Конкурсы

Лингвистическая игра для старшеклассников

Сценарий лингвистической игры для учащихся 9-11 классов «Пестрый блиц»

Оформление.

На заднем плане сцены помещен киноэкран. С левой стороны сцены установлен журнальный столик с гонгом, а с правой - разноцветная трибуна с надписью: «Пестрый блиц».

На авансцене размещены 4 стула с натянутыми па них чехлами - красным, желтым, зеленым и черным. Здесь же, посредине, установлен проектор.

Ход игры

Вступительная часть.

Свет в зале гаснет. В фонограмме звучит веселая, задорная мелодия.

На сцене появляются ведущие и ассистент с огромным разноцветным бутафорским молотком.

Ведущие подходят к трибуне, ассистент - к журнальному столику. По ходу действия один из ассистентов будет проецировать слайды, а другой, после правильного ответа зрителей, - бить в гонг.

Первый ведущий. Уважаемые судари и сударыни! Здравствуйте! Какими только словами не обращаются к человеку! Я сейчас назвал вас судари и сударыни, а мог бы назвать по-другому, например товарищи, граждане, господа. А еще по-научному - «гомо сапиенс», что в переводе с латинского означает «человек разумный».

Второй ведущий. Каждая ступень в жизни человека - это новый этап, каждый шаг - новая роль. Любой человек работает, учится, стирает, гладит, убирает, чинит, голосует, но в то же время скандалит, сквернословит, обманывает, обвешивает, прогуливает, пьянствует.

Все зависит от того, какую роль он изберет в своей жизни, - активную, в которой получит квалификацию, звание, степень, или же пассивную, где ему дадут прозвище, кличку и т. д.

Первый ведущий. Мы будем вести рассказ в форме диалога. Там, где мы умышленно будем делать паузу, вы должны закончить фразу по смыслу одним или двумя словами. Тот, кто правильно даст ответ, занимает стул с зеленым чехлом и получает право на внеочередной ответ.

Если его ответ будет верным, то он пересаживается на стул с желтым чехлом. В таком же порядке он может пересесть на стул с красным чехлом. В противном случае ему придется пересесть вначале на желтый, потом на зеленый, а возможно, и на штрафной стул с черным чехлом.

Чтобы перебраться с черного стула на стул зеленый, необходимо ответить на 3 вопроса.

Второй ведущий. В конце блицопроса те участники, которые окажутся на красном, желтом и зеленом стульях, соответственно получают призы за I, II и III места.

Участник, оставшийся в конце игры на черном стуле, получит утешительный приз.

Гейм 1.

Первый ведущий. Тема сегодняшнего блицопроса «Человек, его достоинства и недостатки». Объявляем первый гейм.

Начнем с самого дня рождения человека. В одном из наших городов в уютном родильном доме родился ребенок. Кто он? Правильно, новорожденный. К этому ответу можно при ближайшем рассмотрении добавить, мальчик или девочка появились на свет.

Второй ведущий. Дали ему имя, выписали свидетельство о рождении. Кто он теперь? Верно, гражданин. Теперь нужно выяснить одну немаловажную деталь: в каком городе он родился. Допустим, что он родился в Смоленске, тогда его будут называть... (смолянин), а если в Архангельске... (архангелогородец), а если в Уфе... (уфимец), в Костроме... (костромич), в Пскове... (псковитянин), в Туле... (туляк), в Анапе... (анапчанин), в Гусь- Хрустальном... (гусьхрусталец), на Камчатке... (камчадал).

Первый ведущий. Повели в детский сад... (воспитанник). Отвели в школу... (ученик, школьник). Пролетели детские годы, наш герой перешел в новую пору, и его стали называть... (отроком). Незаметно пролетело еще несколько лег, и наш герой ступил в следующую ступень развития, теперь его стали называть... (юношей).

- Вырос, стал стройным, привлекательным, хорошего телосложения. О нем скажут... (Красавец.)

- С темно-русыми волосами... (Шатен.)

- А если у него светло-русые волосы? (Блондин.)

- Или красно-желтые? (Рыжий.)

- Или черные? (Брюнет.)

Второй ведущий. Время летит быстро, и близкие не успели оглянуться, как наш герой возмужал и стал готовиться к поступлению в институт... (абитуриент).

