Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста. Презентация

Конспект проведения мастер-класса «Блоки Дьенеша – эффективное средство развития логической сферы у дошкольников»
Автор: Рочева Ольга Ивановна, преподаватель ГПОУ "Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А.Куратова" г. Сыктывкара
Описание: этот мастер-класс будет полезен для студентов и преподавателей педагогических колледжей по специальности "Дошкольное образование" и педагогам ДОУ.
Цель: Знакомство студентов с возможностями блоков Дьенеша в развитии логической сферы у детей дошкольного возраста.
Задачи:
– Донести до осознания студентов необходимость работы с блоками Дьенеша.
– Познакомить участников с вариантами применения данного дидактического материала на практике в работе с детьми дошкольного возраста.
– Обучить студентов методам и приемам использования блоков Дьенеша в педагогическом процессе.
– Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии.
– Вызвать у участников мастер-класса желание к активному сотрудничеству, взаимопониманию.
Оборудование: Мультимедиа. Презентация.
Раздаточный материал: Разные варианты блоков Дьенеша (фабричный; самодельный в соответствии с размерами, рекомендованными автором; плоскостной), наглядный материал к играм, методические пособия.
Ход
I. Ознакомление с темой урока, обозначение актуальности. (Слайд 1)
Здравствуйте, уважаемые студенты, преподаватели. Тема сегодняшнего мастер-класса «Блоки Денеша в математическом развитии детей дошкольного возраста». Актуальность изучения этой темы для вас именно сегодня огромна. Ибо в плане производственной практики очередная тема – проведение развивающих игр с блоками Дьенеша.

2. Постановка цели урока каждым участником
Откройте тетради и сформулируйте свою цель сегодняшнего мастер-класса. Чтобы вам легче было определиться, на слайде представлены глаголы-подсказки. (Слайд 2)
А теперь тетради отложите в стороны. Они нам понадобятся только в конце урока.

3. Знакомство с авторами блоков
Мы сегодня будем говорить о логических блоках, которые разработаны венгерским психологом и математиком Золтаном Пал Дьенешем для ранней логической подготовки мышления детей к усвоению математики. (Слайд 3)
Однако на слайде вы видите 2 фотографии. И это не случайно. Идея разработки такого средства принадлежит нашему отечественному психологу Льву Семёновичу Выготскому. Но он, к сожалению, не успел свою идею реализовать в жизнь.

4. Знакомство с блоками
Я вас познакомлю с тем, что из себя представляет это дидактическое средство. Одновременно с излагаемой информацией мы с вами будем играть с ними. В конце нашей встречи вы должны ответить на вопрос, почему это средство названо логическим.
Итак, что из себя представляют блоки Дьенеша. (Слайд 4)
Откройте свой дидактический набор и рассмотрите блоки. Почему они у вас разные? Существует 2 варианта набора. Полный набор состоит из 48 объёмных блоков. Плоскостной набор состоит из 24 фигур. Посмотрите, чем фигуры отличаются друг от друга. (В полном наборе различаются по форме, цвету, размеру и толщине. В плоскостном варианте отсутствует признак толщины).
Убедитесь, что каждая фигура обладает набором определённых признаков. Предлагаю сразу включиться в игру.( Слайд 5)
Дошкольники очень любят выкладывать из фигур разные постройки, рисунки как по заданию, так и по замыслу. Поэтому вы можете предожить ребёнку поиграть с ними, построить что-то (т.е. используете блоки как обычный строительный материал). А потом включаете в игру определённые правила.

5. Засели аквариум рыбками
У вас на столах есть аквариумы (один на пару). Внимательно послушайте условия игры. Я вам предложу сразу разные варианты, а в работе с детьми вы начнёте с одного варианта и постепенно будете менять их. Вашей паре надо заселить в аквариум только красные рыбки, вам – только большие, вам – только треугольные. Приступайте к работе. В зависимости от уровня развития детей вы можете детей и озадачить – поставить проблемные вопросы «Почему у тебя в аквариуме рыбки разного цвета?». Как вы ответите на этот вопрос? (Хотя рыбки и разные по цвету, все они треугольной формы). Таким образом мы учим детей классифицировать по заданным свойствам и абстрагироваться от несущественных свойств.
Таким образом, выполняя эту задачу, можно предложить детям разные ситуации и мотивы: построить дорожку только из жёлтых фигур, посадить на клумбу только круглые цветы, посадить на цветы только треугольные бабочки и т.п.

