Основные требования к наблюдению
1. Использование специальных приемов, организующих восприятие детей:
- поисковые вопросы;
- обследование объекта;
- сравнение объектов между собой;
- установление связей между отдельными объектами или явлениями природы.
2. Включение в процесс наблюдения разнообразных органов чувств, которые помогут дополнить и конкретизировать формируемые знания.
3. Речь педагога должна быть доступной и точной, чтобы полученные знания усвоились дошкольниками.
4. К наблюдению воспитателю необходимо готовиться заранее:
- определить место наблюдения;
- определить задачи наблюдения (содержание знаний, навыков, умений в соответствии с программой и возрастом);
- выбрать объект наблюдения, который будет дошкольникам интересен и доступен для восприятия;
- подобрать сопутствующий материал (тряпочки, корм, мисочки с водой или молоком, вода и т.д.);
- продумать организацию детей во время наблюдения и расположение объекта наблюдения (чтобы объект был хорошо освещен и всем виден, чтобы можно было к нему свободно подойти, легко действовать с ним - кормить, играть, поливать и т.д.)
5. В процессе наблюдения необходимо предусматривать разнообразные педагогические приемы для активизации творческой деятельности дошкольников:
- использование обследовательской деятельности как способа наблюдения, привлечение детского опыта,
- проговаривание результатов наблюдения,
- сравнение одного объекта с другим и т.д.
6. Цели и задачи наблюдения должны иметь поисково-познавательный характер, побуждать дошкольника думать, вспоминать, действовать и искать ответ на поставленный вопрос.
7. Каждое наблюдение должно совершенствовать знания детей, постепенно расширяя и углубляя первоначальные знания об объекте.
8. Организация всех наблюдений должна придерживаться принципа системности, что обеспечит взаимосвязь и сформирует полное, глубокое и реальное представление об окружающей природе.
9. Полученные знания методом наблюдения должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться в других видах детской деятельности: беседах об увиденном, чтении книг о природе, рассказах воспитателя и рассматривании картин художников.
10. Результатом каждого наблюдения у дошкольника должно быть сформированное представление или элементарное понятие о конкретном объекте природы, собственное отношение к нему и желание узнать как можно больше об окружающем мире.
I этап:
- Детям дается время для подробного осмотра объекта.
- Они получают общее представление об объекте.
- Дети удовлетворяют любопытство и выражают свое отношение к наблюдаемому объекту.
II этап:
- Воспитатель, учитывая возрастные особенности и возможности дошкольников, использует разнообразные приемы: поисковые вопросы, загадки, обследование объекта, сравнение одного объекта с другим, трудовые навыки дошкольников, игровые приемы, а также стихи и отрывки из художественных произведений. Вместе с детьми анализирует наблюдение: выявляет свойства, качества, признаки объектов, особенности состояния растений, поведение и образ жизни животных, устанавливает необходимые взаимосвязи. Таким образом, у детей вырабатывается навык планомерного наблюдения. Позиция педагога как старшего друга для ребенка, помогает сформировать у ребят первые навыки самостоятельности. Педагог уже может поручить детям выполнить одновременно два или три знакомых действия во время наблюдения. Наводящие вопросы педагога побуждают детей при наблюдении выделять главное, сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить разницу.
III этап:
- Подводится итог наблюдения.
- Полученные знания обобщаются.
Каждое последующее наблюдение должно включать уже полученные знания и быть связано с предыдущим наблюдением. Только при таком подходе к наблюдению у дошкольников выработается система знаний, умений и навыков об окружающей природе, которая поможет сформировать у дошкольников заботливое к ней отношение
Сентябрь
Природа
Наблюдение за движением солнца в течение дня, определить свойства солнечных лучей. Состояние погоды: солнечная, дождливая, пасмурная. Признаки ветра, движение облаков при ветре и в безветренную погоду. Ввести понятие моросящий дождь. Отметить, какую окраску приобретают листья разных деревьев (береза - желтый цвет, клен - красный, дуб долго остается зеленым). Выяснить, какие листья меняют окраску первыми и почему (раньше начинают готовиться к зиме). Закрепить понятие листопад, обращая внимание на условия, в которых происходит это явление: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры и т.д.
Птицы и насекомые
Насекомые при появлении холодов прячутся (паук ~ в пень, жуки - в кору, пчелки ~ в дупло, бабочки под кору деревьев). В солнечный день обратить внимание на паутинки, попытаться найти под сухими листочками паучков. Насекомые спрятались, птицы, которые питаются насекомыми, собираются в стаи и улетают в теплые края, так как им нечего есть и холодно. Вводится понятие перелетные птицы. Воробьи, вороны и голуби остаются, они не боятся холода и питаются крошками хлеба, зернышками. Вводится понятие зимующие птицы.