- Оказался на редкость смышленым и способным и сдал экзамены за первый курс, не обучаясь в нем... (экстерн).

- Зачислен в институт... (студент).

Первый ведущий. Стал готовиться в армию... (допризывник).

- Призвали в армию... (новобранец).

- Вернулся из армии... (демобилизованный).

Второй ведущий. Влюбился в девушку... (влюбленный).

- Надумал жениться... (жених).

- Женился... (муж).

Первый ведущий. Включил себя в список на получение квартиры... (очередник).

- Получил орден на квартиру... (новосел, квартиросъемщик).

- Застраховал свою жизнь... (страхователь).

- Внес деньги в сберкассу... (вкладчик).

Второй ведущий. Внес ценные бумаги в банк на хранение... (депонент).

- Дал деньги взаймы... (кредитор).

- Взял деньги в долг... (должник).

- Легкомысленно растратил все деньги... (транжир, мот).

Первый ведущий. Установил в квартире телефон...  (абонент).

- Получил письмо по почте... (адресат).

- Отправил письмо почтой... (адресант).

Первый ведущий. Отвез товары за границу... (экспортер).

- Привез товары из-за границы... (импортер).

Второй ведущий. А теперь в качестве примера возьмем другую ситуацию. Допустим, наш герой вышел гулять по улице. Кто он в данный момент? (Прохожий, пешеход.)

- Правильно. Пошел в парикмахерскую постричься... (клиент).

- Потом направился в магазин... (покупатель).

- Купил продукты, сел в автобус, и он уже... (пассажир).

Первый ведущий. Навестил друга... (гость).

- Выпил с другом... (собутыльник). А это зависит от того, что пили. Если лимонад, то ничего плохого в этом нет. А если водку, да еще по бутылке на брата, то он уже... (алкоголик, пьяница).

Второй ведущий. Попал в вытрезвитель... (вытрезвляющийся).

- Подал заявление в суд... (истец).

- На него подали в суд... (ответчик).

Первый ведущий. Посетил врача... (пациент).

- Лег в больницу... (больной).

- Притворился больным... (симулянт, притвора, мнимобольной).

Второй ведущий. Сдал кровь для переливания больному... (донор).

- Выписался из больницы... (здоровый).

- Отказался от мясных блюд, стал питаться растительной и молочной пищей... (вегетарианец).

Первый ведущий. Стал любителем и ценителем изысканной пищи... (гурман).

- Мог определить на вкус качество приготовленной пищи... (дегустатор).

- Развил свою мускулатуру... (культурист).

- Ловко исполнял акробатическую имитацию падения... (каскадер).

Второй ведущий. Сел на коня... (всадник, наездник, конник).

- Принял участие в скачках... (жокей).

- Заключил пари... (спорщик).

Первый ведущий. Благодаря своему неутомимому труду освоил несколько профессий... (многопрофильный, профессионал).

- Развел пчел... (пчеловод, пасечник).

- Вырастил арбузы... (бахчевод).

Второй ведущий. Развел овец... (овчар, овцевод).

- Успешно провел стрижку овец... (стригаль).

- Усовершенствовал приборы... (рационализатор).

- Занялся искусственным орошением земель... (ирригатор).

- Организовал переправу через реку...(паромщик).

Первый ведущий. Надеясь на удачу, стал искать зарытые в тайнике сокровища... (кладоискатель).

- Много внимания уделял изучению пещер... (спалеолог).

- В лабораторных условиях исследовал лягушек... (препаратор).

Гейм 2.

Музыкальная заставка.

Второй ведущий. Объявляется второй гейм нашего блицопроса. Продолжаем диалог.

Наш герой увлекся новым для себя занятием - стал передавать свои мысли на расстоянии... (телепат).

- Предсказывал судьбу по линиям рук... (хиромант).

- Развлекал окружающих тем, что мог говорить с ними, не шевеля губами... (чревовещатель).

Первый ведущий. Кроме того, проявлял бескорыстную заботу о благе других... (альтруист).

- Заботился о недееспособных людях... (опекун, попечитель).

- Помогал слепым переходить дорогу... (поводырь).

- Непреклонно и с надеждой верил в будущее... (оптимист).

Второй ведущий. Часто приходил в церковь молиться...

(верующий, богомолец).

- Перестал верить в бога... (атеист).