6. Знакомство с альбомами
(Слайд 6) Можно использовать образцы, предложенные в специальных альбомах (Слайд 7) Размер фигур в альбоме соответствует размеру блоков. Сначала дети путем проб и ошибок, по аналогии находят такие же фигуры по форме, цвету, величине, выкладывая разные сюжеты. (Слайд 8)

7. Игра «Построй автомобиль»
Предположим, вы дети постарше. Вам я предлагаю построить из фигур данного набора машину, но с соблюдением одного условия: все колёса машины должны быть абсолютно одинаковыми.
(Не всем студентам удаётся выполнить задание).
Давайте сделаем вывод. Почему некоторые из вас не справились с заданием?
Совершенно верно. В наборе нет двух абсолютно одинаковых фигур. Они всегда будут отличаться друг от друга хотя бы одним признаком (или формой, или размером, или цветом, или толщиной, если это полный набор).
У тех, кто работал с блоками фабричного изготовления, не получилось потому, что производители не соблюдали размеры, предложенные автором. С плоскостным набором тоже нельзя выполнить задание! Можно выполнить это задание только с теми блоками, размеры которых соответствуют замыслу автора, т.к., по авторскому замыслу, две тонкие фигуры вместе равны толщине одной толстой фигуры. Размеры авторских блоков представлены в пособии Е.А.Носовой и Р.Л.Непомнящей «Логика и математика для дошкольников». (Слайд 9)
Вот в такой простой игре мы можем показать детям своеобразие данного средств: в наборе нет двух одинаковых по всем признакам фигур. Поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета, они помогают в запоминании программного материала, в установлении сходства и различия между предметами.

8. Подвижная игра «Найди свой домик»
Ознакомление детей с признаками блоков может быть и в подвижных играх Например, в раннем и младшем дошкольном возрасте можно поиграть в игру «Найди свой домик». У каждого ребенка в руках фигура, а на полу разложены 3 обруча: красный, жёлтый и синий. По сигналу «Найди свой домик» дети должны найти обруч такого же цвета, что и фигура в его руках.

9. Хороводная игра «Кто ты?» ( Слайд 10)
А мы сейчас поиграем с вами в хороводную игру «Кто ты?». Для этого каждый из вас должен взять из набора по одному блоку и встать в круг лицом в центр. Блоки вы держите перед собой. Для этой игры нужен будет водящий. В более старшем возрасте вы можете даже сами блоки использовать для выбора водящего. Я покажу, как на основе систематизации осуществляется выбор водящего. Возьмите все из моего (одного) набора по одной любой фигуре. Встаньте в круг. Рассмотрите свои блоки. Сделайте один шаг внутрь круга те, у кого красные блоки. Сделайте круг поменьше. А теперь из красных блоков внутрь маленького круга сделайте один шаг те, у кого треугольные блоки. А теперь те, у кого маленькие фигуры. А теперь те, у кого толстые фигуры. И это будет только 1 ребёнок. Почему? (Потому что он обладает всеми названными 4-мя свойствами. А такая фигура в наборе только одна. Он и будет ведущим). У ведущего не должно быть в руках блока, поэтому он кладёт свой блок обратно в коробку. Он должен бегать за кругом (например, пока звучит музыка), а по окончании музыки остановиться, постучать о спинку того, около кого остановился, и спросить: «Тук-тук, ты кто?» А тот, к кому постучались, должен назвать все признаки своей фигуры: форму, цвет, размер и толщину.
Если Вы работаете с детьми раннего или младшего дошкольного возраста, вы можете предложить детям назвать любое 1 свойство (например, только цвет). Если признаки фигуры названы правильно, ведущий с игроком меняются местами. Водящим становится тот, кто правильно назвал все признаки фигуры. Игра продолжается. Всем понятны правила игры? Тогда выберите водящего по моему примеру. (Проводится игра «Кто ты?»)
Какой вывод можно сделать?
Игра позволила детям акцентировать внимание на все признаки фигур. Дети обозначали эти свойства словесно, анализировали друг друга, сравнивали фигуры по толщине и величине приёмами приложения, наложения (если в нём была необходимость) или на глаз.