Человек
Одежда человека будет зависеть от погодных условий. Если идет дождь - надо надеть плащ, сапоги резиновые, шапку, шарф и взять зонтик и т.д. Одежда нужна человеку для сохранения здоровья. Знакомство с профессией дворник, подчеркивая значимость труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели. Воспитание уважения к людям труда и желание им помогать. Рассматривается транспорт, который может помочь дворнику в его работе (газонокосилка, тележка и т.д.)
Улица
Движение по дороге, виды транспорта: грузовой и легковой. Улица: проезжая часть, тротуар.
Октябрь
Природа
Наблюдение за движением облаков, состоянием ветра (холодный, иногда порывистый), небо пасмурное, серое, низкое. Солнечных дней пока еще много, но солнце светит уже не так ярко, солнечные лучи прогревают землю слабо. Наблюдаются дождевые осадки: дождь холодный, моросящий. Световой день сокращается (наблюдение из окна за приходом и уходом детей из детского садика). Почва: земля становится холодной, влажной, липкой.
Птицы и насекомые
Насекомых уже не видно. Птицы улетели в теплые края. Зимующие птицы: воробьи, вороны, голуби при ветре и дожде нахохливаются (пытаются согреться), летают не так резво как летом.
Человек
Одежду человек подбирает себе по сезону. Моделирование осенней одежды в зависимости от погодных условий. На зиму человек делает различные заготовки: картофеля, морковки, капусты и т.д. Оказание помощи дворнику в уборке территории от сухих листьев. Наблюдение за тем, как взрослые окапывают деревья, укрывают на зиму некоторые растения. Сбор семян на цветнике, листьев для составления осеннего букета. Улица
Основные правила пешеходов на улице: переходить дорогу только со взрослыми на зеленый свет по пешеходному переходу. Правила водителей на проезжей части дороги: использование главных сигналов светофора.
Ноябрь
Природа
Состояние погоды: больше пасмурных и дождливых дней. Солнце уже не греет и редко светит. Ветер пронизывающий и очень холодный.
Порывы ветра срывают последние листочки с деревьев. Деревья и кустарники стоят без листвы. Наблюдают новое явление — иней. Пытаются вместе с воспитателем объяснить, почему на лужах появляется лед. Его свойства: лед хрупкий, прозрачный. Наблюдение за первым снегом и объяснение, почему он так быстро тает. Последний месяц осени — подводятся итоги наблюдений. Птицы
Подвести наблюдения детей к тому, что из зимующих птиц на участке остались только — галки, сороки, голуби, воробьи, вороны. Сравнить их поведение, повадки, голоса. Обсудить варианты подкормки птиц: определяют место для будущих кормушек, заготавливают хлебные крошки, семечки, семена злаковых. Человек
Надевает иногда зимнюю одежду и это связано с изменением в природе (чем холоднее на улице, тем теплее должна быть одежда у людей).
Знакомство с профессией милиционера. Подчеркнуть значение труда людей разных профессий.
Улица
Дороги для машин и людей (проезжая часть дороги и пешеходная), разновидность грузового и легкового транспорта по назначению: пожарные машины, скорая помощь, милиция, перевозка грузов и т.д. Правила поведения людей на улице.
Декабрь
Природа
Первый месяц зимы. Наблюдение за снегом: форма, цвет. Элементарные свойства снега: холодный, липкий или рассыпчатый, белый или темный (грязный). Может оставлять следы птиц, животных, человека. Устанавливается зависимость свойств снега от температуры воздуха на улице. Рассматриваются растения в снегу. Сыплется снег с веточек или нет. Рассматриваются свойства воды: вода превращается в лед и обратно, устанавливается зависимость этого процесса от температуры воздуха на улице.
Птицы
Птицы ведут себя не так активно, как осенью и летом. Не слышно пения птиц. При хорошем снеге рассматривают следы птиц, сравнивают их и отмечают сходства и различия. Устанавливают способы передвижения и распознавание птиц по следам. Наблюдают повадки птиц: голуби садятся очень шумно, вороны громко клюют корм и т.д., отдельно ведется наблюдение и сравнение воробья и вороны: издаваемые звуки, передвижение, окраска, величина.
