в трехстах квартирах.

2. Найди пару (родственные слова):

стол — столбы,                буква — алфавит,

пень — пенка,                   день — деньги,

коза - козленок,                 лимон - лимонад,

ком — комната,                 лимон — апельсин,

вода — водитель,             пять - пятка,

час - часто,                        конь — конец,

сад - досада,                     дорога - подорожник.

3. Приставка какого слова может быть предлогом?

1) небосвод; 2) переход; 3) повидло; 4) отметка.

4. Вспомни правила правописания букв «ы» и «и» после «ц». Вставь правильно в нижеприведённых словах букву «ы» или «и»:

Ц_стерна, проц_тировать, ц_клон, ц__рк, ц_трон, ц_низм, ц_рюльник, вакц_на, ц_ркулировать, пац_ент, иниц_алы.

Ответ: цистерна, процитировать, циклон, цирк, цитрон, цинизм, цирюльник, вакцина, циркулировать, пациент, инициалы.

5. Найди проверочное слово для пропущенной орфограммы: на ветках в... сят яблоки.

1) вес; 2) повесить; 3) зависнуть; 4) висеть.

6. Запиши пары слов, которые отличались бы в написании, но не различались бы в произношении, например:

Роман — роман, слезать — слизать, посидеть — поседеть.

7. Допиши, где нужно, окончания имен существительных:

По алле_, в большой аудитори_, сушить на батаре_, флаг

на башн_, во всем величи_, возникнуть в воображени_.

Ответ: по аллее, в большой аудитории, сушить на батарее, флаг на башне, во всем величии, возникнуть в воображении.

8. В каких из данных трех слов перенос осуществлен правильно:

А) пог - ляди; Б) отпущен - ный; В) усмот - рел;

Ответ: Варианты Б и В.

Вариант 10 (частично с ответами)

1. Образуй от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

Ответ: светофор, светлячок, светильник, светить, светлый,

подсветка, светает и т. д.

2. Из слова КИНЕМАТОГРАФ составь как можно больше новых слов, используя буквы только заданного слова.

Варианты ответов: аниматор, арена, арка, гам, графика, графин, кора, кофе, кот, карета, камера, комета, картина, кофта, кран, кант, карта, магнит, мак, мир, морг, мот, нектар, немота, нора, нота, океан, омар, рак, ракета, ранг, ратин, ром, рот, риф, тема, тик, тина, тиф, тон, торг, торф, факт, фактор, фанера, фара, фата, фирма, франт, фреон и т. д.

3. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, в котором постарайтесь «поспорить» с заданным вопросом:

• Все рыбы плавают?

Варианты ответов. Нет, не все рыбы плавают. Рыбу можно нарисовать, она может быть жареная или это вообще может быть созвездие.

• Машина всегда обгонит пешехода?

Варианты ответов. Нет, не всегда. Если машина стоит на обочине без движения, любой пешеход её обгонит.

4. Где это необходимо, проставь пропущенные буквы, вспомнив при этом правила правописания:

Огней м...рцающий наряд

Пр...влек ц...пленка де...ский взгляд.

Пт...нец проник в ц...рк-шапито,

Как капелька сквозь решето.

Ц...линдр волшебника без дна,

Там заяц, кот, еж...нка два!

Сч...тает ц...фры ч...рный дог,

Мяч...м ж...нглирует бульдог.

Ц...ркач под куполом п...рит,

С трапец...й птицею л...тит,

Рукою ловит он кольц... .

Его сменяют шесть борц...в.

Отрывок из стихотворения И. Русаловой «Цыпленок в цирке»

5. Путем приставления к данным двум буквам всего одной буквы образуй как можно больше новых слов:

• ОМ — (сом, ром, дом, том, ком, лом и т. д.).

• УК — (лук, сук, жук, бук и т. д.).

• АК - (мак, рак, бак, лак и т. д.).

6. Вспомни, героям какой сказки понадобился этот предмет? Соедини название предмета и название сказки.

Зонтик                                          «Дикие лебеди»

Тесто                                            «Дюймовочка»

Санки                                           «Колобок»

Скорлупа грецкого ореха           «Оле-Лукойе»

Крапива                                        «Стойкий оловянный солдатик»

Бумажный кораблик                    «Снежная королева»

7. Сочини четверостишие со словами «укол» и «узор».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения

Проверочные работы по русскому языку по теме «Однородные члены предложения» в 4 классе

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»

Проверочные работы по русскому языку по теме «Местоимение» в 4 классе

Итоговая тестовая работа по теме «Синтаксис», 4 класс

Валентина Владимировна Трескина # 19 июня 2017 в 23:52 0
Очень понравилась подборка заданий! Особенно, где есть ответы))) Можно и детям дать поготовиться самостоятельно, а можно и для себя использовать, чтобы не искать ответы на вопросы(это при постоянной загруженности-то)