Первый ведущий. Был весьма начитан, проявлял глубокие познания в науке и культуре... (эрудит).

- Проявлял небывалые способности... (феномен).

- Окрыленный успехами, поступил в аспирантуру (аспирант).

- Потом в академию... (слушатель).

- Получил орден... (кавалер, орденоносец).

- А затем - государственную премию... (лауреат).

Второй ведущий. Жизнь человека полна различными неожиданностями, и если его поступки окажутся неблаговидными, то он будет наделен неприятными для него прозвищами.

Первый ведущий. Допустим, что человек, о котором идет речь, приспосабливается к обстановке, легко меняет свои взгляды, симпатии... (хамелеон).

- По знакомству и протекции продвигается по службе... (протеже, креатура).

- Привержен строгому указанию сверху... (функционер).

Второй ведущий. Соблюдает внешнюю форму работы в ущерб существу дела... (формалист).

- Механически и рабски следует заведенному шаблону и консервативному распорядку... (рутинер).

- Живет с мрачным мироощущением, без веры в будущее... (пессимист).

Первый ведущий. Смысл жизни видит только в утонченных удовольствиях, в достижении личного блага, комфорта... (эпикуреец).

- Слепо подражает сократическим вкусам... (сноб).

- Через свой внешний вид, через атрибуты выражает свое критическое отношение к обществу... (панк).

Второй ведущий. Мистически верит в неотвратимость судьбы... (фаталист).

- Предлагает несбыточные проекты... (прожектер).

- Неумеренно и часто произносит хвалебные речи... (панегирист).

Первый ведущий. С заискиванием выполняет задания по воле другого... (марионетка).

- Выдает чужие произведения за свои... (плагиатор).

- Хвастливо выставляет напоказ свои мнимые достоинства... (фанфарон).

Второй ведущий. За ним укрепилось мнение, что он обладает только поверхностными знаниями... (дилетант).

- Считают его противником прогресса... (ретроград).

- Он чуждается других, живет отдельно от всех... (аскет, отшельник).

Первый ведущий. Откололся от своей общественной среды... (отщепенец).

- Недоволен существующим режимом... (диссидент).

Гейм 3.

Музыкальная заставка.

Второй ведущий. А сейчас вам придется ответить на вопросы о человеке с порочной репутацией.

Допустим, что этот человек занят только собой. Кто он?

Правильно, эгоист.

- К тому же нигде не работает... (тунеядец, безработный).

- Постоянно обманывает, вводит всех в заблуждение... (очковтиратель).

Первый ведущий. Берет деньги как откуп... (взяточник).

- С целью наживы скупает и перепродает товары и продукты... (спекулянт).

- Спекулирует вещами, перекупленными у приезжих иностранцев... (фарцовщик).

Второй ведущий. Кустарным способом изготовляет спиртные напитки... (самогонщик).

- Изготовляет фальшивые деньги... (фальшивомонетчик).

- С целью разоблачения кого-либо пишет обидные, неприятные письма... (анонимщик).

Первый ведущий. По своим убеждениям, свойствам, вкусам противоположен обществу... (антипод).

- Организовал массовое прекращение работы... (забастовщик).

- Предал интересы забастовщиков и вышел на работу... (штрейкбрехер).

Второй ведущий. Сообщил компетентным органам заведомо ложные сведения о ком-либо... (доносчик, стукач).

- Проявил болезненное влечение к наркотикам... (наркоман).

- Выдал себя за чужого человека... (самозванец).

Первый ведущий. Возомнил себя стоящим выше всех... (супермен).

- Увлекся ночным катанием на мотоцикле ночью по улицам города... (рокер).

Гейм 4.

Музыкальная заставка.

Второй ведущий. Продолжаем наш блицопрос. Начинаем четвертый гейм. В жизни бывают такие невероятные события, что человек случайно попадает в неловкое положение, и тогда он получает прозвища и клички.

Этот человек проехал на трамвае без билета... (заяц).

- Наступил кому-то на ногу ... (медведь).

- Повторил чужие слова... (попугай).

- Сгримасничал... (обезьяна).

Первый ведущий. Сел играть в домино... (козел).

- Сыграл в карты... (дурак).

- Сочинил плохие стихи... (рифмоплет).

- Вспылил, полный раздражения и гнева... (петух).