Человек
Сменил осеннюю одежду на зимнюю. Моделирование зимней одежды по назначению: куртки для спортивных игр, шубы для прогулки и т.д. Оказание помощи дворнику в уборке территории своего участка и дорожки от снега. Постройки из снега, изготовление с воспитателями и родителями кормушек. Установка кормушек на деревьях.
Улица
Основные правила пешеходов на улице, место для игры. Дорожные знаки запрещающие. Наблюдение за работой светофора и движением машин, пешеходов. Основные правила поведения для детей и взрослых на улице.
Январь
Природа
Наблюдение за растительностью: где много снега и почему (чем больше тонких веточек на кустарнике, тем больше снега возле него). Сравнить два дерева: березу и ель, найти общее сходство и различие. Наблюдение за снегом и проявлением его свойств: скрипит, много и быстро падает - снегопад, может быть сухим и липким, может таять и превращаться в воду. Снежинки могут быть крупными и мелкими, имеют различную форму. Наблюдение за небом: хмурое, серое, чистое. Наблюдение за ветром: холодный ветер, колючий; тихо, яркий тихий зимний день.
Птицы
Ежедневное наблюдение за птицами: воробьи, вороны, голуби, синички, снегири. Поведение, передвижение, голосовые реакции, окраска. Наблюдение за рассаживанием птиц на излюбленных местах: карнизы домов, толстые ветки деревьев, тонкие ветки кустарника и т.д. Взаимосвязь поведения птиц и состояния погоды: птицы нахохлились и спрятали клюв под крыло — к морозу. Вороны сидят на верхней ветке дерева и нахохлились - к морозу и т.д. Подкормка птиц. Наблюдение за тем, какие птицы что больше любят клевать.
Человек
Наблюдение за людьми в разной одежде: мальчики и девочки. Моделирование зимней одежды из разной ткани: мех, драп. Знакомство с профессией водителя автобуса, маршрутного такси. Наблюдать за движущимся транспортом на улице. Подчеркнуть значение труда людей разных профессий.
Улица
Одностороннее и двустороннее движение на улице. Наблюдение за работой милиционера-регулировщика. Переход людей через дорогу при двустороннем движении транспорта. Дорожные знаки: столовая, переход, больница, автомойка, пост ГАИ.
Февраль
Природа
Ввести понятие февраль - лютень. Взаимосвязь погодных условий и роста растений (жизнь растений замирает, приостанавливается). Наблюдение за ветром: метель, вьюга, завывание ветра. Наблюдение за снегом во время вьюги - сугробы. Сравнить открытую местность и застроенную: забор, беседка, кустарники и т.д. Наблюдение за небом во время вьюги: серое, темное и т.д. Характеризовать погодные условия: морозно, вьюжно, метет метель, идет снегопад и т.д. Ветер холодный, колючий, злой, ледяной и т.д. Земля замерзла, покрыта снегом и сугробами. Срезаются веточки сирени и ставятся в уголке природы в вазу с водой. Объяснить понятие - оттепель. Свойства снега во время оттепели: снег липкий, мокрый. Взаимосвязь свойств снега и температуры воздуха: на улице потеплело - снег растаял, ударил мороз - вода превратилась в сосульку.
Птицы
Нуждаются в особой заботе и защите. Очень важна подкормка именно в этот лютый месяц: устройство кормушек, ежедневная подкормка. Наблюдение за поведением птиц: прячут голову под крыло, нахохлились, мало летают, подбираются ближе к человеку, к его жилищу. По следам птиц определять, что делали птицы: ходили, ели, взлетали и т.д. Человек
Самая теплая одежда для этого времени года: шубы, тулупы, валенки, варежки на меху и т.д., сохранение тепла в жилище человека. Запасы человека для самых лютых месяцев в году: варенья, салаты, овощи, фрукты. Знакомство с профессией защитник Отечества, богатыри, солдаты, пограничники и т.д. Отмечается важность труда людей любых профессий.
Улица
Наземный, водный и воздушный транспорт. Передвижение людей на самолетах, поездах и пароходах. Поведение людей в общественном транспорте.