10. Настольная игра «Построй дорожку» (Слайд 11)
Сейчас я хочу показать вам универсальность данного средства. Одна и та же игра имеет разную степень сложности, что позволяет использовать его в работе с детьми разного уровня развития, в разных возрастных группах.
Поиграем в игру «Построй дорожку». Можно играть в парах. Можно выкладывать дорожку на полу, на столе. Располагайтесь так, как вам удобно. Чтобы усилить мотивацию, можно провести игру в соревновательном плане для детей старшего дошкольного возраста «Кто быстрее построит дорожку?» или в подготовительной группе «Построить дорожку за определенное время по песочным часам». Будьте внимательны. Надо построить дорожку так, чтобы рядышком не было двух одинаковых по форме фигур. (Студенты выкладывают дорожку, предлагаю проанализировать правильность выкладывания дорожек друг у друга).
Теперь отодвиньте, пожалуйста, блоки в сторонку. Усложним игровую задачу.
2-й вариант игры: построить дорожку так, чтобы рядышком не было 2-х одинаковых по форме и цвету фигур. (Студенты выкладывают дорожку, предлагаю проанализировать правильность расположения фигур друг у друга). В чём сложность второго варианта игры? (Надо удержать в памяти 2 заданных свойства).
Как вы думаете, какой следующий вариант усложнения?
3-й, ещё более сложный вариант игры: построить дорожку так, чтобы рядышком не было 2-х одинаковых по форме, цвету и величине фигур. (Студенты выкладывают дорожку, предлагаю проанализировать правильность расположения фигур друг у друга).
Почему 3-й вариант игры выполнялось дольше? Какие мыслительные операции развиваются в игре? Умение анализировать, сравнивать, абстрагироваться от несущественных признаков. У ребёнка развивается способность удерживать в памяти названные существенные признаки, сосредоточенность внимания.

11. Карточки-коды. (Слайд 12)
Кроме логических блоков для работы с детьми необходимы карточки, разработанные профессором Семадени (размер карточек 5 х 5см). На арточках условно обозначены признаки блоков: цвет обозначается бесформенным пятном определённого цвета, форма – контуром фигуры, величина – силуэтом большого и маленького домика, толщина – условным изображением человеческой фигуры (толстого и тонкого). Существуют и карточки с отрицанием. (Слайд 13) Это те же самые изображения, но перечёркнутые крест-накрест. Такие карточки означают отсутствие данного признака у фигуры.
12. Игра «Фигурки играют в прятки»
Давайте попробуем поиграть с этими карточками. Первая игра называется «Фигурки играют в прятки». (Слайд 14) Я выложила с помощью карточек признаки той фигуры, которую вы должны найти у себя в коробке. (Проводится игра «Фигурки играют в прятки»). Обоснуйте свой выбор. А теперь сами «спрячьте» (закодируйте) фигуру, используя коды отрицания. (Показываю фигуру, а участники «кодируют» ее с помощью карточек). Поиграйте в парах. Одна кодирует информацию (прячет блок в схематичные изображения свойств блока), а другая находит его (декодирует информацию).

13. Представление альбомов и методических пособий
(Слайд 15) Существует множество интересных игр, предложенных в разных пособиях и специальных альбомах для детей разного возраста. (Слайд 16). Некоторые из них представлены на слайде и выставлены на столе. (Слайд 17)На следующем уроке мы изучим их содержание. А в некоторые игры, представленные в них, мы сейчас ещё поиграем.

14. Игра «Поймай тройку». (Слайд 18)
Подойдите все ко мне. Это настольная игра. Для этой игры выбирается ведущий. Сегодня буду ведущим я. Я выкладываю в стопочку блоки. Из этой стопочки я беру 3 фигуры сверху и кладу перед игроками. Вы по очереди должны поймать эту тройку, назвав общее свойство для всех 3-х фигур. Если игрок затрудняется, ход переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто больше всех поймает фигур. (Проводится игра «Поймай тройку»).
Таким образом, играя в эту игру, вы должны были сосредоточиться на каком-то одном свойстве, абстрагируясь от всех других несущественных.

15. Настольная игра «Домино»
Вы уже все знаете принцип домино. Самый простой вариант этой игры с блоками заключается в том, что мы анализируем фигуры только по одному свойству (например, по цвету). И игровым правилом будет необходимость рядом класть любую фигуру, кроме фигуры такого же цвета. А мы с вами сразу возьмем более сложный вариант, когда в правилах обозначим сразу 2 свойства.
Для проведения игры каждый отсчитайте себе по 7 любых фигур. Можно по считалке определить, кто начнёт игру, или использовать другие приёмы, например, начнёт тот ребёнок, у кого есть фигура жёлтая, треугольная, тонкая, маленькая. Тот и начинает игру. Внимательно слушайте правила игры: рядом не должны быть фигуры, одинаковые по форме и величине.
В этой игре дети должны четко удерживать в памяти сразу 2 свойства и абстрагироваться от толщины и формы.
Уважаемые студенты, мастер-класс подходит к концу. Я хотела бы вернуться к вопросу, которую поставила в начале нашей встречи. Почему это средство названо логическим? (Выслушиваю ответы студентов).
(Слайд 19) Оно позволяет моделировать разнообразные логические структуры и решать логические задачи с помощью специально созданных ситуаций.

