Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Изобразительная техника – граттаж для детей дошкольного возраста

Мастер-класс для дошкольников «Изобразительная техника – граттаж или «Цап-царапки»
Уважаемы коллеги, сегодня я расскажу вам о такой технике изобразительного искусства как граттаж.
Граттаж в переводе с французского языка означает «скрести», «царапать». Часто в обиходе граттаж называют «цап-царапки». Это способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или гуашью. Чтобы гуашь или тушь не впитывались в основной фон, его покрывают воском или парафином. Часто для этого используют свечу. Отсюда другое название техники — воскография.
История граттажа берет свое начало с античных времен. В Древней Греции и Риме была распространена техника декорирования стен зданий путем процарапывания верхнего тонкого слоя штукатурки — «сграффито». Пик ее популярности приходится на эпоху раннего Возрождения, до сих пор в разных городах Европы можно встретить дома, декорированные в технике сграффито.
Изобретением графической техники граттажа современное искусство обязано авангардисту Максу Эрнсту. Ему первому в 1925 году при случайном рассматривании старого паркета пришла в голову мысль создавать произведения путем процарапывания бумажной или картонной основы. В советском союзе также была популярна эта техника.
Но лишь небольшая часть профессиональных художников применяет эту оригинальную технику на постоянной основе в повседневной работе. В современной живописи граттаж также используется, хотя и не слишком активно. Так, истинные шедевры творит американская художница (по происхождению румынка) Кристина Пенеску. Методом процарапывания она очень реалистично изображает животных (картины можно сравнить с фотографиями).
Подготовка материала для рисунка в технике граттаж. Для создания цветного рисунка граттажем вам понадобятся:
• Основа: лист картона или плотная бумага. (Чаще всего используют белый, но можно взять цветной картон); Классические работы в технике граттаж выполняются на белой основе, но сегодня все большую популярность набирает цветной граттаж.
• Для покрытия основы: тушь или гуашь темных тонов (черная, синяя, фиолетовая, коричневая);
• Клей ПВА, жидкое мыло или средство для мытья посуды. Этот компонент нужен для добавления в гуашь или тушь, что предаст краске нужную текстуру и она будет легко ложится.
• плоская кисть (широкая) с мягким ворсом;
• свеча (восковая или парафиновая). Могут использоваться так же яичный желток или лак для волос, тальк, мел. Этот компонент нужен для создания покрытия между основой и краской. Иначе процарапать краску не получится или процарапается вместе с фоном. Эти средства не понадобятся, если фон делаем восковыми мелками или пастелью.
• масляная пастель, восковые мелки или гуашь, акварельные краски и др. любые средства нанесения цвета;
• деревянная шпажка (например, зубочистка), гусиное перо, гвоздь, спица и другой удобный инструмент для процарапывания – профессиональные художники используют резаки (специальные резцы).
Этапы создания работы:
Создание основы
Решив заняться созданием эффектным рисунков методом царапанья, подготовьте лист плотной бумаги (можно ватмана) или картон. У вас есть несколько вариантов на выбор:
• Оставьте бумагу белой.
• Сделайте основу цветной. Нанесите для этого в произвольном порядке акварель или гуашь. Закрасьте картон простыми восковыми мелками. Можете использовать один цвет или набросать разноцветные полоски, не оставляя пустых пятен.
• Возьмите в качестве основы для граттажа цветной картон.
• Подготовьте картон с уже готовым изображением на нем, например, кусок коробки конфет.
• Дать бумаге высохнуть.

Нанесение воска
Подготовив основу для рисования техникой граттаж, нанесите на нее воск. Сделать это можно несколькими способами:
• Вотрите в основу восковую свечу.
• Натрите свечу на терке в емкость и поставьте на водяную баню. Как только воск расплавится, нанесите его на картон, используя небольшую кисточку.
• Зажгите чайную свечу и набирайте воск на кисть прямо из нее, аккуратно переносите на картон.
Если вы уже нанесли на основу восковые мелки, то этап с воском пропустите.
Закрашивание воска
Для закрашивания можно использовать тушь или гуашь. Их рекомендуется слегка перемешать с мыльным раствором или раствором с шампунем. За счет этого краска не будет скатываться с жирной восковой поверхности. Я развожу гуашь и жидкое мыло в равных пропорциях. Возможно понадобится закрашивать в несколько слоев. Дать бумаге высохнуть.
Нанесение рисунка. Есть несколько вариантов:
• Используем готовый рисунок на бумаге (прикладываем, фиксируем прищепками и обводим карандашом или не пишущей ручкой). На фоне у нас проступят очертания.
• Используем трафареты.
• Наносим рисунок непосредственно на фон карандашом.
Берем зубочистку и процарапываем линии. При необходимости доцарапываем детали.

