Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по речевому развитию.
Тема: «Журналисты в осеннем лесу»
Данный материал предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп.
Программное содержание:
Речевое развитие:
-Продолжать учить детей формулировать и задавать вопросы, строить связное и выразительное высказывание.
-Совершенствовать диалогическую речь.
Познавательное развитие:
-Уточнить знания детей об осенних изменениях в жизни животных.
-Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.
Социально – коммуникативное развитие:
-Воспитывать положительные эмоции по отношению друг к другу в совместной деятельности.
Художественно – эстетическое развитие:
- Совершенствовать умение создавать сюжетные изображения по представлению.
Индивидуальная работа:
-Упражнять детей в образовании однокоренных слов, существительные с суффиксами.
Словарная работа:
-Ввести в активный словарь детей слова: интервью, журналист, репортаж, собеседник.
Оборудование:
1. Табличка с надписью: «Дорогие ребята! По техническим причинам наша передача не состоится. Извините.»
2. Репродукции картин осеннего леса.
3. Ёлка 2шт.
4. Шишки с брелками участников.
5. Маски- шапочки животных (бобер, барсук, белка).
6. Дерево с осенними листочками, на которых написаны буквы для составления слов (барсук, зубр).
7. Схема слова бобёр.
8. Картинки детёнышей диких животных по количеству детей.
9. Картинки диких животных.
10. Микрофон.
11. Ватман для создания газеты с фоном.
12. Картинки: разных осенних деревьев; Солнце яркое, тусклое; облака белые, тучи; звери осенью.
Методы:
• словесный,
• наглядный,
• практический.
Приёмы:
• Игровая ситуация;
• Рассматривание картин;
• Составление рассказов по вопросам;
• Игры.
Предварительная работа:
• Беседы с детьми;
• Рассматривание иллюстраций;
• Отгадывание загадок;
• Заучивание стихотворений о временах года;
• Чтение: И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек», «Осень в лесу», «Белки», «Ёж», «Барсуки»; Г.А. Скребицкий сказка «Всяк по – своему»; В. Бианки «Белкина сушильня»; А.Л. Барто «Бобры».
• Работа по схемам;
• Проведение дидактических игр: «Задай вопрос», «Мы - журналисты»;
• Рисование пейзажей.
Последовательность работы:
Воспитатель: ребята сегодня я предлагаю вам посмотреть передачу про животных в осеннем лесу.
- Вы хотите посмотреть?
(включаем компьютер, там табличка: «Дорогие, ребята! По техническим причинам наша передача не состоится. Извините».
Воспитатель: Какая досада! Так хотелось узнать что-то новое о диких животных, о том, как они готовятся к зиме.
-Что нам теперь делать?
-А может быть, мы с вами поработаем журналистами и сами сделаем стенгазету о жителях леса.
- Вы согласны? (ответы детей).
-Вам необходимо быть внимательными, наблюдательными, всё запоминать, чтобы потом отобразить в стенгазете.
Воспитатель: Давайте отправимся в лес и посмотрим, как
Живут его обитатели.
- Ребята, какое сейчас время года? (поздняя осень).
- Как мы должны одеться? (ответы детей).
-Захватим ещё хорошее настроение, а о правилах поведения в лесу нам напомнит Света.
«Указ».
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только, чур, не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось,
Их покой побереги
Ведь они нам не враги!
Воспитатель: Спасибо Света!
- но чтобы оказаться в волшебном лесу, надо произнести заклинание:
«Ты подуй в свои ладошки,
Покружись потом немножко
Мы теперь в лесу дремучем».
( звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь», Дети выполняют движения по показу воспитателя).
Воспитатель: посмотрите как красиво в осеннем лесу!
(обращаем внимание детей на репродукции картин)
- Тихо только слышно, как птицы поют и ветер в верхушках деревьев шумит.
Воспитатель: Для того, чтобы провести интервью с животными, нам нужно выбрать журналистов, операторов, фотографов и участников.
(перед детьми стоит исскуственная ель на ней шишки с брелоками)
Воспитатель: шишки с елки снимите,
и на них взгляните.
(звучит музыка, дети снимают с елки шишки, находят кто кем будет).
Воспитатель: Дети, у которых на брелоках нарисованы человечки с микрофонами будут журналистами. А те, на чьих брелочках изображены обитатели леса, могут взять шапочки – маски героев интервью (бобёр, барсук, белка), если фотоаппарат – вы фотограф, видеокамера – оператор, а если буква «У» - участник, вы будете нам помогать.
- Выбирая место для беседы с журналистами, вспомните, где живёт, чем питается, как готовится к зиме животное, чью шапочку вы взяли.
- А вы журналисты, подумайте какие вопросы будите задавать своим собеседникам.
Воспитатель: чтобы узнать, какой зверёк нас встречает первым, посмотрите внимательно на схему.
- Сколько букв в слове? (5)
- Как вы думаете, кто нас может встретить? (дети называют)
- Давайте проверим. ( Поставляют слово к схеме и проговаривают).
(если дети затрудняются воспитатель предлагает отгадать загадку:
«Работящие зверьки
строят дом среди реки
если в гости кто придет
знайте, что из речки вход». (бобры).
- Молодцы ребята!
(выходит ребенок в шапочке бобра).
Воспитатель: Ребята давайте с вами присядем и послушаем интервью журналиста с бобром.
Журналист: Здравствуй, бобёр!
Бобёр: Здравствуйте!
Журналист: Расскажи читателям газеты, чем ты занимаешься осенью, как готовишься к зиме?
Бобер.: Осенью у нас много дел – надо подготовить к зиме плотину, заготовить много веток и сложить их около своего домика – «хатки». Ветки – это наша еда на зиму.
Журналист.: А почему вас называют «королём грызунов»?
Бобер.: У нас очень острые зубы, которыми мы можем перегрызть дерево, а еще у нас шубка особая, она не намокает в воде.
Журналист: Спасибо, тебе за интересную беседу.
Уважаемые зрители, может вы что-то хотели дополнить (дети дополняют).
Воспитатель: Ребята, посмотрите какое красивое осеннее дерево, на листочках этого дерева спрятались названия животных. Возьмите и составьте слова: из красных листьев название животного составят девочки, а из желтых листьев – мальчики.
- Кто сможет прочитать, что получилось? (дети читают зубр и барсук)
- Посмотрите внимательно, что общего в названии этих животных?
(в обоих словах есть звуки «б» и «р»)
- А, в какой части слова они стоят?
(звук «б» в середине и в начале слова, а звук «р» в конце и в середине слова).
- Молодцы ребята! Мы переходим к следующему животному в нашем волшебном лесу. Предлагаю вам присесть на пенёчки и послушать.
Журналист: Здравствуй барсук!
Барсук: Здравствуйте!
Журналист: Расскажи читателям газеты, как ты готовишь свой дом к зиме?
Барсук: Мой дом – нора, осенью я ремонтирую дом, приношу сухую траву, мох, листья и готовлю себе на зиму теплую и мягкую постель.
Журналист: А вы зимой впадаете в спячку?
Барсук: Приготовив нору, мы засыпаем на всю зиму.
Журналист: Спасибо тебе барсук за интересную беседу.
Уважаемые зрители, у вас есть какие-нибудь дополнения? (дети дополняют).
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как зовут маму барсучонка? (барсучиха).
- А, здесь еще кто-то потерял свою маму, поможем малышам?
Игра «Кто кем был?»
Детям раздаются картинки детенышей животных их задача подойти к столу и найти маму детеныша и приложить малыша.
- Ребята, назовите маму вашего детеныша? (лисица, медведица, бобриха, зайчиха, ежиха, волчица и т.д.)
Воспитатель: Молодцы, все ответили правильно, помогли детенышам найти свою маму.
-Предлагаю поиграть.
Физминутка «Белка»
«Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день,
С одной ветки прыгнув влево,
На сучок она присела.
Вправо пригнула потом,
Покружилась над дуплом,
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень»
Воспитатель: Присаживайтесь на пенёчки нас встречает белочка.
Журналист: Здравствуй, белочка!
Белочка: Здравствуйте!
Журналист: Расскажи читателям газеты, чем ты занимаешься осенью?
Белочка: Осенью я делаю запасы на зиму, в дупло натаскиваю желуди, орехи, а грибы, чтобы высушить накалываю на острые сучки. Иногда даже забываю, где что оставила, поэтому кормлю не только себя, а весь свой беличий род.
Журналист: А как вы утепляете свой дом?
Белочка: Мой дом называется дупло, но если дупла нет, то я строю себе гнездо. Это шар из веток и кусочков коры с одним входом. Внутри гнезда выкладываю мох, птичьи перья, чтобы было теплее. Затыкаю мхом и травой щели. Гнездо я строю очень высоко на дереве, чтобы никто в него не забрался.
Журналист: А от кого вы прячетесь?
Белочка: Мы боимся охотников и их собак, а еще на нас могут напасть куницы.
Журналист: Белочка, а ты зачем осенью меняешь шубку?
Белочка: Моя зимняя шубка серебристая, похожая на снег.
Журналист: Спасибо тебе за интересную беседу.
Белочка: Я была рада рассказать вам о жизни белок.
Журналист: Уважаемые зрители может вы что-то хотели добавить.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад и оформить газету.
- Скажем волшебному лесу и зверятам спасибо и до свидания и все вместе произнесем слова заклинания (под музыку)
«Ты подуй в свои ладошки,
Покружись потом немножко:
Мы теперь- не белочки,
И уже – не зайчики,
Все мы снова – девочки,
И, конечно – мальчики».
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Пора приступать к работе, чтобы наша газета получилась интересной и красочной, предлагаю выбрать картинки животных и природы, которые сделали наши фотографы, но будьте внимательны так как картинки перепутались с другими временами года.
- Ребята, если у нас поздняя осень, то какое небо? (серое)
- А, солнце? (тусклое)
- Какие наклеите деревья? (голые)
- Не забудьте про животных и птиц, чем они заняты осенью?
- Теперь подумайте, как можно назвать нашу газету? (дети предлагают, воспитатель записывает выбранный детьми заголовок).
Воспитатель: Замечательная газета у нас получилась, повесим её в приёмной. Пусть газету рассмотрят ваши родители.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Осень
Конспект комплексного занятия на тему: Осень в подготовительной группе детского сада
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: Осень
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Цветы осенью
Похожие статьи:
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Октябрь
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Ноябрь