Настольная-печатная игра «Весело в игру играем, время года изучаем»
Пояснительная записка
к настольной-печатной игре «Весело в игру играем, время года изучаем»
Настольная – печатная игра имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.
Игра разработана с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и адресована воспитателям дошкольных учреждений, реализующих в практике работы программу «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
Методические рекомендации по реализации игры
Дидактическая игра предназначена для работы с детьми 3-4,4-5 лет в образовательной деятельности по формированию:
1. целостной картины мира,
2. развитию речи,
3. ознакомлению с художественной литературой,
4. математических представлений, а также в организации режимных моментов.
Оборудование: Настольная-печатная игра многофункциональна. Представляет собой поле с разрезными картинками, разные фоны с деревьями по временам года и атрибуты для каждого времени года и кубик для игры.
Количество игроков: 2-8
Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны, легки в использовании как за столом, так в домашних условиях;
Цель:
формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире – о времени года;
Задачи:
1. выработать умение различать времена года по природным явлениям, приметам, объектам живой и неживой природы;
2. активизировать детское внимание, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций;
3. воспитать осознанное и правильное отношение к природе.
Описание игры для детей
Вариант 1. Игра «Когда это бывает?»
Цель - Закрепить знания о природных явлениях, формировать представления о временах года, о месяцах, развивать внимание, зрительное восприятие.
Задание: Пододрать картинки и предметы, соответствующие определенному времени года, месяцу, рассказать о них.
Правила: Помогать друг другу в ходе игры, договариваться о совместной деятельности.
Материал: как вариант;
Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры можно использовать стихи и загадки:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою! (А. Плещеев)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я ... (Осень).
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Туча)
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня ... (Зима).
Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит,
И подсолнух зернами
Черными набит. (С. Маршак)
Вариант 2. Игра «Один, два, три время года собери»
Учить создавать сюжет по фрагменту картины; учить использовать различные методы изобразительной деятельности, развивать чувство цвета, фантазию, воображение, мышление, речь.
Материал: картинки с изображением деревьев в разное время года и множество атрибутов. Краски, карандаши, гуашь. Нетрадиционный способ рисование: печатки, тычки и т.д.
Задание: С помощью кубика определить время года на картинке, помогая советом друг, другу. С детьми младшего возраста проводиться предварительная беседа о времени года. Дети старшего возраста самостоятельно подбирают атрибуты, картинки с изображением времени года, рассказывая о том, что у них получилось.
Ход игры:
На поле дети бросают кубик и рассматривают картинки с изображением времени года на которую упал кубик, затем картинку с изображением ствола дерева, атрибутов. Дети накладывают на дерево атрибуты, которые подходят для этого задания.
Вариант 3. Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»
Цель – формирование знаний о сезонных изменениях в природе.
Материал: картинки с изображением деревьев в разное время года.
Задание: Создавая картину, подобрать атрибуты к данному времени года, рассказать об этом.
Ход игры:
Педагог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе-дети дополняют картину предметами.
Вопросы к детям:
1. В какое время года это бывает?
2. Что мы об этом знаем?
3. Всегда ли в это время года, деревья одевают этот наряд?
Вариант 4. Игра «Когда это бывает?»
Цель – закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе.
Материал: сюжетные картинки с изображением времён года, предметные картинки.
Задание: С помощью сюжетных, предметных картинок, атрибутов нужно определить время года. Объяснить свой ответ в нескольких предложениях.
Ход игры:
Педагог показывает детям изображения времён года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему.
Список использованной литературы
1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет.- М.: Просвещение, 1988.
2. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
3. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика – синтез, 2010.
4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации – М.: Мозаика – синтез, 2008.
Рекомендуем посмотреть:
Настольная игра - ходилка для дошкольников своими руками
Настольная игра для детей «Крестики – нолики» из фетра и бросового материала своими руками. Мастер –
Дидактическая игра для детей 2-3 лет "Кто где спрятался?"