15. Включение национально-регионального компонента в образовательный процесс.
(Слайд 20) Можно ли блоки включить в реализацию национально-регионального компонента в образовательном процессе детского сада. Как вы думаете? Давайте попробуем. Это уже старший дошкольный возраст.
На столах у вас есть карточки. Пододвиньте к себе. Я вам буду предлагать ложные и истинные утверждения, а вы будете или принимать их, или отвергать. Если вы согласны с утверждением, то в клеточку ставите круг, а если нет, то квадрат. Сколько всего вопросов будет? (6). Как вы догадались? (На карточке 6 клеток). Нужно выкладывать ваши ответы слева направо. Каждый думает сам. В конце игры проверим правильность выполнения задания.
(Слайд 21)
1. Столицей Республики Коми является Сыктывкар.
2. На гербе Республики Коми изображены золотая птица и головы лосей.
3. В Республике Коми 5 городов.
4. Древние Коми занимались охотой и рыбалкой.
5. У Коми есть очень древний промысел, который называется оленеводство.
6. Обувь из медвежьего меха называется пимы.
А теперь давайте проверим ваши цепочки. Сейчас я вам скажу, как фигуры должны быть расположены на карточке, а вы внимательно слушайте и проверяйте. Первое круг, второе круг, третье квадрат, четвёртое круг, пятое круг, шестое квадрат. У кого все правильно, поднимите правой рукой красную фигуру из набора. У кого одна ошибка – поднимите прямоугольный блок, у кого 2 ошибки – большой блок, у кого 3 ошибки – синий треугольник и т.д. Дальше нужно обсудить все вопросы, в чем дети ошиблись.
Для тех, кто ещё сомневается в себе, на слайдах представлены изображения герба нашей республики ((слайд 22)) и карты республики, где чётко указано количество городов в нашей республике. (Слайд 23)

16. Рефлексия
А теперь откройте свои тетради и посмотрите, какую цель вы сегодня поставили перед собой и пока про себя сделайте выводы, удалось ли вам её реализовать.

17. Сладкая пауза
А сейчас сладкая пауза. (Слайд 24) Возьмите, пожалуйста, конфеты. Вы заслужили их.
Думаю, что поставленные перед собой задачи я смогла реализовать. Каждый из вас, непосредственно включаясь в разные игры, думаю, осознал необходимость применения данного дидактического материала в работе с детьми разного возраста. Ваша активность позволяет мне сделать вывод о том, что у вас есть интерес к этой оригинальной образовательной игровой технологии. Надеюсь, вы так же активно будете привлекать педагогов к применению данной технологии на практике в ДОО.
Разверните фантики. С обратной стороны фантика написан вопрос. Он у каждого разный. По очереди прочитайте, пожалуйста, их и ответьте на вопрос. Вопросы для рефлексии:
1. Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе. Обоснуйте свою оценку.
2. Назовите качество личности, которое старалась сегодня у себя совершенствовать.
3. Какая из игр, проведённых на уроке, понравилась больше всего. Почему?
4. Какую игру, проведённую на уроке, включите в план предстоящей производственной практики?
5. Что бы вы хотели ещё узнать по теме мастер-класса?
6. Как вы расцениваете своё участие в поиске и трансляции полученной информации?
7. Назовите мыслительные операции, которые развиваются у детей в процессе игр с блоками Дьенеша.
8. Фигуры какого цвета имеются в наборе?
9. Фигуры какой формы имеются в наборе?
10. Фигуры какой величины имеются в наборе?
11. Фигуры какой толщины имеются в наборе?
12. Почему не все студенты смогли построить машину с абсолютно одинаковыми колёсами?
13. Назовите одним словом впечатления о сегодняшнем матсер-классе.
14. Озвучьте свою цель и оцените степень её реализации.
15. Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем мастер-классе?
16. Что было для вас самым трудным на мастер-классе?
17. За что вы похвалите себя на сегодняшнем мастер-классе?
18. За что вы поблагодарите своих коллег на сегодняшнем мастер-классе?
19. Назовите самую первую игру, в которую играли сегодня на мастер-классе.
20. Задайте вопрос по теме урока свои коллегам. Выслушав их ответ, оцените его.
Спасибо всем участникам за активное сотрудничество и взаимопонимание. (Слайд 25)
Презентация на тему: Блоки Дьенеша – эффективное средство развития логической сферы у дошкольников

Рекомендуем посмотреть:

Конспект комплексного занятия с детьми младшего дошкольного возраста в детском саду Конспект ОД по формированию математических представлений с помощью блоков Дьенеша. Старшая группа Конспект НОД по математическому развитию в средней группе детского сада с использованием палочек Кюи Логические блоки Дьенеша. Использование в ДОУ. Конспект
Сценарий новогоднего вечера для студентов колледжа
Опубликовано: 1076 дней назад (10 мая 2021)
Просмотров: 1592
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!