Занятие по музыке на тему "Осень" в подготовительной группе с презентацией
Конспект занятия по музыке "Веселая осень" (для детей подготовительной к школе группы)
Автор: Лиховидова Софья Михайловна. Должность, место работы: студентка "Вешенского педагогического колледжа им. М.А.Шолохова", специальности "Дошкольное образование", Ростовская область, Шолоховский район, станица Вешенская. Описание материала: конспект занятия подготовлен для детей подготовительной к школе группы. Непосредственная образовательная деятельность направлена на расширение знаний в области музыки и развитие умений и навыков детей (ОО Познавательное развитие). Данный конспект может быть интересен как педагогам дошкольных образовательных организаций, так и студентам, обучающимся на специальности "Дошкольное образование". Группа: подготовительная. Цель: формирование через музыку представлений у детей о том, что осень – веселая пора. Обучающие задачи: совершенствовать певческий голос; продолжать работать над дыханием и его распределением до конца фразы; познакомить с творчеством И.С.Баха; сформировать представление о том, что музыка тоже может шутить; расширить представление детей о музыкальных инструментах. Развивающие задачи: способствовать развитию музыкальной памяти, мышления, воображения, звуковысотного слуха, умения слышать и слушать других; содействовать развитию умения исполнять песни самостоятельно, без музыкального руководителя; развитию навыка игры на детских шумовых инструментах (бубны, ложки, колокольчики, маракасы); способствовать развитию чистой интонации при пении песен. Воспитательные задачи: создать условия для воспитания интереса к музыке; воспитания дружеского отношения в группе. Оборудование: пианино, ноты песни «Листопад» (сл. Н.Найденовой, муз. О.Сивухиной и О.Беляковой), ноутбук, интерактивная доска, презентация «Звуки осени», «Шутка» И.С.Баха, раскраски для детей, детские музыкальные инструменты, музыка Б.Чайковского из к/ф «Женитьба Бальзаминова», музыка для подвижной игры.
Ход НОД
Вводно-организационная часть
Воспитатель: (Предлагаю детям сесть на стулья. Напоминаю, что сидеть нужно ровно, спинки держать прямо, ручки положить на коленки) Здравствуйте, ребята (нараспев). Дети: Здравствуйте! (Нараспев) Воспитатель: Меня зовут Софья Михайловна. Я очень рада видеть вас всех веселыми, здоровыми, улыбчивыми. Ребята, сегодня к нам пришла необычная гостья – Госпожа Осень (показываю 1й слайд). Но наша гостья очень опечалена. А все потому, что ее многие люди не любят. В это время холодно и дождливо. А что мы можем с вами сделать, чтобы поднять Госпоже Осени настроение? Дети:(Ответы детей) Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем песенки про осень. Так давайте же споем их нашей гостье. Дети: Давайте! Воспитатель: Но прежде чем мы с вами это сделаем, нам нужно распеться. (Выстраиваю детей возле инструмента полукругом. Сначала провожу дыхательную гимнастику с листочками). Распевочка будет такая: «Вот иду я вверх. Вот иду я вниз» (играю на инструменте). Давайте все вместе. Дети:(Поют) Вот иду я вверх, вот иду я вниз. (Повторяю 2-3 раза) Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы можем с вами спеть наши песенки про осень.
