Использование профилактических приёмов в образовательном процессе в начальной школе
(из опыта работы учителя начальной школы)
Автор: Аус Валентина Дантоновна, учитель начальных классов
Место работы: ГБОУ гимназия №85, г.Санкт - Петербург
Описание работы: Данная работа представляет собой описание приёмов, которые я применяю на практике в образовательном процессе. Отдельные приёмы целесообразно использовать только в период адаптации ребёнка, т.е. в 1-ом классе, но, на усмотрение учителя, всё зависит от особенностей развития и состояния здоровья учащихся. Работа может быть интересна учителям начальной школы, воспитателям группы продлённого дня и людям, интересующимся психологией ребёнка.
Цель: Создать условия организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребёнка.
Задачи: Обеспечить комфортные условия для детей во время пребывания в школе. Способствовать развитию "эмоционального интеллекта". Создать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом и с учителем.
Используемые приёмы в дальнейшем буду называть: интерактивные игры или ритуалы.
Ритуал
"Яблоки". Особенно необходим в первые дни пребывания ребёнка в школе,
в период адаптации, но в моей практике дети применяют его даже во 2 классе. Они сами решают нужны "Яблоки" или уже нет.
Оборудование: на стене класса располагается модель "дерева" с короткими сучьями (у нас в классе - деревянная, сучья - съёмные),ствол высотой примерно 70 см; модель дерева надо закрепить так, чтобы дети могли доставать до верхних "веточек";
- 2 яблока из красного и зелёного картона (диаметром примерно 10 см) с фотографией ребёнка на каждом яблоке и тесёмкой в виде петельки, чтобы повесить на дерево;
- 2 красивые шкатулки или коробки для хранения "яблок", в одной все "яблоки" красные, в другой все "яблоки" зелёные;
Подготовка: На родительском собрании первоклассников в августе родители делают трафарет "Яблок" и получают домашнее задание: приготовить ко 2 сентября по 2 яблока с фотографией на каждом. В этот день дети приносят их в класс и учитель рассказывает про "волшебную яблоню"... (далее Вы сами придумываете свою историю появления этой "волшебной яблони")
Методика: Ребёнок, приходя утром в класс, подходит к шкатулкам с "яблоками" и выбирает, какое из них он вывесит на дерево.
Зелёное - если хорошее настроение и ничто не беспокоит,
красное - если что-то мучает ребёнка. Дети развешивают "яблоки", как только заходят в класс. Им это нравится. А для меня – это своего рода сигнал. Зелёное – всё в порядке. Красное – Внимание! Что-то мешает ребёнку. Я за короткое время должна выяснить причину появления красного "яблока". Выяснить причину без привлечения внимания и напряжения для ребёнка.
Причины бывают самые разные и, конечно, это же утро, значит дома или по дороге в школу ребёнок не ощутил должного внимания и результат – красное "яблоко" на дереве. Представьте, этого дерева нет. Ребёнок будет держать в себе проблему и весь день ему будет не до учёбы, или много времени потребуется, чтобы «забыть» про неё. Мне даже не приходится напоминать про "яблоки". Они с интересом бегут к коробочке, ищут своё "яблоко" нужного цвета и вывешивают.
В конце дня можно убирать своё "яблоко" в коробку, а можно не снимать его, и оно будет висеть, пока не возникнет проблема. Красное "яблоко" после нашего разговора меняет свой цвет без моего напоминания.
Но если красное "яблоко" и после разговора продолжает висеть, значит проблема слишком глубока и учитель начинает искать пути её решения.
Бывает, что за день цвета "яблок" меняются несколько раз. Когда ребёнок адаптируется, тогда цвет "яблок" в основном – зелёный у всех.
Это очень удобный ритуал и для учителя, и для ребёнка, Учителю видно, комфортно детям в классе или нет, а ребёнок ощущает себя не одиноким и легче освобождается через "яблоко" от своей проблемы.
В этот период существует проблема
"громких голосов".
Как приучить детей говорить тихим голосом в классе?
Игра
"Тихие и громкие голоса" помогает детям, заходя в класс, вспомнить о том, что можно разговаривать громкими и тихими голосами. Одновременно с этим игра служит как бы мостиком для перехода от шумной перемены к сосредоточенной учебной деятельности переход от шумной перемены к учебной деятельности.
Материалы: полиэтиленовый или бумажный пакетик для покупок, который можно украсить или оформить.
Инструкция: (учитель задаёт вопросы)
- Каким голосом вы разговариваете, играя на школьном дворе или во время перемены?
- Что происходит с нашим голосом, когда мы входим в класс и начинаем урок?
- Почему в классе нам нужны тихие голоса?
-Я принесла вам красивый пакетик. Когда вы заходите в класс, можете сложить свои громкие голоса с улицы и перемены в этот пакетик, чтобы они никому не мешали и ни у кого не вызывали боли в ушах.
- Кто хочет обойти с этим пакетиком класс и собрать в него все громкие и шумные голоса?
(далее учитель сам импровизирует: мешочек храним в шкафу до конца учебного дня)
Анализ упражнения:
- Доставляет ли тебе удовольствие говорить и кричать на перемене громким голосом?
