Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок окружающего мира в 4 классе. Поверхность нашего края

Урок окружающего мира в 4 классе.
Тема урока. Поверхность нашего края.
Цели урока: сформировать у учащихся представление о поверхности родного края; учить работать с картой; развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
Оборудование: карты, презентация, записи песен, энциклопедический справочник «Тверская область».
Ход урока.
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Звучит песня о Западной Двине.
На экран выводятся фотографии Западной Двины.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш родной край, узнаем много нового о нём.
2.Проверка знаний и умений.
- Домашнее задание к этому уроку вы готовили по выбору. Одна группа ребят готовила устный рассказ о Тверской области по плану, другая – писала сочинение на тему «Что я расскажу иностранцам о своём городе».
Дорог мне город любимый мой
И в ненастье, и в стужу, и в зной.
И о нём услышим сейчас
Юных горожан рассказ.
Чтение сочинений.
- Чьё сочинение вам понравилось? Почему? (ответы детей)
- Расскажите о нашей области, используйте план в тетради.
Рассказ о Тверской области.

3. Работа над новой темой.
- Мы продолжаем изучать свой край. Тема нашего урока «Поверхность нашего края».
Сегодня мы будем говорить о поверхности нашего края, более подробно познакомимся с формами земной поверхности. Внимательно рассмотрите физическую карту России. Какой рельеф вы видите?
(На территории России есть низменности, равнины, плоскогорья и горы.)
- Где расположена территория нашей области?
(Тверская область расположена в северо-западной части России на территории Русской равнины.)
- Какие здесь встречаются формы рельефа?
Для области в целом характерен равнинный рельеф, где возвышенные участки равнин сочетаются с обширными низинами.
На экран выводится карта Тверской области.
В большинстве случаев высота поверхности в области не превышает 200 метров абсолютной высоты. Иногда географы называют территории с высотой до 150 м низинами, участки с высотой 150-200 м – приподнятыми равнинами, а территории с высотой более 200 м – возвышенными равнинами и возвышенностями.
Самая высокая точка области – 343м абсолютной высоты расположена вблизи истоков реки Цны, на Цнинском поднятии.
Центральная и северо-западная части области являются наиболее высокими территориями.
Наоборот, юго-восток, северо-восток, а также крайний запад области понижены. Наиболее низкими являются территории вблизи Иваньковского (125-130м) и Рыбинского (100-110м) водохранилищ. А самые низкие отметки наблюдаются в урезах рек на крайнем западе области на Плоскошской низине, всего 65-70 метров.

Работа в группах (с энциклопедическими справочниками «Тверская область»)
Составляем рассказ по плану:
1. Месторасположение.
2. Средние высоты.
3. Рельеф.
Ответ первой группы.
Верхневолжская низина.
Расположена вдоль рр. Волги, Тверцы, Тьмы, Шоши.
Ср. высоты 130-140м, наиболее низкий участок у Иваньковского вдхр.(107 м).
Низина – всхолмлённая равнина.
Ответ второй группы.
Валдайская возвышенность.
Расположена в северо-западной части Русской равнины.
Высота колеблется в пределах 200-300м.
На границе Селижаровского и Оленинского р-ов – высота 341м, вершина Каменник(выс.321м).
Рельеф холмистый.
Ответ третьей группы.
Западнодвинская равнина.
Расположена в западной части Тверской области.
Высота 220м на юге – 180м.
Рельеф плоский или мелкохолмистый.
На экране карта(Валдайская возвышенность,Западнодвинская равнина,Верхневолжская низина.)

- Вы уже знаете, что на равнинах встречаются овраги. У них крутые, осыпающиеся склоны. На склонах оврагов обычно почти нет растений.Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом он губит, как бы съедает, большие участки плодородной почвы.
На экране фото оврага.
-Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку. Балка – это углубление с пологими, поросшими растениями склонами.
На экране фото балки.
- Вы все знаете , что нужно охранять растения, животных, чистоту воздуха и воды. А нужно ли охранять поверхность нашего края? Как это сделать – подскажет учебник.
Работа по учебнику, с. 150, 3 обзац.
- Насколько важна охрана поверхности? Предлагаю посмотреть фотографии и подумать.
(Демонстрация фотографий).
- Какие чувства вы испытываете? (Разочарование, грусть и т.д.)
- А что сделали бы вы, чтобы на Земле не было таких мест? (ответы детей)
- Прочитайте в учебнике на с. 148-149, что предлагает сделать Андрей Анатольевич Плешаков, автор нашего учебника.
- Ваше мнение по поводу его предложений? (ответы детей)
- Мы с вами знаем, что ещё одной формой поверхности являются горы. Предлагаю вам прочитать материал учебника о горах, которые создал человек. Они незаживающая рана на поверхности Земли, это боль природы.
- Как называются эти горы? (Терриконы.)
- Как люди, живущие на равнине, оказались в горах? (эти горы образовались из куч отходов, оставшихся после добычи полезных ископаемых.)
- Чем опасны терриконы? (Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду.)
- Как люди борются с ними? (Привозят почву, сажают растения.)
- Очень надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать всё, чтобы наш родной край стал ещё краше, и не было бы таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.
4. Закрепление изученного материала.
Игра «Узнай меня».
- Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора.)
- У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм.)
- Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Террикон.)
- Я – углубление на земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарники. (Балка.)
- Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли.(Овраг.)
5. Подведение итогов урока.
- Как человек должен использовать поверхность свое го края? (ответы детей)
Выставление оценок.
Домашнее задание. С. 147 – 153, ответы на вопросы.

Рекомендуем посмотреть:

Тест по теме: Жизнь древних славян, 4 класс Окружающий мир Интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента н Интегрированный урок «Общественные группы в мире людей» по предмету «Окружающий мир», 4 класс Тест по окружающему миру с ответами 4 класс. Полезные ископаемые

Похожие статьи:

Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»

Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс

Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс

Стихи по окружающему миру, 4 класс

Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России

Классный час на тему: Пасха, 3 класс | Классный час "Дети войны", 2 класс
Опубликовано: 3607 дней назад (6 января 2015)
Просмотров: 14016
Рубрика: Уроки
+1
Голосов: 1
Галина Васильевна Егорова # 7 января 2015 в 07:35 +1
Прочитала ваш конспект урока. На уроке присутствуют разные виды деятельности: устная беседа, работа с картой, самостоятельная работа, игра через угадывание видов местности. Это все помогает развивать внимание, речь, мышление, память, умение читать по карте. Но хочу вам подсказать про само оформление работы.
По ходу всего содержания урока главные слова лучше выделять жирно. Мне кажется, что не нужно сразу сообщать тему урока и цели. Через загадки либо что-то другое, дети сами должны догадаться, о чем они будут говорить на данном уроке. Содержание урока интересно. Вам удачи в следующих публикациях. Мой первый вам голос.
Ирина Николаевна Чакмина # 7 января 2015 в 14:36 0
Большое спасибо за советы.