Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с природой. Река «Волга»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе ДОУ по ознакомлению с природой «Волга матушка река, широка и глубока»
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: Формирование представлений о реке Волге.
Задачи:
- Расширять представления детей о природном богатстве и разнообразии России, о Волге, как главной реке России.
- Познакомить с притоками Волги, с городами расположенными по её берегам.
- Ввести в словарный запас детей слова: устье, исток, русло.
- Закрепить знания детей о реке Волге (где берёт начало, куда впадает).
- Вызвать эмоциональный отклик на содержание стихов. Упражнять в умении выразительно читать стихи, интонацией выражать гордость и любовь к реке Волге.
- Формировать знания о правилах поведения на воде.
- Активизировать речевое общение детей.
- Развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный мир, природу России.
- Способствовать снятию усталости – используя физминутку.
- Воспитывать любовь к природе и животному миру России, гордость за то, что мы волжане и живём на берегу самой великой реки.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, физическое развитие.
Вид деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
План
1. Организационный момент.
Слушание «Течёт река» в исполнении Л. Зыкиной.
2. Введение в тему
Д/И «Придумай слова»
3. Постановка проблемной ситуации
Пальчиковая гимнастика.
Упражнение «Ручеек»
4. Основная часть
Рассказ воспитателя.
Д/И «Рыболов»
Физкультминутка П/И «Удочка»
Упражнения для развития физиологического дыхания.
Пальчиковая гимнастика.
5. Рефлексия.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Звучит куплет и припев песни «Течёт река» в исполнении Л. Зыкиной.

2. Введение в тему
Воспитатель: Ребята, кто мне скажет в каком красивом городе мы живем?
Дети: Нижний Новгород
Воспитатель: А как называемся мы - люди, живущие в Нижнем Новгороде?
Дети: Нижегородцы.
Воспитатель: На какой реке стоит наш город?
Дети: На Оке и Волге.
Воспитатель: Правильно, наш город стоит на слиянии двух рек, Оки и Волги. Сегодня мы поговорим с вами о Волге. Великой русской реке. Дети, скажите, какая бывает река?

Д/И «Придумай слова» (подбор прилагательных)
Цель: Закреплять умения образовывать имена прилагательные от имён существительных, пополнять словарный запас.
Дети: чистая, быстрая, глубокая, грязная, мутная, прозрачная, бурная, спокойная, мелкая, широкая, судоходная, горная, равнинная

3. Постановка проблемной ситуации
Воспитатель: Ребята, я предлагаю совершить прогулку к Волге. Как вы думаете, как мы можем это сделать?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А давайте превратимся в маленький ручеек, который стекает к Волге? Мы все капельки ручейка. Скучно стало капельки, и задумали они прогуляться по свету.

Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Повертелись, покрутились,
В ручеек мы превратились.

Перевоплощение в образ под песню Л.Сенчиной «По камушкам».

Упражнение «Ручеек»
Дети берутся за руки и цепочкой идут по залу, преодолевая воображаемые препятствия. (перебегают через дорогу, забегают за гору, выбегают из – за горы) садятся к экрану

4. Основная часть
Воспитатель: Когда-то давным-давно, когда на Земле ещё жили древние люди, из маленького прозрачного ручейка на Валдайской возвышенности (показ слайда) зародилась огромная река Волга. Но только тогда древние люди называли её по-другому, и названий было несколько. Одни народа называли её «Ра», что означает «щедрая». А щедрая — что означает? (добрая, всё отдающая). А другие народы называли её «Итиль», что означает Река — рек — самая главная, самая полноводная, самая могучая, самая широкая. А третья прозвали Волгой, что означает «Светлая». Волга – символ свободы, простора, широты и величия духа русского народа. Красавицу Волгу воспевали поэты, народ слагал о ней песни, художники писали картины. Послушайте, что писал о Волге великий русские поэт Н. А. НекрасоВоспитатель:
О Волга! ... колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зорям,
Когда ещё всё в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке,
Иду на помощь рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьём по островам.
То, как играющий зверёк,
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою…

Воспитатель: Волга берет начало на Волдайской возвышенности и протекает многие километры впадая в Каспийское море. Место, где река впадает в море называется – устье (показ слайда). В устье реки Волги тёплый климат. Сюда многие птицы прилетают зимовать, а некоторые живут здесь постоянно. Волга радует нас своей красотой. Это самая большая река нашей страны. Название Волга обозначает светлая, священная.
У каждой реки есть берега она много лет течет по одному и тому же месту, как называется это место – русло (показ слайда) Вот и Волга много лет течет по одному и тому же руслу. Ребята обратите внимание какие красивые берега у Волги. Иногда река выходит из своих берегов. Почему это случается и когда?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А как называется то место на берегах Волги, которое каждую весну затапливает водой? Это - бассейн реки (показ слайда). Много рек питает Волгу своими водами. Реки, впадающие в Волгу? (Кама, Ока, Сок, Самарка, Уса, Иргиз, Кинель, Кондурча) Эти малые реки называются – притоками (показ слайда).
Волга — это не только красивые берега, но и пресная вода, без которой не могут жить ни люди ни растения, ни рыбы. Это бесценное богатство, которое нужно охранять. У Волги очень много притоков - небольших рек, которые в ее впадают (показ слайдов). В нашей реке раньше водилось очень много рыб. Волга кормила людей своим богатством. В реке водились редкие виды рыб: угорь, осетр, белуга (показ слайдов)
Ребенок:
Волга, матушка-река,
Рыбой славилась всегда.
Хочешь щуку иль сома,
Иль простого окунька.