В наши дни граттаж широко используется в системе детского образования. В детском саду замечательная и необычная техника граттаж, безусловно, будет интересна ребятам любого возраста. Но практиковать её всё же стоит со средней группы, поскольку такое рисование требует определённых усилий и развитости мелкой моторики рук.
Рисование в технике воскография приносит массу пользы дошкольникам:
1. Развиваются мелкая моторика и зрительно-моторная координация. Ведь в граттаже изображение состоит из тонких линий. Это вам не разукрашивание: лишь бы за границы не выйти.
2. Совершенствуется умение применять графические средства выразительности для передачи желаемого образа: линии, штрихи, контраст.
3. Это большой опыт для сенсорного развития. Сама по себе работа с текстурой бумаги, покрытой гуашью или тушью – это новые сенсорные впечатления. создание изображения, которое не накладывается поверх листа, а, наоборот, углублено в него – это тоже новый сенсорный опыт.
3.Активно развивается фантазия. Создание композиций методом процарапывания — это каждый раз маленькое чудо, когда на глазах у ребёнка постепенно из темноты появляется красивое изображение. Дети учатся видеть прекрасное не только в кричаще ярком (как диснеевские мультики), но и в предельно простом.
4.Ребёнок чувствует себя смелее, рискованнее, имеет большую свободу для самовыражения. Процесс творчества данным способом поднимает самооценку малыша. Если какой-то предмет или объект у него не очень хорошо получается при традиционном рисовании, то композиция в в технике воскографии в любом случае получится красивой и оригинальной. Дошкольник начинает верить в свои возможности.
5.Подготовку основы для цветного граттажа можно легко превратить в упражнения по штриховки. Воспитатель может нанести на белый картон тонкие линии а-ля витраж, а дети при помощи разноцветных восковых карандашей, пастели закрасить, заштриховать получившиеся отдельные участки.
6.Граттаж способствует развитию терпеливости, усердия, внимания. Помогает научить детей планировать свою деятельность.
7. Граттаж может применяться и как психотерапевтическое средство:
- нарисовал в цвете ребенок свой страх, закрасил его, «убрал» и вот из рисунка «олицетворяющего» негатив, процарапывается что-то прекрасное, позитивное.
- испытывает ребенок злость, обиду. Мы можем направить эту энергию в конструктивное русло: ведь царапание по-большому счету действие «агрессивное», (не зря встречаем «нацарапанное на заборах», «на деревьях»), помогающее выплеснуть агрессию.
Учет возрастных особенностей дошкольников при использовании техники граттажа в ДОУ. Что касается возрастных отличий дошкольников, то при проведении занятий в средней группе лучше вначале предлагать трафаретные и шаблонные рисунки. Дело в том, что при процарапывании довольно трудно исправить сделанную ошибку (лишнюю линию и пр.). Поэтому обводя изображение по трафарету или шаблону, дети будут тренироваться, чтобы потом создавать собственные образы. К тому же трафаретную основу можно дополнять своими неповторимыми элементами. Например, ребёнок рисует по трафарету рыбку и дополняет изображение морскими водорослями, камушками и пр.
При подготовке материалов к занятию (а это важная часть рисования в технике граттажа) в среднем дошкольном звене это полностью делает воспитатель. Воспитанники же старшей и подготовительной группы уже могут активно участвовать в этом увлекательном процессе.
Требования безопасности и здоровьесбережения. Рисование в технике граттаж — довольно копотливое занятие, предполагающее определённые усилия. Поэтому во время творческого процесса следует обязательно проводить физкультминутку и пальчиковую гимнастику.
Во время работы в любом возрасте очень важно постоянно напоминать детям о соблюдении техники безопасности. Ведь рисунок выполняется острыми предметами (зубочисткой, стекой и пр.), и ребята должны сами работать аккуратно и не задевать сидящих рядом детей.
Так как подготовка основы занимает много времени, сейчас я предлагаю нам заняться непосредственно нанесением рисунка и процарапыванием. Сразу скажу, у кого-то из вас основа покрыта восковыми карандашами, а у кого-то цветной гуашь. Давайте с вами на практике посмотрим отличия в результате.
Для нанесения рисунка вы можете воспользоваться готовыми шаблонами, трафаретами или только собственной фантазией.
Педагоги выполняют работу. Проходит обсуждение процесса и результатов.

Рекомендуем посмотреть:

Нетрадиционная техника рисования Граттаж для детей Граттаж в детском саду. Старшая группа Урок рисования на тему: Зима для старшей - подготовительной группы детского сада (5-7 лет) Граттаж. Пейзаж поэтапно
Объёмный макет для детского сада своими руками по мотивам рассказа Кассиля «Прямой наводкой!»
Опубликовано: 1110 дней назад (14 марта 2021)
Просмотров: 4236
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!