- Поехал на курорт без путевки... (дикарь).

Второй ведущий. Искупался в проруби... (морж).

- Живет за счет другого труда... (трутень).

- Пробил мимо футбольных ворот... (мазила).

Первый ведущий. Работая киномехаником, некачественно демонстрировал фильмы... (сапожник).

- Служа во флоте матросом, неумело выполнял работу... (салага).

- Выругали и свалили всю ответственность только на него... (козел отпущения).

Второй ведущий. Проспал двенадцать часов подряд... (соня).

- Случайно облился кипятком... (ошпаренный).

- Укусила собака... (укушенный).

Первый ведущий. Ужалила оса... (ужаленный).

- Вместо шапки на ходу он надел сковороду... (рассеянный).

- Получил солнечный удар... (перегретый).

- Ударило молнией... (пораженный).

- Часто меняет место работы... (летун).

- Выносил с работы все, что плохо лежит... (несун).

- Поглощал огромное количество еды... (обжора).

- Ел много сладкого... (сластена, сладкоежка, лакомка).

- Родился в сорочке, выиграл машину... (счастливчик).

Второй ведущий. А этот человек - широкой натуры, не лишен любознательности. Представим себе, что он пошел на экскурсию. Кто он? Правильно, экскурсант.

- Записался в библиотеку... (читатель, абонент).

- Подписался на газету... (подписчик).

Первый ведущий. Выступил с возражением в диспуте... (оппонент).

- Опубликовал в печати статью с вымышленным именем... (инкогнито).

- Взял интервью у известного писателя... (интервьюер).

Второй ведущий. Написал записки о прошлых событиях... (мемуарист).

- Написал большое художественное произведение со сложным сюжетом... (романист).

- Написал небольшое художественное произведение, затрагивающее преимущественно социальные проблемы... (очеркист).

Первый ведущий. Вдохновенно занялся писанием литературы по общественно-политическим вопросам современности... (публицист).

- Сочинил короткое иносказательное стихотворение... (баснописец).

- Целиком отдался новому увлечению - стал сочинять оды... (одоист).

Второй ведущий. Предпринял попытки читать стихи под музыку... (мелодекламатор).

- Потом стал петь городские романсы... (бард).

- Стал поклонником искусства, ценителем изящного... (эстет).

Первый ведущий. Занялся внутренней отделкой и обстановкой здания... (дизайнер).

- Давал ценные советы... (консультант).

- Наблюдал за ходом какой-либо работы... (куратор).

Гейм 5.

Музыкальная заставка.

Второй ведущий. Продолжаем наш блицопрос. Переходим к пятому гейму.

- Предметом нового увлечения нашего героя стал театр, который он с большой любовью посещал... (зритель, театрал).

- Неожиданно для себя влюбился в артистку... (поклонник).

- Страстно увлекся балетом... (балетоман).

Первый ведущий. Проявил больший интерес к музыке... (меломан).

- Много времени уделял игре на рояле... (пианист, музыкант).

- Участвовал даже в пантомиме... (мим, мимист).

Второй ведущий. Был зачислен в труппу театра... (актер).

- Стал исполнять роли без слов... (статист).

- Написал критический отзыв о спектакле... (рецензент).

Первый ведущий. Исполнил в спектакле роль простодушно-наивного человека... (простак).

- Потом стал исполнять роли рассудочных людей... (резонер).

- Переключился на комедийные роли... (комик).

- Потом отважился на роль трагедии... (трагик).

Второй ведущий. Стал любимцем публики... (кумир).

- Снялся в нескольких фильмах и стал пользоваться небывалым успехом у кинозрителей... (кинозвезда).

Первый ведущий. А если нам допустить, что речь идет об актрисе и ей поручена роль наивной молодой девушки... (инженю).

- А если она исполнит роль веселой, плутоватой служанки... (Субретка.)

- А роль подростка? Или роль, требующая переодевания в мужской костюм? (Травести.)

Второй ведущий. А теперь переключим наше внимание на человека, который из всех жанров музыкального искусства предпочитает вокал.

Итак, ждем ваших ответов.

- Наш герой поет высоким детским голосом... (дискант).

- А если он обладает высоким голосом... (тенор).

- А если поет низким голосом... (бас).

- Обладает голосом, средним между басом и тенором... (баритон).

