Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Классный час "Дети войны", 2 класс

Методическая разработка классного часа на тему "Дети войны", 2-4 класс
Классный час "Дети войны
Цель: воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.
Задачи:
Познавательные:
- Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне.
- Рассказать учащимся о роли детей в годы войны.
Развивающие:
- Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
- Развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого.
Воспитательные:
- Формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне.
- Воспитывать доброжелательность, дружелюбие.
Форма проведения: классный час.
Метод: интерактивный.
Приёмы: чтение стихотворений, рассказ, беседа, прослушивание песен, просмотр фрагментов из кинофильмов.
Возрастная категория: 2-4 класс.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация в программе «PowerPoint», аудиозапись Юрия Левитана «Объявление о начале войны», аудиозапись Булата Окуджавы Песня «До свидания, мальчики!»
Ход мероприятия
I. Организационный момент
Учитель объявляет тему классного часа
На доске эпиграф:
"Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны"

Учитель:
22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слёз, которые заставила пролить эта страшная война.
Говорит Юрий Левитан 22 июня 1941 года – Объявление о начале войны (видеофайл)

II. Вводная часть
Учитель:
- Ребята, я предлагаю сегодня поговорить о детях войны, вспомнить о той войне, которую увидел маленький человек.

Первый ученик:
- Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности.

Второй ученик:
- Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Первый ученик:
- До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки.
Второй ученик:

- Они просто жили. Но за эту жизнь им пришлось заплатить слишком дорогую цену.

III. Основная часть
Учитель:
- Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям. Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбёжек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые - в плену у немцев. Дети - слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

Послушайте сообщения наших ребят о детях-героях

Валентин Котик
В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль “Партизану Отечественной войны” II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток.
Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Галя Комлева
В Лужском районе Ленинградской области чтут память отважной юной партизанки Гали Комлевой. Она, как и многие ее сверстники в военные годы, была разведчицей, снабжала партизан важными сведениями. Фашисты выследили Комлеву, схватили, бросили в камеру. Два месяца непрерывных допросов, побоев, издевательств. От Гали требовали назвать имена партизанских связных. Но пытки не сломили девочку, она не проронила ни слова. Галя Комлева была безжалостно расстреляна. Она посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.

Лара Михеенко
Их судьбы похожи, как капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов… Разве что смерть была разной. Кому-то выпадала прилюдная казнь, кому-то выстрел в затылок в глухом подвале.
Лара Михеенко стала партизанкой-разведчицей. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст — после бесплодного допроса девочку расстреляли. Это случилось 4 ноября 1943 года. Лару Михеенко посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени.
(Звучит песня «До свидания, мальчики»)

Первый ученик:
- Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с весёлыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом. Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет.
«Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», — вспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве В.Д. Ковальский.
Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную — молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома».

Учитель:
Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом. Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали тёплые шерстяные варежки, носки, шарфы.
Ученик:
Война — не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война — не место для детей.
Ребенку нужен теплый дом,
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.
И елочные огоньки,
С горы веселое катанье,
Снежки, и лыжи, и коньки,
А не сиротство и страдание.
Никишенко А.В.

Учитель:
Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сёстрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять. Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы.

Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сёстрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли.

Что было делать? Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации.

Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды». Сёстры решили бежать в Киев.

Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева. Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сёстры остались жить у этой бабушки.

Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко. Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь — парни и девушки — побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы.

Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале — но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сёстрам: «Ну-ка, девочки, помогайте». «Вот так получилось, что мы остались в госпитале», — вспоминала Вера.

Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!

Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сёстры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Вера вспоминает: "Над этим письмом плакал весь госпиталь!"

Учитель:
Дети блокадного Ленинграда… Они видели не только взрывы снарядов, они жили рядом со смертью, и она всем им заглянула в глаза. Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Ученик:
Девчонка руку протянула
И головой упала на край стола.
Сначала думали: уснула,
А оказалось, умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло сквозь метельный стон
Учитель выдавил,
Что снова занятья после похорон.

Учитель:
- Памятники «Дети войны»
- Памятники увековечили память обо всех детях войны - кто погиб в застенках фашистских концлагерей, в партизанских отрядах, на полях сражений, в катакомбах, кто просто не дожил до Победы.

Читают ученики.
- Памятник детям войны в Белгороде, Россия.
- Памятник "Детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны" в Липецке, Россия.
- Памятник "Детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945" в Лычково, Новгородская обл., Россия.
- Памятник детям блокадного Ленинграда в Омске, Россия. Мемориал "Тане Савичевой и детям войны посвящается" в пос. Шатки, Нижегородская обл., Россия.
- Памятник детским жертвам войны в Лидице, Чехия.
- Памятник "Дети войны" в Екатеринбурге, Россия.
- Памятник "Детям войны" в Красноярске, Россия.
- Памятник "Детям Керчи – жертвам войны 1941-1945 г.г." в Керчи, Крым, Россия.
- Памятник детям войны в Ульяновске, Россия.
- Памятник "Детям войны" в Витебске, Белоруссия.

IV. Заключительная часть
Учитель:
- Эти дети и многие-многие другие любили свою Родину, были настоящими героями-патриотами. И сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины. Будем помнить их подвиг!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия с использованием ИКТ в подготовительной группе. Дети - герои Великой Отечественной Зинаида Портнова. Биография и подвиг Внеклассное мероприятие к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 5-7 класс
Урок окружающего мира в 4 классе. Поверхность нашего края
Опубликовано: 27 дней назад (25 сентября 2021)
Просмотров: 345
Рубрика: Сценарии
0
Голосов: 0
Ирина Николаевна Александрова # 1 октября 2021 в 21:06 0
Спасибо, хороший материал. Тяжело было читать...до слёз.