Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по обучению грамоте в средней группе. Короткие и длинные слова

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по грамоте на тему «Короткие и длинные слова»
Составлен воспитателем Сайкиной Еленой Александровной
Цель: Совершенствование фонематического слуха, обеспечение развития звуковой стороны речи детей, создание условий для овладения детьми грамматического строя речи.
Задачи:
1. Познакомить с протяжённостью слов и делением их на части.
2. Учить сравнивать короткие и длинные слова, определять их на слух.
3. Учить прохлопывать количество частей (слогов) в слове.
Предварительная работа:
- Подготовка артикуляционного аппарата детей к произношению звуков,
- знакомство с термином «слово»,
- сравнение слов по звучанию ( слова звучат по- разному и похоже),
- знакомство со словами-друзьями(слова, схожие по звучанию)
Материал:
Игрушки - собачка, слон, картинки: жук, матрёшка, кит, снеговик , загадки о этих предметах; мольберт, небольшие предметы: сок (коробочка), мяч, шар, машина, , лошадка ,кастрюля, , две корзины, обруч
Ход НОД
(Воспитатель рассаживает детей на стульчиках полукругом)
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам в гости кто-то придет. Мне кажется, я уже слышу , что гости приближаются. Закрывайте глазки. (Дети закрывают глазки, воспитатель достает игрушечных собачку и слона, озвучивает каждое животное)
Воспитатель:
Ой, ребятки, я заметила, что собачка грустная, давайте спросим, что у неё случилось? (дети спрашивают)
Собачка:
Меня слон называет маленькой
Слон:
Да, собачка маленькая, а я большой. Собачка маленькая, а я большой
(Собачка плачет)
Воспитатель:
Не плачь, собачка и не расстраивайся. Я тебе открою маленький секрет. Хоть ты и маленькая по размеру, но если произнести слово «Собачка», оно будет длинней, чем слово «слон». Вот послушайте, я произнесу это слово медленно, по частям «Со-бач-ка», а теперь я произнесу слово «Слон». Какое слово прозвучало длиннее? (дети отвечают, что слово «собачка» длиннее, чем слово «слон»)
Воспитатель:
Оказывается, слова бывают длинные и короткие. Это можно проверить с помощью хлопков. Любое слово можно прохлопать. Давайте попробуем прохлопать слово «Со-бач-ка». Хлопать будем на каждую часть в слове. «Со» (хлопок), «бач» (хлопок), «ка» (хлопок). Ребята, сколько мы раз хлопнули? (Три), а теперь давайте прохлопаем слово «Слон» (хлопок). Сколько раз хлопнули? (один). Какое слово длиннее? (Собачка), а какое короче? (слон)
Собачка (радуется):
Ура , моё слово оказалось длиннее, хоть слон такой большой.
Слон:
Спасибо, ребята, что нас помирили. Мы хотим с вами поиграть в игру «Доскажи словечко»
Собачка:
Если вы отгадаете, появится картинка.
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
вот какая это крошка
Это девица… («матрёшка»)

(появляется картинка матрёшки)

В темноте летает кто-то
издавая громкий звук.
Кто там спорит с самолётом?
Ну, конечно, майский (жук)

(появляется картинка матрёшки)

Что за чудо там стоит:
Человек из снега,
Нос-морковка, а глаза
Два премилых уголька.
Кто же там такой стоит?
Ну конечно … (Снеговик)

(появляется картинка снеговика)

Вроде рыба, вроде нет –
Шлет фонтаном всем привет.
На волнах весь день лежит
Чудо-юдо рыба-… (Кит)

(появляется картинка кита)

Воспитатель: какие вы молодцы! Посмотрите еще раз на картинки , давайте произнесём их название и определим, какие слова длинные, а какие короткие. Как мы это сможем сделать ?(прохлопать)
(воспитатель произносит каждое слово по слогам(частям), дети прохлопывают вместе с воспитателем каждый слог ,а чтобы было легче определить количество слогов в слове, чертит под каждой картинкой горизонтальные полоски)
Собачка: Вы большие молодцы, давайте отдохнём и поиграем в нашу любимую игру :

Физминутка «Как у бабушки Маланьи»
Как у бабушки Маланьи (дети шагают на месте)
Было семеро внучат
Вот с такими глазами (показывают пальцами «колечки» вокруг глаз)
Вот с такими ушами (круговые движения руками вокруг ушей)
Вот с такой головой (руки смыкаются над головой, образуя круг)
Вот с такой бородой (наклоны вниз, смыкая руки на уровне колен)
И все они не ели, не пили (взмахи поочерёдно руками, то в правую, то в левую сторону)
А лишь на бабушку Маланью
и делали вот так: (показ любого упражнения)
(игра повторяется 2-3 раза, упражнения каждый раз меняются)
(пока дети рассаживаются на места, воспитатель в обруч (это магазин) на полу выкладывает следующие предметы: маленькую коробочку сока, машинку, мяч, шар, лошадку, кастрюлю)