Первый ведущий. Переключим наш разговор на женские голоса.

Если певица поет детским голосом, то ее голос называют... (альт).

- Низким голосом... (тоже альт).

- Самым низким (контральто).

- Высоким голосом... (сопрано).

- Средним по высоте между сопрано и контральто (меццо- сопрано).

Гейм 6.

Музыкальная заставка.

Второй ведущий. А сейчас наш диалог пойдет о человеке, который увлеченно собирает и систематизирует различные предметы, его называют... (коллекционером).

Однако каждый коллекционер имеет свое направление, поэтому по-разному и называется.

Например, он увлеченно собирает марки, тогда его называют... (филателист).

Итак, назовите специалистов, коллекционирующих такие предметы:

- Монеты... (нумизмат).

- Спичечные этикетки... (филуменист).

- Бумажные деньги... (бонист).

- Открытки... (филокартист).

- Книги... (библиофил).

- Значки... (фалерист).

- Грампластинки... (филофонист).

- Картины... (антиквар).

Первый ведущий. Предположим, что наш герой весьма активен в изобразительном искусстве и отдает предпочтение живописи. Как о нем говорят? (Живописец.)

- В своих картинах предпочитает изображать современный ему быт... (жанрист).

- Изображает в своих картинах только военную тематику... (баталист).

Второй ведущий. Осуществил свою заветную мечту, стал рисовать картины с морскими видами... (маринист).

- Приступил к новой для себя работе, в своих картинах стал изображать человека или группу людей... (портретист).

Первый ведущий. После долгих размышлений стал изображать неодушевленные предметы... (натюрморист).

- Решил попробовать себя еще в одном жанре, стал изображать в картинах животный мир... (анималист).

- Предметом его нового интереса стало писание икон... (иконописец).

Второй ведущий. Потом наш герой отважился на создание изобразительных композиций на стенках и потолках... (стенописец, монументалист).

- Некоторое время ему пришлось работать мастером по мозаике... (мозаист, мозаичник).

- Выполнив работу, переключился создавать узоры и картины из цветных стекол... (витражист).

Первый ведущий. С целью изготовления декораций к спектаклям был приглашен в театр... (декоратор).

- Ему поручили ответственную работу - создать панораму в музее... (монументалист).

- Одну из своих картин он представил на выставке... (экспонент).

Второй ведущий. Попытки заняться чем-нибудь интересным привели его к новому жанру - графике, и он стал специалистом по графике... (гравер).

- Во что бы то ни стало ранил овладеть мастерством по офорту... (офортист).

- Привлекла его работа по созданию живописных произведений малых размеров... (миниатюрист).

Первый ведущий. Сосредоточил свой интерес в области плаката... (плакатист).

- В своих рисунках изобразил образы, в которых характерные черты преувеличены... (шаржист).

- Создавал рисунки, комически или сатирически изображающие кого-нибудь или что-нибудь... (карикатурист).

Второй ведущий. Наловчился делать рисунки быстрыми приемами... (моменталист).

- В своих рисунках он иногда изображал нагих людей... (нюист).

Подведение итогов блицопроса.

Первый ведущий. Дороги судари и сударыни! Наш блицопрос окончен. Все вопросы, которые мы приготовили, исчерпаны.

А теперь разрешите назвать и поздравить победителей сегодняшнего турнира.

(Ведущий перечисляет фамилии, имена и вручает победителям призы.)

Звучит задорная, веселая мелодия.

Второй ведущий. Мы обратили ваше внимание на людей, которые, сами того не подозревая, в различных жизненных ситуациях получают звания, степени, прозвища, клички, эпитеты и другие названия.

Мы уверены, что наша игра в какой-то степени принесла вам пользу в познании новых слов.

Первый ведущий. От всей души благодарим всех участников и победителей за активное участие в игре, а также благодарим всех зрителей за внимание. До свидания!

Первый ведущий. До скорой встречи.

Музыкальная заставка.

Рекомендуем посмотреть:

Литературные кроссворды для школьников 7-8 класса с ответами

Литературные кроссворды с ответами для 5-6 класса

Литературная игра для школьников 6 - 8 класса по книге Олеши «Три толстяка»

Литературная игра для старшеклассников с ответами

Игры по русскому языку и литературе в школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!