Примерное планирование по обучению русскому языку в ДОУ детей 4-5 лет
ТЕМА: Знакомство (Приветствие) –
15 занятий.
Задачи:
• Формирование умений и навыков детей здороваться и прощаться полными и краткими дружескими формулами, правильно называть свое имя.
• Введение новых лексических единиц и организация тренировки в их употреблении: здравствуй, до свидания, привет, пока, да, нет, спасибо, добрый день, заяц, собачка, машина, хорошо, нормально, мальчик, девочка.
• Выработка умений детей понимать вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Сколько?», «Ты мальчик?», «Как тебя зовут?», отвечать на них: «Да», «Нет», «Я – Алсу», «Меня зовут Азат», «Это мальчик» и т.д.
• Упражнение детей в понимании и выполнении команд и просьб: встаньте, прыгайте, сядьте, топайте, хлопайте, дай, пожалуйста, иди ко мне и т.д.
• Упражнение детей в правильном произношении русских звуков.
• Развитие мелкой моторики рук.
Наглядные пособия:
1. Игрушки: зайчик, ежик, мишутка, собачки, машины, куклы – Айсылу (в татарском костюме), Маша, Настя (в русских костюмах), мяч большой, пальчиковый театр «Колобок».
2. Предметные картинки: заяц, собачка, машина, кукла, девочка и мальчик (сидит, спит, бежит), девочки, мальчики, герои из сказки «Колобок» (заяц, медведь, волк, лиса, колобок, дед, баба).
3. Анимации: мальчик, девочка – сидит, спит, бежит.
4. Иллюстрации: Зайчик.
5. Аудиозаписи: «Мы едем, едем, едем», «Зайка беленький сидит».
6. Мультфильм «Кто сказал «мяу».
7. Рабочая тетрадь.
ТЕМА: Игрушки –
15 занятий.
Задачи:
• Обогащение словарного запаса детей за счет названий игрушек, основных цветов, прилагательных и числительных в пределах шести.
• Формирование умения использовать новый речевой образец «У меня мяч».
• Упражнение детей в понимании вопросительных местоимений «чей», «чья» и использовании в речи притяжательных местоимений «мой», «моя».
• Формирование умения понимать и отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?», «Чья игрушка?», «Сколько?».
• Закрепление ранее приобретенных знаний в новых учебно-игровых ситуациях.
• Формирование у детей навыков произношения русских звуков, используя приемы имитации.
Наглядные пособия:
1. Игрушки: Неваляшка, разноцветные (желтый, синий, зеленый), большие и маленькие – кубики, машины, шарики; собачка, мышка, слон, ведро, кошка, корова, петух, самолет, барабан, лисичка, лягушка, юла, Мишутка, лошадка, Чебурашка, гармошка, Петрушка, «Волшебные коробки».
2. Предметные картинки: Неваляшки; мячи, кубики – синие, желтые, зеленые, большие, маленькие; машины, шарики – зеленые, синие, желтые, большие, и маленькие; собачка, зайчик, кошка, медведь, корова, капуста, сосиска, мед, трава, Мишка (стоит, сидит, бежит, лежит, плачет), самолет, матрешка, лошадка, барабан, Чебурашка, лисичка, велосипед, лягушка.
3. Иллюстрации: «Курочка и цыплята», «В гостях у Маши», «Комната с игрушками».
4. Компьютерная игра: «Кто что любит?».
5. Анимационные картинки: Мишка – стоит, сидит, бежит, лежит, плачет.
6. Мультфильм «Кто сказал «мяу».
7. Аудиозаписи «Мы едем, едем, едем», «Вышла курочка гулять», «Серенькая кошечка», «Два веселых гуся», «Мишка с куклой пляшут полечку», «Зайка беленький сидит».
8. Рабочая тетрадь.
ТЕМА: Это я –
6 занятий.
Задачи:
• Познакомить с названиями частей тела.
• Создать условия для формирования умений согласовывать вопросительные местоимения (чей, чья, чьи) и притяжательные местоимения (мой, моя, мои) с именами существительными.
• Закрепить умение понимать, различать вопросительные предложения со словами что? кто? и уметь отвечать на них.
• Учить различать и употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа.
