Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
Форма проведения: круглый стол.
Цель: Познакомить родителей с театрализованной деятельностью, как средством развития речи детей, содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность детского сада.
Задачи:
1. способствовать активному вовлечению родителей в совместную театрализованную деятельность с ребёнком в условиях семьи;
2. формировать интерес к театрализованным играм;
3. побуждать родителей включать театрализованные игры в повседневную жизнь ребёнка;
4. обогащать предметно развивающую среду ребёнка дома различными театрами;
5. выстраивать дружеские и доверительные отношения со всеми членами семьи.
Оборудование и наглядность:
• Пособия с театрализованными играми, этюдами. Картотеки пальчиковых игр, артикуляционных игр.
• Стендовая консультация «Играем в театр дома»
Подготовительная работа:
• Изучение литературы по теме.
• Разработка для каждого родителя памятки.
• Проведение индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме, анализа анкет и бесед с родителями.
• Оформление объявления-приглашения на родительское собрание для стенда в группе.
Ход собрания
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы хотим поговорить с вами о методах развития речи детей. Ведь речь – это основное средство человеческого общения, а в нашем случае правильная, грамотная речь – основной элемент фундамента будущего успешного обучения в школе. Речь не передается по наследству, в формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение. Очень важно, чтобы он слышал правильную, грамотную речь, наша с вами задача, в первую очередь, дать правильный образец.
В детском саду развитие речи ведется по следующим направлениям:
• Формирование звуковой культуры речи, т. е. умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки.
• Обогащение и активизация словарного запаса.
• Обучение рассказыванию, развитие связной речи.
• Развитие выразительности речи.
Все эти направления тесно связаны между собой и присутствуют во всех видах деятельности детей. Но не стоит забывать, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка все-таки отдана не ДОУ, а семье. Ведь родители для детей являются образцом для подражания.
Однако, в современном мире, из-за постоянной занятости взрослых дети очень много времени проводят за компьютером либо у телевизора. В результате чего мы видим, как трудно бывает ребенку сформулировать и озвучить порой даже самую простую мысль. Соответственно у него возникают сложности и при общении. Решить проблему можно очень просто – завести дома кукольный театр. Именно о театрализованных играх я расскажу подробнее.
Театрализованные игры с давних пор признаны педагогами действенным методом воспитания и обучения детей, а наиболее важная их роль отдается развитию речевых способностей. Принятая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться (ведь нужно, чтоб зрителю было понятно, активизируется и расширяется словарь ребенка (особенно при чтении старых сказок, с устаревшими словами, совершенствуется звуковая культура речи, тренируется память. Помимо этого, играя в театр, дети учатся быть эмоциональными, сопереживать героям, подражать положительным персонажам и быть непохожими на отрицательных. В них закладываются основы дружбы, ответственности, справедливости, того что мы редко встречаем в современных мультфильмах. В процессе театрализованной игры происходит сближение ребенка со взрослым, ведь вам совместно нужно будет подобрать сказку, обсудить героев их характеры и действия, возможно рассмотреть изображения к сказке.
Создать дома театральный уголок очень просто:
• Можно использовать любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу, у вас получится театр игрушек.
• Можно вырезать фигуры персонажей из раскрасок и прикрепить к ним палочки, будет театр на гапите.
Не забывайте, что изготавливать куклы желательно совместно с ребенком, ведь это развивает мелкую моторику и фантазию. Если же нет желания сделать театр самостоятельно, то можно приобрести в магазине, например, пальчиковый театр (представлен куклами – головками, надевающимися на палец, или театр би-ба-бо. Куклы этого театра обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Ну а дальше, ваша с ребенком фантазия, и занимательный вечер вам гарантирован. Но не забывайте, без эмоций, в прочтении сказки и в самой постановке, теряется весь смысл, ребенку просто будет не интересно. Поэтому вооружайтесь хорошим настроением и играйте!
А сейчас нам хотелось бы услышать, а как вы рассказываете детям о театре дома и рассказываете ли вообще? Сейчас мы это узнаем!
Давайте разделимся на две команды и представим, что мы находимся в маленьком театре. У нас есть волшебная шляпа, а в ней лежат вопросы, ваша задача, вытянуть из волшебной шляпы вопрос и ответить на него.
Игра «Вопросы из театральной шляпы» (вопросы задаются каждой команде по очереди)
1. Как называются места в театре, где сидят зрители? (Зрительный зал).
2. Как называются шторы, которые закрывают сцену? (Занавес)
3. Как называется театр, где актеры не разговаривают, а поют? (Опера)
4. Человек, исполняющий роль на сцене. (Артист).
5. Что напишет сценарист, то покажет нам... (артист)
6. Есть в оркестре дирижер, а в театре - ... (режиссер)
7. Был человек, а стал актер, его преобразил... (гример)
8. У костюмов есть размер, это знает... (костюмер)
Игра «Скороговорки»
Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они становятся свободнее, раскрепощённые в общении. Одним из составляющих театральной деятельности служит красивая, четкая, правильная речь. Как научиться, так говорить? В этом поможет скороговорка - быстрое произношение предложений.
Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы (чтобы поднять хорошее настроение можно произносить скороговорку, засунув в рот орешки, Чупа-чупса и т.д.)
1. Купила бабуся бусы Марусе
2. Белые бараны били в барабаны.
"Волшебные средства понимания"
Уважаемые родители! Представьте, что мы попали в страну, где все люди не могут говорить, но знают слова, как бы они понимали друг друга? (С помощью жестов, мимики, позы туловища).
Меняется ли голос человека в зависимости от его настроения? Как?
Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лица? Как? (По позе, жестам.)
Можем ли мы назвать интонацию, мимику, пантомимику (жесты, поза человека) «волшебными» средствами понимания?
Вспомните, какие жесты вы знаете и используете при общении? (Приветствие, прощание, когда жалеем и др.)
Родителям предлагается разыграть несколько этюдов:
Покажите, как:
- вратарь ловит мяч;
- зоолог ловит бабочку;
- рыбак ловит большую рыбу;
- ребенок ловит муху;
- спящий отмахивается от комара;
- кот ловит птицу.
Игра «Пойми меня».
А сейчас закройте все глаза и представьте, что вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кафе, почту.
Завершая встречу, воспитатель призывает родителей использовать игры и упражнения ежедневно в условиях домашнего воспитания для достижения детьми лучших результатов. Еще раз делает акцент на то, что только совместные усилия- усилия родителей и воспитателей - помогут детям гармоничнее развиваться. Воспитатель благодарит родителей, отвечает на вопросы, консультирует родителей индивидуально по данному вопросу, обращает внимание на стендовую консультацию.
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание в старшей группе на тему: «Развитие речи при ознакомлении с природой»
Конспект родительского собрания в старшей группе по ПДД
Родительское собрание по ПДД в детском саду. Старшая группа
Родительское собрание в старшей группе. Как научить говорить ребенка правильно?
Похожие статьи:
Родительское собрание в детском саду «Безопасность детей на улицах города»
Родительское собрание «Обучение детей дошкольников 5-6 лет чтению»