Март
Природа
Наблюдать взаимосвязь смены времен года и погодных условий: солнце не только светит, но и греет. Это можно проверить, если встать лицом к солнцу. Световой день заметно увеличился: сравнить утро и вечер в первый день зимы и первый день весны. Наблюдение за небом: небо иногда бывает голубым, чистым. Наблюдение за осадками: бывает снег и снег с дождем. Ввести понятие наст - плотная снежная корочка, покрывающая снег. Сравнить таяние снега и сосулек на разных сторонах участка, объяснить, почему так происходит. Обратить внимание на деревья и почки. Сравнить количество снега на открытых участках и рядом с деревьями. Объяснить, почему возле деревьев появились открытые участки земли (ствол внизу прогрелся солнцем и снег растаял). Ввести понятие проталинка (участки земли, где мало снега, быстрее прогреваются солнцем). Обратить внимание на появление первой травки. Отметить где она появляется быстрее и почему. Распускаются первые цветы: подснежник, мать-и-мачеха. Появляются солнечные блики, капель. Наблюдение за изменениями погоды в течение дня: утро морозное, день теплый, вечер морозный, холодный (днем светит солнце).
Птицы
Наблюдение за поведением птиц: начинают собираться в стаи, громче издают звуки. Вороны чаще чистят оперение, купаются в появившихся лужах. Гомон птиц становится все слышнее, так птицы оповещают о приходе весны. Начинают возвращаться птицы - грачи, скворцы. Человек
Постепенно меняет теплые вещи на легкие кофточки, куртки, платья и рубашки. Знакомство с профессией прачки, врача, портнихи, повара.
Отмечается важность труда людей любых профессий.
Улица
Эти правила важны, взрослые и дети знать их обязательно должны (правила дорожного движения).
Апрель
Природа
Наблюдать за состоянием солнца: греет сильнее, появляются ручьи. На солнце смотреть больно, почему. Наблюдение за небом: небо стало не просто голубым, а ярко-синим. Ввести понятие кучевые облака (белые, закругленные, воздушные облака собираются кучками). Отметить движение облаков. Что приводит облака в движение. Сравнить ветер зимний и весенний. Ввести понятие звенит капель. Обратить внимание на появление на земле первых цветов, объяснить, почему они появились именно там (место со всех сторон освещается солнцем, снег быстро растаял). Отметить, где быстрее высыхает почва, почему. Сравнить почки деревьев и кустарника. Обратить внимание, какие почки проклюнулись быстрее, почему. Отметить, где остался лежать снег, почему. Сравнить почву там, где лежит снег и там, где его нет. Птицы
Наблюдение за поведением птиц: звонко щебечут, летают парами, высматривают места для гнездования. Рассмотреть, как птицы вьют гнезда. Наблюдать за прилетевшими птицами: грачами, скворцами, их повадками, поведением, питанием.
Человек
Моделирование весенней одежды в зависимости от погодных условий. Объяснение важности сохранения ног человека в тепле весной. Познакомить с профессией врача. Отмечается важность труда людей любых профессий. Улица
Эти правила важны, взрослые и дети знать их обязательно должны (знакомство с назначением желтого сигнала).
Май
Природа
Наблюдать взаимосвязь смены времен года и погодных условий: самостоятельное объяснение детьми состояния природы и погоды в солнечный день (солнце, ветер, облака, почки на деревьях, травка, цветы, ручейки и т.д.). Подбирать эпитеты к словам солнце, небо, облака, ветер. Ввести понятие гроза, гром (после грозы всегда теплый дождь, бурно начинает расти вся растительность). Проследить периоды распускания почек и зарисовать этот процесс в уголке природы. Появляются одуванчики. Наблюдение за периодом цветения одуванчика в течение месяца. Сравнение одуванчика и других первоцветов: мать-и-мачеха, подснежник: общее и различное. Наблюдение за цветением кустарника: сирень, черемуха. Птицы и насекомые
Наблюдение за поведением птиц: появляются птенцы. Отметить заботу больших птиц за малыми птенцами. Наблюдать за прилетом стрижей и ласточек. Объяснить причину позднего прилета этих птиц (ласточка и стрижи питаются только насекомыми, а они появляются только в мае). Рассмотреть появление первых насекомых: муравьи, майские жуки, мухи. Отметить способы передвижения насекомых, строение тела, поведение. Выявить в строении общее и различное для разных насекомых (муравьи, мухи, жуки, стрекозы, кузнечики).
Человек
Меняет одежду в зависимости от погодных условий на улице. Моделирование летней одежды для людей: для летнего отдыха, спортивной одежды, рабочей одежды и т.д. Знакомство с профессией продавца универсама. Отмечается важность труда людей любых профессий.
Улица
Правила пассажиров и водителей. Дорожные знаки на службе у человека. вода — в песке или глине?
Сказки для детей средней группы
Елкина Светлана # 20 сентября 2017 в 14:52 0 |