• Развивать фонематический слух и восприятие.
• Развивать мелкую моторику и координацию движений.
• Развивать внимание, память, мышление.
Наглядные пособия: 1. Игрушки: мишка, кукла, зайчик, ежик, сборная кукла из картона, мяч, «Веселый кубик», Петрушка.
2. Предметные картинки с изображениями частей тела (голова, рука, нога, ухо, глаза, нос, рот).
3. Альбомные листы и фломастеры для каждого ребенка.
4. Иллюстрации к рассказу «Про нос и язык» Е. Пермяка.
5. Аудиозапись «Вышла курочка гулять».
6. Рабочая тетрадь.
ТЕМА: Животные – 13 занятий.
Задачи:
• Развитие понимания речи и активизация словаря за счет названий домашних и диких животных и их детенышей.
• Формирование умения согласовывать существительные с прилагательными и числительными. (Цыпленок желтый. Одна курица и т.д.)
• Формирование умения слушать и понимать заданный вопрос: «Это кто?», «Это что?», «Собачка какая?», «Сколько?», отвечать на него.
• Упражнение детей в правильном произношении звуков русского языка, используя прием имитации.
• Развитие мелкой моторики рук.
• Формирование умений слушать русские народные сказки и песни о жизни разных животных с опорой на наглядность.
Наглядные пособия:
1. Игрушки: кукла Маша, Мишутка, ежик, Филя, мышка, Чебурашка, персонажи сказки «Теремок», персонажи сказки «Колобок», наборы диких и домашних животных.
2. Предметные картинки: с изображением животных и их детенышей – медведь, кошка, заяц, собачка, ежик, лошадь, корова, коза, петушок, курица; мячи разноцветные – большие и маленькие; ведра большие и маленькие; шарики разноцветные – желтые, синие, красные;
овощи – морковь, капуста, самолет; мед, сосиски, яблоко, конфеты.
3. Иллюстрации: «Кошка с котятами», «Курочка с цыплятами», иллюстрации к сказке «Три медведя», «Кто спрятался за забором?».
4. Аудиозаписи: «Серенькая кошечка», «Голубой вагон», «Вышла курочка гулять», «Каравай».
5. Мультфильм «Курочка Ряба».
6. Рабочая тетрадь.
ТЕМА: Мой дом – 15 занятий.
Задачи:
• Введение новых лексических единиц по теме и организация тренировки в их употреблении.
• Развитие умения понимать обобщающее слово «семья».
• Закрепление умения использовать в речи грамматические конструкции «существительное + глагол 3 лица» (девочка спит, мальчик играет), «числительное + существительное» (два стула, три стула, три медведя).
• Формирование у детей навыков диалогической речи. (У тебя есть мама (бабушка, сестра, брат)? – Да. – Это чья мама? – Моя мама. – Кто в доме живет? – Мама, папа, дедушка, бабушка и др.)
• Упражнение детей в правильном произношении русских звуков.
• Формирование потребности общаться с родителями и со сверстниками на русском языке.
• Развитие мелкой моторики рук.
Наглядные пособия:
1. Игрушки: Кукла Маша, желтые, синие мячи, желтые, синие обручи, Мишутка, мячик, машинка, кукла, ежик, зайчик, котенок, настольные строительные материалы, кошка, цветные карандаши, наборы кукольной мебели и посуды.
2. Предметные картинки: картинки с изображениями героев сказки «Репка»: дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка; члены семьи, котенок, стол, стулья (большие и маленькие), кровать, шкаф, диван, кресло, лягушка – зеленый домик, желтая кошка – желтый домик, белая
собачка – белый домик.
3. Иллюстрации: семья (мама, папа, дедушка, бабушка, брат, я – Маша); «Три медведя», «Два веселых гуся», «Деревенский дом», «Кто что нарисовал?», «Комната с мебелью», «Кто дома?», «В гостях у Маши».
4. Аудиозаписи «Серенькая кошечка», «Каравай», «Два веселых гуся», «Спокойной ночи, малыши».
5. Мультфильмы «Два веселых гуся», «Кошкин дом», заставка передачи «Спокойной ночи, малыши».
6. Рабочая тетрадь.
ТЕМА: Овощи и фрукты – 9 занятий.
