Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по грамоте на тему «Короткие и длинные слова»
Составлен воспитателем Сайкиной Еленой Александровной
Цель: Совершенствование фонематического слуха, обеспечение развития звуковой стороны речи детей, создание условий для овладения детьми грамматического строя речи.
Задачи:
1. Познакомить с протяжённостью слов и делением их на части.
2. Учить сравнивать короткие и длинные слова, определять их на слух.
3. Учить прохлопывать количество частей (слогов) в слове.
Предварительная работа:
- Подготовка артикуляционного аппарата детей к произношению звуков,
- знакомство с термином «слово»,
- сравнение слов по звучанию ( слова звучат по- разному и похоже),
- знакомство со словами-друзьями(слова, схожие по звучанию)
Материал:
Игрушки - собачка, слон,
картинки: жук, матрёшка, кит, снеговик , загадки о этих предметах; мольберт,
небольшие предметы: сок (коробочка), мяч, шар, машина, , лошадка ,кастрюля, , две корзины, обруч
Ход НОД
(Воспитатель рассаживает детей на стульчиках полукругом)
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам в гости кто-то придет. Мне кажется, я уже слышу , что гости приближаются. Закрывайте глазки. (Дети закрывают глазки, воспитатель достает игрушечных собачку и слона, озвучивает каждое животное)
Воспитатель:
Ой, ребятки, я заметила, что собачка грустная, давайте спросим, что у неё случилось? (дети спрашивают)
Собачка:
Меня слон называет маленькой
Слон:
Да, собачка маленькая, а я большой. Собачка маленькая, а я большой
(Собачка плачет)
Воспитатель:
Не плачь, собачка и не расстраивайся. Я тебе открою маленький секрет. Хоть ты и маленькая по размеру, но если произнести слово «Собачка», оно будет длинней, чем слово «слон». Вот послушайте, я произнесу это слово медленно, по частям «Со-бач-ка», а теперь я произнесу слово «Слон». Какое слово прозвучало длиннее?
(дети отвечают, что слово «собачка» длиннее, чем слово «слон»)
Воспитатель:
Оказывается, слова бывают длинные и короткие. Это можно проверить с помощью хлопков. Любое слово можно прохлопать. Давайте попробуем прохлопать слово «Со-бач-ка». Хлопать будем на каждую часть в слове. «Со» (хлопок), «бач» (хлопок), «ка» (хлопок). Ребята, сколько мы раз хлопнули? (Три), а теперь давайте прохлопаем слово «Слон» (хлопок). Сколько раз хлопнули? (один). Какое слово длиннее? (Собачка), а какое короче? (слон)
Собачка (радуется):
Ура , моё слово оказалось длиннее, хоть слон такой большой.
Слон:
Спасибо, ребята, что нас помирили. Мы хотим с вами поиграть в игру «Доскажи словечко»
Собачка:
Если вы отгадаете, появится картинка.
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
вот какая это крошка
Это девица…
(«матрёшка»)
(появляется картинка матрёшки)
В темноте летает кто-то
издавая громкий звук.
Кто там спорит с самолётом?
Ну, конечно, майский
(жук)
(появляется картинка матрёшки)
Что за чудо там стоит:
Человек из снега,
Нос-морковка, а глаза
Два премилых уголька.
Кто же там такой стоит?
Ну конечно …
(Снеговик)
(появляется картинка снеговика)
Вроде рыба, вроде нет –
Шлет фонтаном всем привет.
На волнах весь день лежит
Чудо-юдо рыба-…
(Кит)
(появляется картинка кита)
Воспитатель: какие вы молодцы! Посмотрите еще раз на картинки , давайте произнесём их название и определим, какие слова длинные, а какие короткие. Как мы это сможем сделать ?(прохлопать)
(воспитатель произносит каждое слово по слогам(частям), дети прохлопывают вместе с воспитателем каждый слог ,а чтобы было легче определить количество слогов в слове, чертит под каждой картинкой горизонтальные полоски)
Собачка: Вы большие молодцы, давайте отдохнём и поиграем в нашу любимую игру :
Физминутка «Как у бабушки Маланьи»
Как у бабушки Маланьи
(дети шагают на месте)
Было семеро внучат
Вот с такими глазами
(показывают пальцами «колечки» вокруг глаз)
Вот с такими ушами
(круговые движения руками вокруг ушей)
Вот с такой головой
(руки смыкаются над головой, образуя круг)
Вот с такой бородой
(наклоны вниз, смыкая руки на уровне колен)
И все они не ели, не пили
(взмахи поочерёдно руками, то в правую, то в левую сторону)
А лишь на бабушку Маланью
и делали вот так:
(показ любого упражнения)
(игра повторяется 2-3 раза, упражнения каждый раз меняются)
(пока дети рассаживаются на места, воспитатель в обруч (это магазин) на полу выкладывает следующие предметы: маленькую коробочку сока, машинку, мяч, шар, лошадку, кастрюлю)
Воспитатель:
Собачка и слон, я хочу вас попросить сходить в магазин, вот вам каждому по корзинке. В обруче находится магазин. Ты слон, будешь покупать только те предметы, названия которых короткие и имеют всего одну часть(слог), если прохлопать, а ты, собачка будешь покупать предметы, название которых длинное. А ребята нам помогут разобраться с покупками
(воспитатель поочерёдно берёт предмет, произносит по слогам, вместе с детьми прохлопывает его название ,и определяют какому персонажу он достанется.)
Рефлексия
Воспитатель:
Молодцы , ребята, сегодня мы с вами помирили собачку и слона, узнали , что слова бывают длинные и короткие, научились прохлопывать слова. Давайте попрощаемся с нашими героями.
Рекомендуем посмотреть:
Планирование занятий по обучению грамоте в средней группе