Основная часть
(Поем песни про осень под аккомпанемент муз.руководителя). Воспитатель: Какие вы молодцы! Смотрите, наша Госпожа Осень приободрилась (показываю 2й слайд). Но чтобы порадовать ее еще больше, мы с вами выучим еще одну песенку. Сначала послушайте ее внимательно, а потом скажете, а чем она. (Пою и проигрываю на инструменте детям песню «Листопад» сл. Н.Найденовой, муз. О.Сивухиной и О.Беляковой) Воспитатель: Вот такая вот песенка. Так про что же она? О чем поется в ней? Дети: Об осени, о листопаде! Воспитатель: Правильно! А какая она: грустная или веселая? Дети: Веселая. Воспитатель: Да, правильно. А спокойная или быстрая? Дети: Спокойная. Воспитатель: Верно! Она веселая, красивая, спокойная. Мы сегодня с вами разучим только первый куплет и припев. Послушайте первые две строчки песни. (Играю и пою первые две строчки песни) Воспитатель: Давайте попробуем спеть под мелодию. Сначала вместе со мной, потом сами. (Пропеваем первые две строчки песни. Сначала дети поют со мной, потом сами). Воспитатель: Хорошо, теперь прослушайте следующие строчки песни. (Делаю все тоже самое с другими строчками песни и припевом. Кивком головы все время указываю на вступление). Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте встанем со стульчиков и споем весь первый куплет и припев. (Поем первый куплет песни и припев под музыку) Воспитатель: Молодцы ребята! Посмотрите (показываю 3й слайд), Госпожа Осень улыбается. Ей весело! В знак благодарности, за то, что вы подняли ей настроение, она дарит вам музыкальное произведение. Но прежде чем мы его послушаем, скажите, музыка может шутить? (Ответы детей) Воспитатель: Музыка тоже может шутить. И сейчас мы с вами в этом убедимся, прослушав произведение, которое так и называется - «Шутка». Написал его немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах (показываю 4й слайд с портретом композитора). Послушайте внимательно это произведение и скажите, какое оно по характеру. (Вместе с детьми слушаем «Шутку» И.Баха) Воспитатель: Так какое это произведение по характеру: веселое или грустное? А музыка легкая, радостная? Дети: Да. Воспитатель: А быстрая или медленная? Дети: Быстрая. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему же Бах назвал свое произведение «Шуткой»? (Ответы детей) Воспитатель: Произведение получило свое название из-за ошибки при написании нот автором. Когда музыканты стали играть это произведение, у них ничего не получилось из-за ошибки. А Иоганн Себастьян Бах сказал, что это просто шутка такая. Но ноты исправил. С тех пор это произведение так и называют – «Шутка». Воспитатель: Давайте еще раз прослушаем с вами это произведение и постараемся определить, какие музыкальные инструменты звучат. (Прослушиваем часть произведения) Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие музыкальные инструменты здесь звучат? (Ответы детей) Воспитатель: Здесь основная роль принадлежит флейте (показываю слайд 5). Она представляет собой вытянутую трубочку с клавишами-кнопочками (показываю на слайде) и отверстием, в которое нужно дуть, чтобы звучала музыка. Поэтому такой инструмент называют духовым. Воспитатель: Вот такой замечательный подарок нам приготовила Госпожа Осень. Ребята, наша гостья очень рада, что вы оказались такими талантливыми и музыкальными ребятами. Ей захотелось, чтобы вы сыграли ей на музыкальных инструментах. А какие музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей. В помощь им показываю 7й слайд с детскими музыкальными инструментами). Воспитатель: Совершенно верно, молодцы! Итак, сейчас я раздам вам инструменты. Держим в ручках, без моего разрешение пока не играем (раздаю детям детские музыкальные инструменты). Давайте послушаем, как звучат наши инструменты (прошу детей по очереди опробовать свой инструмент). Замечательно, молодцы! Сначала медленно у нас вступают ложки, затем бубны, продолжаю колокольчики, затем побыстрее опять играют ложки, бубны, колокольчики. Потом вступают маракасы. И в завершении – игра всех инструментов (Играем на детских музыкальных инструментах. Помогаю детям при помощи хлопка). Воспитатель: Какой замечательный оркестр у нас получился! Молодцы, ребята, вы настоящие музыканты! Устали? Дети: Да! Воспитатель: Поиграть хотите? Дети: Да. Воспитатель: Госпожа Осень тоже захотела с вами поиграть. Тогда давайте поиграем все вместе. (Провожу подвижную игру под музыку «Кошки-мышки») Воспитатель: Молодцы ребята! Госпожа Осень очень рада, что познакомилась с вами. А теперь ей пора уходить. Давайте скажем ей «спасибо» и попрощаемся с ней. Дети: Спасибо! До свидания.
Заключительная часть
Воспитатель:(Выстраиваю детей в круг) Ребята, давайте вспомним, как называлась новая песня, которую мы сегодня с вами разучили? Дети: «Листопад». Воспитатель: Правильно, а как называлось произведение Баха, которое мы с вами прослушали? Дети: «Шутка». Воспитатель: Верно, какой инструмент звучал в «Шутке»? Дети: Флейта. Воспитатель: Ребята, вы сегодня были большими молодцами! Госпожа Осень оставила вам небольшие подарки (раздаю детям раскраски). Спасибо большое за занятие, до свидания! Дети: До свидания!