Задачи:
• Первоначальное накопление и активное усвоение новых лексических единиц по теме за счет названий овощей и фруктов, основных цветов и прилагательных «большой», «маленький» и т.д.
• Упражнение детей в использовании числительных от 1 до 6 в комбинации с названиями овощей и фруктов, животных и игрушек.
• Закрепление ранее приобретенных детьми навыков использования грамматических конструкций в известных и новых учебно-игровых ситуациях.
• Выработка навыков правильного русского произношения.
• Формирование элементарных умений вести диалоги по образцам: Огурец какой? – Огурец зеленый. Что ты любишь? – Банан, виноград и т.д.
• Развитие мелкой моторики рук.
• Развитие восприятия и памяти детей.
Наглядные пособия:
1. Игрушки: муляжи овощей и фруктов, корзина, коробка, дед из сказки, Филя, Кошка из сказки «Репка», чудесный мешочек, Зайчик, мяч, куклы, корзина.
2. Предметные картинки: овощи – морковь, кабачок, картошка, огурец, помидор, лук, капуста; фрукты – апельсин, яблоко, виноград, мандарин, лимон, банан, груша; персонажи сказки «Репка» (дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка, репка); машинки (большие, маленькие),
кубики, шарики, велосипед.
3. Иллюстрации: к сказке «Репка» «День рождения Зайчика», к стихотворению «Мишка косолапый по лесу идет».
4. Аудиозаписи «Серенькая кошечка», «Каравай», «Урожайная», «Мишка с куклой бойко топают».
5. Рабочая тетрадь.
ТЕМА: Посуда и продукты питания – 9 занятий.
Задачи:
• Первоначальное накопление и активное усвоение новых лексических единиц по теме.
• Формирование умений и навыков согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе (большая чашка, маленькие тарелки и т.д.).
• Создание условий для понимания вопросов что делает?, какой?
• Выработка умений понимать предложение с вопросительным словом где?
• Развитие умения понимать и использовать в речи обобщающие слова.
• Развитие логического мышления, внимания и памяти.
• Развитие мелкой моторики рук.
• Воспитание бережного отношения к предметам быта.
Наглядные пособия:
1. Игрушки: посуда (большие, маленькие, разноцветные): тарелки, чашки, чайник, ложка, вилка, стакан; наборы кукольной посуды, игрушки – мишка, зайка, ежик, барабан, шар, машина.
2. Предметные картинки с изображениями посуды, продуктов питания: суп, каша, хлеб, сыр, сахар, конфеты.
3. Аудиозаписи песен: «Зайка беленький сидит», «Два веселых гуся».
4. Рабочая тетрадь.
ТЕМА: Одежда и обувь- 12 занятий.
Задачи:
• Активизация речевых умений и навыков, приобретенных на предыдущих занятиях.
• Развитие понимания речи, расширение словарного запаса за счет новых лексических единиц по теме.
• Выработка умений и навыков образовывать и употреблять в речи формы родительного падежа личных местоимений с предлогом у (у меня, у тебя).
• Закрепление умений вести мини-диалоги.
• Развитие логического мышления, внимания и памяти.
• Развитие мелкой моторики рук.
Наглядные пособия:
1. Игрушки: Набор кукольной одежды (юбка, кофта, сарафан, платье, халат, брюки, шорты, рубашка, футболка, куртка, пальто, шуба, шарф, шапка, варежки) разных цветов, «Веселый кубик», Филя, «Волшебная коробка».
2. Предметные картинки с изображениями одежды и обуви, игрушек.
3. Иллюстрации к стихотворению «Научу обуваться и братца» Е. Благининой (картинки одевающихся детей), «Семья».
4. Аудиозапись «Зайка беленький сидит».
5. Рабочая тетрадь.
ТЕМА: Повторение – 3 занятия.
Задачи:
• обобщение и систематизация полученных знаний.
Рекомендуем посмотреть:
Перспективный план факультатива в средней группе ДОУ
Каждодневное планирование в средней группе
Декадник по профилактике пожарной безопасности в средней группе детского сада
Перспективный план работы с родителями в средней группе на год
Похожие статьи:
Наблюдение на участке в средней группе