Консультация для воспитателей на тему: «Современные подходы в работе по активизации словаря в младшей группе в процессе ознакомления с предметным окружением»
Методика работы по активизации словаря строиться в строгом соответствии с принципом системности, который предполагает восприятие и познание предмета во взаимосвязи его свойств и качеств.
Освоение названия предметов и объектов и их действий, его реализация начинается на первом году жизни ребенка и становиться основной и ведущей задачей на втором и третьем годах.
В его основе лежит целостное восприятие ребенком объектов ближайшего окружения и выполнения простых действий с ними.
Основные формы по реализации данного содержания:
-
Образовательная ситуация: демонстрация предмета, обыгрывание игрушки.
-
Дидактические игры. Например «Кто в домике живет?». «Карусель». При этом целесообразно использовать дидактическую куклу, что позволяет сформировать у детей достаточно богатый бытовой словарь.
Примеры образовательных ситуаций:
- «Знакомство с куклой Катей»(называние своего имени и других детей);
- «Катя умывается»(название предметов туалетных принадлежностей и действий с ними)
- «Уложим куклу спать» «Катя просыпается»(называние предметов одежды и способов их использования и аккуратного обращения воспитания культурно-гигиенических навыков);
- «Оденем Катю на прогулку»(Называние предметов верхней одежды, обуви и действий с ними)
- «Катя готовит обед», «Катя угощает друзей» (называние овощей, фруктов, некоторых продуктов питания);
- «У Кати новоселье» (называние предметов мебели);
- «Напоим Катю чаем» (Называние предметов посуды и действий с ними);
- «Катя едет в гости» (называние средств транспорта).
Реализация работы по активизации словаря в процессе ознакомления с предметным окружением осуществляется также в процессе наблюдения за трудовыми процессами взрослых.
Второе направление предполагает создание условий для освоения слов, обозначающие свойства и качества предметов, их назначения. Умение выделять свойства предметов и их качеств позволяет ребенку сравнивать эти предметы (длиннее, тяжелее и т.д..)
Таким образом, в младшей группе воспитатель организует активное познание детьми предметов и объектов окружающей действительности, способствует формированию умения называть эти предметы и их действия, узнавать их по слову, находить среди других предметов, правильно обращаться с ними. (Это чашка. Из чашки пьют).
Одновременно начинается обучение детей выделению ярко выраженных особенностей знакомых предметов, их назначение способов использования. (В чашку можно налить чай и он не прольется, потому что у чашки есть дно. Можно налить много чая, потому что у чашки высокие стенки).
Образовательная ситуация позволяет осуществлять индивидуальные процессы обучения и организуется воспитателем в любое время в режиме дня.
Образовательная ситуация предполагает участие и небольшой группы детей.
Воспитателю необходимо периодически обновлять и усложнять содержание образовательной ситуации.
Приемы работы по активизации словаря детей младшей группы.
- показ с названием при рассматривании предметов;
- сочетание показа с активным обследование;
- сравнении сходных по внешнему виду предметов(шуба-пальто);
- задания, предполагающие ответ- действие(принеси, покажи);
- создание условий многократного повторения.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для воспитателей младших групп детского сада
Консультация для воспитателей детского сада. О роли игры для дошкольников
Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду
Как привлечь внимание детей