Д/И «Рыболов» (Отгадывание загадок)
Цель: Расширять представления детей о пресноводных рыбах, их образе жизни. Формировать умение детей отгадывать загадки, логически мыслить, выделять основные признаки предметов. Развивать связанную речь, внимательность, мышление, любознательность.
1. На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно. (Сом.)

2. Вот стайка рыбок замерла,
У мелочи одна наука,
Сверкнув глазами приплыла
Скорее в тину! Это…… (Щука).

3. Краснопер, полосат, гроза любой реки,
В страхе разбегаются от него мальки,
Ох не любит котелок.
Этот шустрый …… (окунек).

4. Он колючий, но не еж,
А речная рыба…. (Ерш)

5. Скажем про него одно
Из песчинок любит дно,
Иль не любит,
Он чудак, это рыба… (Судак)

6. Мы не умеем говорить,
об этом лучше не проси
в воде спокойно любим жить
мы волжские рыбы… (Лещи)

Физкультминутка П/И «Удочка»
Цель: Развивать внимание, ловкость, выдержку. Упражнять в прыжках на месте в высоту.

Воспитатель: Волга течет по России много километров. Тысячи городов и селений раскинулись по берегам Волги. Разные народы живут на берегах этой великой реки: русские, татары, чуваши, удмурты, мордва, марийцы и многие другие.

Ребенок:
Волга, матушка-река,
Широка и глубока.
Много разных городов
Вдоль красивых берегов.
Воспитатель: А какие вы знаете города на Волге?
Дети: (Казань, Саратов, Волгоград, Астрахань и т.д.) (показ слайдов городов)

Ребенок:
А какие пароходы
Проплывают по реке.
Можно в плавание пуститься
Нам по матушке-реке.

Воспитатель: Волга судоходная река. Раньше не было пассажирских теплоходов, грузовых барж, как вы думаете на чём тогда ездили, на чём возили грузы?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Когда появились речные суда, появилась очень трудная и опасная профессия – бурлаки. Сегодня я хочу вам показать картину русского художника И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» (показ слайда). Бурлаки – это люди, которые тянули речные суда вручную, с помощью верёвок и ремней. Присмотритесь к этим людям. Они измучены, еле стоят на ногах, некоторые вот – вот упадут. Среди них есть и совсем молодой юноша, и старики. А судно, которое они тащат, огромное, да ещё тяжело нагруженное, но этим людям негде работать, а значит, нечего есть. И поэтому они вынуждены наниматься к хозяину судна, который и платил – то им копейки за их труд. И невольно вспоминаются слова поэта:
Выдь на Волгу, чей стон раздаётся
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовётся,
То бурлаки идут бечевой.

Художник сопереживает этим людям, он словно хочет им помочь. Яркими нежными красками написан песок – он золотистый, блестит на солнце. Небосвод чистый, высокий. Такая яркая, чистая, спокойная природа – и измученные, голодные люди. Так не должно быть! Но сегодня все по-другому. Сегодня по Волге плывут красивые пассажирские теплоходы, грузовые баржи, катера. Откуда отправляются теплоходы?
Дети: С речного вокзала.
Воспитатель: В нашем городе есть любимое место горожан это набережная (показ слайдов набережной), вдоль которой длиной полоской вытянулся песчаный пляж (показ слайдов)

Ребенок:
А как славно отдыхать
На песочке загорать.
Плавать в волге — это классно
Можно даже понырять.

Воспитатель: Да, возле воды приятно отдыхать: свежий воздух, глазам приятно смотреть на воду и природу. Все это полезно для здоровья человека.
Упражнения для развития физиологического дыхания.
Воспитатель: Давайте подышим речным воздухом
(вдох через нос, пауза. Под счет «раз», «два», «три», выдох через рот )

Воспитатель: Волга нам щедро дарит свои богатства, но относиться к ним надо бережно!
Ребята, как это относиться бережно ?
Дети: (Ответы детей). Правила поведения на реке (как надо и как нельзя вести себя на берегу) (показ слайда)
1. Не бросать в воду мусор.
2. Не оставлять мусор на берегу
3. Не мыть в реке машины, мотоциклы, велосипеды (некоторые их части смазаны машинным маслом)
4. Беречь воду
5. Оберегать растения – не рвать кувшинки и любые другие растения.
6. Оберегать животных – не ловить раков, моллюсков, стрекоз, и других животных.
Воспитатель: Почему надо ее охранять?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А что можно делать у реки?
Дети: (ответы детей). У реки можно отдыхать, купаться, ловить рыбу удочкой, фотографировать.
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу маленький ручеек снова вернулся в группу, а мы обратно превращаемся в детей.
Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Повертелись, покрутились,
И в детей мы превратились.
(Звучит песня Л.Сенчиной «По камушкам»)

5. Рефлексия
Воспитатель: Вам понравилось путешествие? Что именно вам запомнилось? По какой реке мы путешествовали?
Где она берёт своё начало? Что такое приток, бассейн, устье, русло? Какие города вы запомнили? Какую сложную и опасную профессию вы узнали?
Волга остаётся в сердце у нас. Далеко ли она или близко, её образ всегда перед нами, как образ матери родной. Недаром народ реку Волгой-матушкой назвал. Пусть никогда не пересохнет маленький ручеёк, с которого начинается Волга, а вода в нём будет чистой и серебристой.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы Конспект комплексного занятия на тему: Осень в подготовительной группе детского сада
Консультация для родителей. Как выбрать игрушку для ребенка | Конспект ОД в старшей группе по ознакомлению с природой (с миром животных) на тему «Кто в лесу главный?»
Опубликовано: 1520 дней назад (24 сентября 2020)
Просмотров: 2542
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!