Доклад «Сотрудничество логопеда и родителей»
Нарушение произношения можно рассматривать в качестве социальной дезадаптации, причины которой чаще всего кроются в особенностях семейного микроклимата. С этой токи зрения, изучения родителей детей и семейной обстановки -неотъемлемая часть логопедической работы.
Случается, что логопеды часто испытывают трудности в коррекционной работе при исправлении дефектов звукопроизношения: то ребенок «не берет звуки», то постановка правильного звукопроизношения идет слишком медленно, то поставленный звук есть, но не автоматизируется в речи. Работа по расширению словаря и по предотвращению дисграфии и профилактике аграмматизмов, тоже требует немалых усилий.
Многих проблем можно избежать, если работать в тесном контакте с семьей ребенка, имеющего недостатки речи, вырабатывая у родителей положительную мотивацию на сотрудничество с логопедом в воспитательно-коррекционном процессе.
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Исправление речи детей, имеющих речевые дефекты, будет происходить эффективнее, если логопед начнет просвещать и обучать их близких взрослых. Педагогу-дефектологу необходимо сделать так, чтобы они захотели сотрудничать и принимать самое активное участие в коррекционно-педагогическом процессе.
Только при тесном сотрудничестве логопеда и родителей может быть достигнут положительный и стабильный результат в исправлении речи детей.
При общении с родителями детей, нуждающихся в помощи логопеда, в беседах и на консультациях, из разговоров, при анкетировании, на собраниях я часто слышу такие высказывания:
- А нам никто не говорил, что у ребенка дефекты речи.
- Я думал, что к школе речь моего ребенка исправится сама собой.
- Я не представляю, чем занимается логопед на занятиях. Разве логопедунужна моя помощь в работе?
- Какой от меня может быть толк? И так далее.
Из сказанного я делаю выводы: семьям детей с недостатками речи не хватает информации о работе логопеда. И поэтому приходится заниматься просветительской деятельностью, которая перерастает в тесное взаимосотрудничество с родителями и их участие в коррекционной работе с детьми.
Взаимодействием с семьей ребенка-логопата, как одним из наиболее важных и значимых направлений коррекционно-педагогического процесса, я занимаюсь с первых дней работы - уже 24 года. Методом практических наработок и эмпирических выводов за многолетнюю практику мне удалось создать систему работы по вазимосотрудничеству логопеда и родителей, которой и делюсь с вами.
Система работы по взаимосотрудничеству логопеда и родителей
(см. приложение № 1)
В систему работы по взаимосотрудничеству логопеда и родителей входят:
• непосредственное общение с родителями в вестибюле (раздевалке, на участке группы;
• беседы и консультации в логопедическом кабинете;
• заполнение анамнестических данных в речевых картах со слов родителей;
• родительские собрания (в традиционной и нетрадиционной формах);
• показ открытых занятий и утренников для родителей;
• анкетирование родителей;
• выполнение домашних заданий логопеда;
• тематические выставки, памятки, информационные стенды и речевые уголки;
• отслеживание результатов работы (мониторинг);
• заполнение: речевого уголка «учимся говорить правильно»;
• оформление папок-передвижек «Сотрудничество логопеда и родителей»;
• участие родителей в индивидуальных занятиях с их ребенком;
• поощрение детей медалями «за успехи на занятиях»;
• подписание договора о сотрудничестве логопеда и родителей;
• педагогические гостиные;
• ведение листа посещения консультаций логопеда родителями;
• поощрение родителей на празднике - выпуске детей в школу грамотами «за воспитание самого лучшего, ребенка»;
• выпуск детсадовской газеты для родителей, посвященной году, объявленному ЮНЕСКО.
Основные задачи в работе с родителями
(см. приложение № 2)
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
• повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;
• оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержание их уверенность в собственных педагогических возможностях;
• обучение родителей конкретным приемам логопедической работы.
Продумывая содержание общения с семьями, педагоги обязательно должны принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт, жилищные условия.
Принципы общения с родителями
Существуют несколько принципов, в соответствии с которыми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителями детей, имеющими недостатки речи. Вот некоторые из них.
1. Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника,
эмоционально откликнуться на нее.
2. Слушая вопросы и высказывания родителей, важно обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст.
3. Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражение лица.
4. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.
5. Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.
6. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.
7. Сохранять конфиденциальность информации.
8. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей.
9. В условиях коллективного общения с родителями использовать только
положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго
индивидуально.
10. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.
11. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов.
12. Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект», «нарушение»и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными: «трудности», «проблемы», «недостатки».
13. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.
14. Соблюдать принципы недирективности, безоценочности, личностно-
ориентированного подхода, корректности.
Рекомендуем посмотреть:
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ
Развивающие технологии в логопедии
Педагогический семинар в детском саду "Неделя Здоровья"
Развитие информационной компетенции воспитанников с ОВЗ в условиях информационно - развивающей среды