Методическая разработка урока-игры «Что? Где? Когда?» по литературе, (9 класс)
Учитель: Боголаева Светлана Герасимовна ОЧУ «Школа Сотрудничества» Москва
Описание:
Урок в формате игры «Что? Где? Когда?» является своего рода формой обобщения пройденного материала. Он может быть проведен и на уроке русского, и на уроке литературы. В данном случае пример последнего. Подготовка к такому уроку уже сама превращается в творческий процесс, наполненный ожиданием праздника и интригой.
Общий сценарий урока:
Класс выбирает путем «тайного голосования» шесть учеников, достойных звания знатоков. Выбираются помощники ведущего. Ведущим выступает сам преподаватель.
Задача знатоков и зрителей максимально полно повторить весь изученный материал (на это отводится примерно 2 недели). Зрители готовят свои вопросы по изученным произведениям и сдают их ведущему заранее. Последний редактирует их и выбирает к игре самые лучшие. Все участники игры готовят призы, а также особые подарки лучшему игроку и автору наиболее интересного вопроса. Решить, кто будет называться лучшим игроком и автором, предоставляется «противникам», то есть лучшего игрока выбирают авторы вопросов, и наоборот, - лучшего автора выбирают игроки.
Цели:
Обобщить изученный материал по программе литературы 9-ого класса.
Задачи:
- научить учеников быстро и находчиво давать ответы;
- работать сообща в команде;
- развить речевые и коммуникативные способности детей
Обязательными атрибутами (инвентарем) на таком уроке являются «волчок», черный ящик. Также необходимо подготовить музыкальные паузы или рекламные (где будут прорекламированы книги по внеклассному чтению).
Ниже приведен пример вопросов и заданий обобщающего урока по литературе в 9-ом классе.
Ф.И. Фонвизин «Недоросль».
1. Уважаемые знатоки, вспомнив комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль», вы без труда ответите на этот вопрос. Сколько лет Еремеевна работала у Простаковой и сколько она получала рублей за свою работу?
Ответ: Еремеевна работала у Простаковой 40 лет и получала по 5 рублей год.
2. Дорогие знатоки, вас выбрали в таковые, наверное, благодаря вашему уму и общей образованности. А не вспомните ли вы, о каких науках расспрашивал Правдин Митрофана в комедии «Недоросль»?
Ответ: грамматика, арифметика, география.
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
1. Уважаемые знатоки, в черном ящике лежит предмет, который уронила с испугу Лиза, когда Чацкий бросился между Молчалиным и Софьей в сцене разоблачения сущности Молчалина. Что это за предмет?
Ответ: свеча
2. Уважаемые знатоки, кому принадлежат эти слова (крылатое выражение)?
«Но чтоб иметь детей, Кому ума недоставало?»
Ответ: Чацкому
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
1. Уважаемые знатоки, как называются выражения, подобные этим:
«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь..»,
«Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить»..
Ответ: крылатые выражения.
2. Уважаемые знатоки, всем известно письмо Татьяны к Онегину. Люди, давно закончившие школу, почти сразу вспоминают «Я к вам пишу. Чего же боле?» На каком языке писала деревенская девушка Татьяна письмо Онегину?
Ответ: на французском языке.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
1. Уважаемые знатоки, в своем романе Лермонтов пишет:«Нет, все, что я говорю о них, есть только следствие ума холодных наблюдений и сердца горестных замет.» Кого цитирует Лермонтов? Откуда взяты эти строчки?
Ответ: М.Ю.Лермонтов цитирует А.С.Пушкина, а именно строчки взяты из вступления к роману «Евгений Онегин».
2. Говорят, что исход дуэли Печорина с Грушницким был в любом случае предрешен (кто-нибудь из них обязательно бы умер). На скольких шагах проходила дуэль?
Ответ: между противниками было отмеряно 6 шагов.
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
1. Уважаемые знатоки, предисловие к своей поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголь написал не сразу, а только после того, как вышло 1-ое издание книги. В нем(в предисловии) он говорит, что изображает человека, который «Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки..» Кто еще из русских писателей ставил себе подобную задачу и писал об этом в предисловии?
Ответ: М.Ю. Лермонтов в предисловии к роману «Герой нашего времени»
2. Известно, что по приезде в город N Чичиков привез с собой немного вещей. Вот как описывает это Н.В.Гоголь: «Пока приезжий господин осматривал свою комнату, внесены были его пожитки: прежде всего чемодан из белой кожи, несколько поистасканный, показывавший, что был не в первый раз в дороге. Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка, малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча, малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом. Вслед за чемоданом внесен был небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу…………………..» Уважаемые знатоки, в черном ящике лежит то, что было завернуто в синюю бумагу. Что лежит в черном ящике?
Ответ: жареную курицу
Итог: Такой урок просто не может получиться неинтересным. Ученики с большой охотой готовятся к нему и участвуют в нем.
Рекомендуем посмотреть:
Памятка для написания сочинения-рассуждения
Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах
Литературная игра для старшеклассников с ответами и презентацией
Тест по литературе с ответами на тему: «Письмо матери к Раскольникову»
Похожие статьи:
Викторина с ответами по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Викторина по роману Гончарова «Обломов» с ответами
Лингвистическая игра для старшеклассников
Литературный тест с ответами, 9-11 класс
Блиц по литературе 11 класса с ответами