- Трудно ли тебе говорить в классе более спокойным и тихим голосом?
- У кого в нашем классе особенно красивый и сильный голос?
- Кто из нашего класса умеет говорить спокойным тихим голосом?
- Нравится ли тебе голос учителя?
Мотивация детей на
внимательное слушание.
Упражнение
"Волшебная звезда" создает атмосферу таинственности, настраивает на внимательное слушание.
Материалы: красивая звезда из фольги.
Инструкция: Звезда из фольги имеет таинственную силу. Критически настроенный ребенок может держать её, пока рассказывается история.
Это упражнение может быть
ритуалом окончания учебного дня.
Кто-то из детей, успешно работающий на уроках, или «трудный» ребёнок, который старался в течение дня, может мягко коснуться ею других детей, поделившись своим успехом и пожелав успехов остальным детям.
Игра
"Камень мудрости" очень хороша для класса, где ещё не слушают, постоянно перебивают друг друга.
Камень имеет магическое свойство: он направляет внимание детей на говорящего и делает из них более внимательных слушателей, чем обычно. Игра улучшает взаимодействие детей и даёт им возможность контролировать своё поведение при общении с другими.
Материалы: Красивый, не слишком маленький камень.
Инструкция: (учитель)
- Я принесла вам нечто необыкновенное – это камень мудрости. Сейчас, пока я его держу, я могу говорить. Когда кто-то другой захочет что-то рассказать – он должен сообщить об этом и взять у меня камень.
Пока камень находится в руках у одного ребёнка, остальные говорить не могут. Затем камень передаётся другому ребёнку и т д Можно также передать камень ребёнку, который просто хочет что-то сказать.
Анализ упражнения:
- Нравиться ли тебе, когда другой человек перебивает тебя?
- Что ты чувствуешь, когда хочешь что-то сказать, а в это время все заняты своими разговорами?
- Что ты чувствуешь, когда все внимательно тебя слушают?
Что делать
с агрессией и гневом?
В 1 классе я использую ритуал
"Камушек в ботинке"
С помощью этой метафоры дети могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Время от времени игру «Камушек в ботинке» я провожу как групповой ритуал, чтобы побудить даже самых стеснительных детей рассказывать о своих заботах и проблемах (использую время на большой перемене в 1 классе).
Можно поощрять детей использовать фразу «У меня камушек в ботинке» всякий раз, когда они испытывают какие-либо трудности, когда им что-то мешает, когда они на кого-нибудь сердятся или обижены и не могут сосредоточиться на уроке.
Вначале надо обсудить с детьми, какие проблемы могут возникнуть, если камушек реально попадает в ботинок и ты забываешь его вытащить. Что же станет с ногой? Ноге становится больно. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако, на ноге может быть уже ранка, и маленькая проблема становится большой.
Всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.
- Если вы скажете нам: «У меня камушек в ботинке!», то мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом (это фраза для детей)
- «У меня нет камушка в ботинке» (фраза для детей)
Необходимо дать возможность детям поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудить отдельные «камушки», которые будут названы.
Во 2 – 4 классе проблемы решаем с помощью другого ритуала.
Игра
"Ковер мира" стратегия разрешения конфликтов в классе. Само наличие «ковра мира» побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Материалы: Кусок не слишком толстого коврового покрытия размером 90 на 150 см.
Инструкция: Все сели в круг.
- Можете ли вы сказать,о чём вы иногда спорите друг с другом?
- О чём вы спорите с братьями и сёстрами?
- Как вы чувствуете себя после такого спора?
- Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения?
- Я принесла для всех нас небольшой кусок ткани, который станет нашим "ковром мира". Как только возникнет спор "противники" могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Далее можно обыграть ситуацию, положив на ковёр игрушку и предложив двум детям "поспорить". Игрушка одна, а их двое. Они сядут на "ковёр мира", а учитель присядет рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку.(Пусть оба ребёнка займут место на ковре.)
- У кого из класса есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему?
После этой дискуссии можно предложить украсить "ковёр мира": написать фамилии учеников, наклеить блёстки, бисер.
Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают "ковёр мира " частью своей жизни.
Прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «ковёр мира» без помощи учителя.И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этого ритуала.
"Ковёр мира" придаст детям внутреннюю уверенность и покой и сконцентрироваться на поиске взаимовыгодного решения проблемы.
Я представила только часть игр и ритуалов , которые очень помогают в работе, но самое главное, они создают комфортную среду обучения для детей, а следовательно, укрепляют здоровье наших учеников. В классе становится заметно меньше драк, "горячих" споров и слёз. Интересно,что мальчики используют его по назначению и очень охотно, а вот девочки иногда сидят на нём, просто мило разговаривая.
Некоторые из этих игр можно найти в сборнике
"Как научить детей сотрудничать", автор немецкий психолог Клаус Фопель.
Рекомендуем посмотреть:
Программы физической культуры по профилактике и коррекции различных заболеваний у обучающихся
Физкультминутки на уроках в школе
Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания
Здоровьесбережение детей в дополнительном образовании
Похожие статьи:
Здоровьесберегающие технологии у детей с ОВЗ (с нарушением слуха) в начальной школе
Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе