Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Педагогический творческий проект в ДШИ

Педагогический творческий проект «Я учусь на готово-выборном баяне (аккордеоне)»
Автор: Гильманова Валентина Васильевна, преподаватель по классу баяна, аккордеона МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Урай ХМАО-Югра
Пояснительная записка
Педагогический творческий проект «Я учусь на готово-выборном баяне (аккордеоне)» предназначен для учащихся детских школ искусств. Возраст учащихся 7-16 лет. Реализуемая образовательная программа - дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты», предметная область «Музыкальное исполнительство», учебный предмет «Специальность. Баян (аккордеон)». Данный материал будет полезен преподавателям детских школ искусств.
Педагогический творческий проект «Я учусь на готово-выборном баяне (аккордеоне)» направлен на организацию современного обучения в классе баяна (аккордеона).
Интеграция образовательных областей: «Музыкальное исполнительство», «Теория музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Слушание музыки».
Введение
Современный баян – это многотембровый готово-выборный музыкальный инструмент, которому под силу исполнять не только народные мелодии, но и шедевры мировой классики, а также современную музыку различных стилей и направлений.
Необходимость изучения готовой и выборной системы левой клавиатуры баяна, продиктована требованиями современного обучения и встает перед преподавателями и учащимися уже на первых этапах обучения в музыкальной школе. Это связано с тем, что необходимо:
- выполнять программные требования, особенно в связи с федеральными государственными требованиями
- осваивать современный и классический репертуар
- осваивать новые приемы игры
- готовить одаренных детей к участию в конкурсах различных уровней – международных, всероссийских и т.д.
- профессионально ориентировать одаренных учащихся к продолжению обучения в ССУЗах.
Обучение на готово-выборном баяне - это довольно сложный и длительный процесс. Учащемуся - баянисту необходимо освоить три клавиатуры – правую клавиатуру и две системы в левой клавиатуре - готовую и выборную. Если изучение готовой системы левой клавиатуры баяна не вызывает сомнений у учащихся и их родителей, то при изучении выборной системы левой клавиатуры баяна преподавателю приходится сталкиваться с непониманием, а порой и с сопротивлением учащихся и их родителей.
Проект поможет активизировать творческий процесс обучения учащихся, заинтересовать в современном обучении на готово-выборном баяне.
Цель проекта
Дальнейшее развитие и совершенствование форм и методов обучения учащихся на готово-выборном баяне.
Задачи проекта
Образовательные
- Заинтересовать учащихся в овладении приемами игры на готово-выборном баяне.
- Расширить музыкальный кругозор учащихся.
Развивающие
- Развивать творческие, аналитически способности учащихся.
- Развивать волевые исполнительские качества учащихся.
Воспитательные
- Создание здорового духа соревнования в обучении учащихся.
- Создание ситуации успеха в обучении учащихся.
- Привлечение к участию в проекте всех учащихся класса баяна.
- Укрепление сплоченности детского коллектива.
Основное содержание проекта
Педагогический творческий проект «Я учусь на готово-выборном баяне (аккордеоне)» проводится в три этапа.
1 этап – подготовительный. Включает выбор методики обучения начинающих учащихся.
Выбор методики преподавания зависит от ряда условий, а именно:
1. Оснащенность музыкальной школы необходимыми для обучения музыкальными инструментами.
2. Возраст учащихся, принимаемых для обучения в ДМШ.
3. Физическая выносливость ребенка.
4. Финансовые возможности родителей по приобретению необходимых музыкальных инструментов для домашних занятий.
5. Мотивация учащегося.
2 этап – основной. Это обучение начинающих учащихся – одних с выборной системы, других с готовой системы баяна (аккордеона).
3 этап – заключительный. Предполагает проведение мероприятия Музыкальный ринг «Выборный баян (аккордеон) против готового» с привлечением учащихся и родителей всего класса.
Мероприятие Музыкальный ринг «Выборный баян (аккордеон) против готового» проводится как конкурс между учащимися младших классов. Желательно привлекать учащихся второго года обучения, т.к. к этому времени учащиеся приобретают первоначальные приемы игры и могут исполнять небольшие музыкальные произведения, а также привлечь внимание слушателей.
Конкурсные выступления учащихся на выборном и готовом баяне (аккордеоне) проходят в три тура.
1 тур - исполнение одинаковых музыкальных пьес. Одни и те же музыкальные произведения исполняются учащимися на готовом и выборном баяне (аккордеоне), например: В. Моцарт Менуэт, С. Майкапар Вальс и т. д.
2 тур - исполнение разных музыкальных пьес . На готовом баяне (аккордеоне) – это будут в основном народные или танцевальные пьесы, а на выборном – композиторские произведения или переложения классических музыкальных произведений.
3 тур - исполнение пьес в ансамбле – совместное музицирование учеников на готовом и выборном баяне (аккордеоне).

Между турами Музыкального ринга учащиеся - эксперты задают вопросы, высказывают свое мнение об услышанной игре конкурсантов, выбирают победителя. Все вопросы заранее готовятся учителем с учениками, которые будут выступать на конкурсе в качестве экспертов.
Мероприятие заканчивается концертными выступлениями старшеклассников на готово-выборном баяне (аккордеоне), которые исполняют музыкальные произведения разных стилей и направлений.
В подготовке и проведении данного мероприятия предполагается активное участие всех учащихся преподавателя. Одни учащиеся будут исполнять музыкальные произведения. Другие – анализировать услышанные пьесы и выявлять преимущества игры конкурсантов. Третьи – публично исполнять более сложные музыкальные произведения различного стиля и направления, показывать, к какому результату необходимо двигаться в процессе обучения на баяне (аккордеоне).
Также мероприятие предполагает привлечение родителей, преподавателей и учащихся ДШИ в качестве зрителей и болельщиков.
Ресурсы.
Временные ресурсы.
На подготовку и реализацию педагогического творческого проекта потребуется не менее 1,5 лет. Это время необходимо, прежде всего, для обучения учащихся, приобретения ими первоначальных игровых навыков, определения мотивации детей и их родителей, разучивания музыкальных произведений.
Организационные ресурсы.
Индивидуальная и групповая работа с учениками и их родителями при обучении и подготовке к мероприятию.
Материально-технические ресурсы.
Музыкальные инструменты:
- Детский выборный баян (аккордеон)
- Детский готовый баян (аккордеон)
- Готово-выборный баян (аккордеон)
Целевая аудитория.
Отбор участников для реализации педагогического творческого проекта осуществлялся с учетом возраста, класса, методики обучения.Этот проект предназначен для учащихся детских школ искусств, преподавателей по классу баяна (аккордеона), родителей обучающихся.Возраст учащихся - 7 - 16 лет.
План реализации проекта.
1. Выбор методики преподавания с начинающими учащимися;
2. Обучение учащихся на готовой, выборной и готово-выборной системах баяна (аккордеона).
3. Подбор и изучение музыкального репертуара.
4. Разработка сценария мероприятия «Музыкальный ринг».
5. Оформление зала, подготовка афиши.
6. Публичное проведение мероприятия «Музыкальный ринг. «Выборный баян (аккордеон) против готового».
Ожидаемые результаты и социальный эффект.
В ходе реализации проекта появится новая форма работы с учащимися и их родителями. Повысится заинтересованность учащихся и их родителей в современном обучении на баяне (аккордеоне). Их не будет пугать сложная для понимания современная музыка, новые приемы игры, трудности технического исполнения.
Активизируется домашняя подготовка учащихся, вследствие чего повысится качество обучения учащихся в музыкальной школе – это отразится на результатах промежуточной и итоговой аттестации на переводных, выпускных экзаменах, академических концертах, на различных конкурсах.
Данный проект поможет сплотить учащихся в единый коллектив. Учащиеся младших классов почувствуют внимание и интерес старших ребят. Младшие учащиеся будут стремиться за старшими ребятами в овладении приемами игры на готово-выборном баяне (аккордеоне).
Форма представления результата проектной деятельности
Проведение мероприятия «Музыкальный ринг «Выборный баян (аккордеон) против готового».
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Этот творческий проект имеет возможности для дальнейшего продолжения и развития за счет привлечения других участников из других классов, других специализаций, других музыкальных школ.
Заключение
Педагогический творческий проект «Я учусь на готово-выборном баяне (аккордеоне)» поможет преподавателю разъяснить учащимся и их родителям:
- что такое готово-выборный баян (аккордеон);
- показать различные методики в обучении игре на готово-выборном баяне (аккордеоне);
- разъяснить современные тенденции в развитии баянного (аккордеонного) исполнительства;
- заинтересовать учащихся в освоении выборной системы баяна (аккордеона).
Приложение
Сценарий мероприятия «Музыкальный ринг. «Выборный баян против готового»
Место проведения: большой концертный зал детской музыкальной школы.
Длительность мероприятия: 1 час.

Ведущий: Добрый день!
Сегодня в нашей музыкальной школе состоится музыкальный ринг – «Выборный баян против готового».
Баян настолько влился в нашу жизнь, что нам кажется, что этот музыкальный инструмент был всегда. А на самом деле баян - это довольно молодой музыкальный инструмент. В 2009 г. отмечали столетний юбилей баяна, для примера - арфе более 1000 лет…
Баян - это динамично развивающийся современный музыкальный инструмент, который находится в поиске - в поиске репертуара, приемов игры, методики преподавания.
Вершиной баяна, является многотембровый готово-выборный баян. Это целый оркестр в руках одного музыканта, которому под силу исполнять любые музыкальные произведения – шедевры мировой классической и современной музыкальной литературы, а также народную и оригинальную музыку. Именно на готово-выборном баяне нам необходимо научиться играть в музыкальной школе.
Сегодня перед нами выступят учащиеся 2 класса, которые делают первые шаги в обучении. Им обоим по 9 лет, они в одно время приступили к обучению в музыкальной школе, но они обучаются на разных баянах – один на баяне с выборной системой в левой руке, другой – на готовом баяне. В дальнейшем, они должны овладеть игрой на готово-выборном баяне.
Нам предстоит внимательно послушать игру наших артистов, поддержать их умения, старания и выявить победителя.
За выборный баян выступает _____________
За готовый баян _________________________
Наш конкурс будет проходить в три тура.
Итак, мы начинаем музыкальный ринг!
Выходит из зрительного зала ученик, ответственный за «гонг», поворачивается лицом к зрителям, бьет в «гонг» (тарелку из народного оркестра) и объявляет: 1 тур - исполнение одинаковых музыкальных пьес.
Ведущий представляет учеников и программу 1 тура.
Программа I тура
1. Г. Персел «Ария»
2. С. Майкапар Вальс
Ведущий: Закончился I тур конкурса. Сыграли оба участника конкурса. Прозвучали одинаковые пьесы на выборном и готовом баяне. В нашем зале есть эксперты, у которых есть вопросы к конкурсантам.
Учащиеся-эксперты высказывают свое мнение об услышанной игре, затем задают вопросы.
Вопросы экспертов к конкурсантам:
1. Что значит «готовый баян»?
2..Что значит выборная система левой клавиатуры баяна?
3. На всех ли баянах есть готовая и выборная система?
Ответы конкурсантов.
Ученик бьет в «гонг» и объявляет: 2 тур - исполнение разных пьес.
Ведущий: Итак, переходим ко II туру музыкального ринга.
Ведущий приглашает конкурсантов и объявляет программу 2 тура.
Программа первого участника конкурса (на выборном баяне)
1. В. Власов «Стойкий оловянный солдатик»
2. Д. Кабалевский «Клоуны»
Программа второго участника конкурса (на готовом баяне)
1. Ю. Гаврилов «Колобок»
2. А. Доренский «Мамин вальс»
Ведущий: Закончился II тур конкурса. Прозвучали разные пьесы на выборном и готовом баяне. Есть вопросы у экспертов к конкурсантам?
Вопросы экспертов:
1. Какие музыкальные произведения вам нравиться исполнять? (ответы)
2. Хотели бы вы научиться играть на готово-выборном баяне? (ответы)
Бой в тарелку и объявление 3 тура - исполнение пьес в ансамбле.
Ведущий: Переходим к III туру. Выступает ансамбль баянистов «Верные друзья».
Программа выступления:
1. В. Бухвостов «Незабудка»
2. Савельев «Настоящий друг»
Ведущий: Подошли к концу конкурсные выступления наших участников. Давайте поблагодарим их за прекрасные выступления громкими аплодисментами.
А наша программа продолжается. Пока зрители будут выбирать победителя конкурса перед нами выступят старшеклассники, которые обучаются на готово-выборном баяне.
Программа выступлений учащихся на готово-выборном баяне
Кобелев Ярослав 3 кл.
1. У.н.п. «Ой, летае соколенько» (на выборном баяне)
2. Р.н.п. «Как у нас-то козел» обр. Д. Самойлова (на готовом баяне)
Самойлов Максим 5 кл.
1. И.С.Бах «Маленькая прелюдия» ми минор (на выборном баяне)
2. Р.н.п. «Посею лебеду на берегу» обр. А. Иванова (на готовом баяне)
Ведущий: Прозвучали выступления старших ребят, вижу поднятые руки. У наших экспертов есть вопросы.
Вопросы экспертов к учащимся, которые играли на готово-выборном баяне.
- Как вы считаете, с какой системы лучше начинать обучение на готово-выборном баяне – с выборной или готовой? (Два ответа, два мнения).
Ведущий: Спасибо эксперты. А теперь вопросы к зрителям?
1. Отличается ли звучание готового и выборного баяна? (ответы)
2. Чем отличается звучание выборного баяна от готового баяна? (ответы)
3. Отличается ли репертуар, техника игры выборного, готового и готово-выборного баяна? (ответы)
Ведущий:
Есть на земле одна страна,
Зовется музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки,
Но чьи их открывают руки?

Кто заставляет мир звучать,
Когда он устает молчать?
Когда он будто бы струна,
Которая звенеть должна?

Конечно, это музыкант,
Его порыв, его талант,
Его желание творить
И людям красоту дарить.

Он учит душу ввысь смотреть
И, не боясь преград, лететь
В страну, где звуки дарят счастье,
Где все у музыки во власти.( "Страна музыки" А. Лопатина, М.Скребцова)
Ведущий: Давайте поблагодарим всех участников музыкального ринга и концерта. Пожелаем всем дальнейших успехов в учебе и творчестве.
Победила - дружба, творчество, труд.
Награждение всех участников музыкального ринга - исполнителей и экспертов.
Фотографирование

Рекомендуем посмотреть:

Конспект открытого урока по специальности «Фортепиано» в 3 классе школы искусств Музыкальные ребусы с ответами для детей 5-7 лет Дидактические материалы к урокам фортепиано и сольфеджио в 1 классе школы искусств Сценарий праздника в детской школе искусств с презентацией
Участник №97 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2020 года
Сценарий мероприятия ко Дню Победы для детей 6-7 лет "Праздник со слезами на глазах" | Внеклассное мероприятие "Песни военных лет" в начальной школе с презентацией
Опубликовано: 1712 дня назад (15 апреля 2020)
Просмотров: 1437
Рубрика: Конкурсы
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!