Воспитатель:
Собачка и слон, я хочу вас попросить сходить в магазин, вот вам каждому по корзинке. В обруче находится магазин. Ты слон, будешь покупать только те предметы, названия которых короткие и имеют всего одну часть(слог), если прохлопать, а ты, собачка будешь покупать предметы, название которых длинное. А ребята нам помогут разобраться с покупками
(воспитатель поочерёдно берёт предмет, произносит по слогам, вместе с детьми прохлопывает его название ,и определяют какому персонажу он достанется.)

Рефлексия
Воспитатель:
Молодцы , ребята, сегодня мы с вами помирили собачку и слона, узнали , что слова бывают длинные и короткие, научились прохлопывать слова. Давайте попрощаемся с нашими героями.

Рекомендуем посмотреть:

Планирование занятий по обучению грамоте в средней группе
Опубликовано: 1592 дня назад (15 июля 2020)
Просмотров: 13908
Рубрика: Без рубрики
+6
Голосов: 6
Яна Валериевна, учитель-логопед # 17 июля 2020 в 09:42 +1
Очень хорошее, грамотно составленное занятие. Чувствуется, что у автора большой опыт работы с дошкольниками. При построении занятия были учтены возрастные особенности детей. Правильно сформулмрованы и в полной мере реализованы поставленные цели и задачи. Были испльзованы разнообразные методические приёмы. Занятие позволяет провести работу по формированию у детей слоговой структуры слова. А это очень важно для речевого развития детей 4-5 лет.
Надежда, воспитатель # 17 июля 2020 в 11:06 +1
Отличное занятие, присутствуют все части: и вступительная часть, и двигательная активность, и заключение и рефлексия. Хорошо прописаны цели и задачи, а игровые приемы делают занятие не скучным и интересным для деток. Тема важная для речевого развития детей, и часто упускается педагогами, а это занятие позволяет в легкой и ненавязчивой форме работать в этом направлении. Спасибо!
Виктория, воспитатель # 17 июля 2020 в 15:22 +1
Занятие мне очень понравилось. Составлено грамотно и логично. Присутствует сюрпризный момент. Занятие очень динамично, дети наравне со взрослыми участвуют в педагогическом процессе. Цель, поставленная воспитателем, была достигнута, задачи выполнены. Я обязательно воспользуюсь данным конспектом в своей педагогической деятельности.
Людмила Васильевна Савенко # 17 июля 2020 в 21:25 +2
Добрый вечер! Хорошее занятия, отражает все аспекты работы. Голос!
Светлана Константиновна Бычкова # 18 июля 2020 в 12:06 +3
Очень интересный конспект занятия.Голос!
Людмила Васильевна Савенко # 18 июля 2020 в 21:29 +1
Добрый вечер! На своем занятии познакомили детей с протяжённостью слов и делением их на части, учили сравнивать короткие и длинные слова, определять их на слух. Голос!
Наталья, учитель-логопед # 22 июля 2020 в 11:49 +1
Очень интересное, эмоциональное занятие, которое знакомит детей со слоговой структурой слов. Составлено с учётом возраста детей, методически грамотно. Увлекательное начало, которое захватывает внимание детей. И на протяжении всего занятия педагог умело поддерживает познавательный интерес с помощью загадок и игр. Все части занятия продуманы и выдержаны: сюрпризный момент, объяснение новой темы, физминутка, игры на закрепление, рефлексия. Считаю, что данное занятие запомнится детям и поможет им понять как слова делятся на слоги. Голос!
Нина Николаевна # 1 августа 2020 в 08:37 0
Здравствуйте, Елена Александровна! Мне очень понравился ваш конспект - Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по грамоте на тему «Короткие и длинные слова». В своей работе вы совершенствуете у детей фонематический слух, создаете условие для обеспечения развития звуковой стороны речи детей, также создаете условия для овладения детьми грамматического строя речи. На своем занятии вы знакомите детей с протяжённостью слов и делением их на части, учите сравнивать короткие и длинные слова, определять их на слух и прохлопывать количество частей (слогов) в слове.
Благодарю Вас от всей души за каждодневный труд! Успехов и удач в творчестве!
Голосую!