Занятие в старшей группе ДОУ на тему «Народная тряпичная кукла»
Цель: Привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества. Познакомить с изготовлением традиционной куклы.
Задачи:
- рассказать о значении народной тряпичной куклы в жизни русского народа;
- воспитывать любовь и уважение к народной культуре и традициям;
- познакомить с принципами её изготовления;
- способствовать развитию эмоционально-эстетического восприятия и художественно-творческих способностей, создать условия для развития эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции,
- расширить представления воспитанников об использовании текстиля в изготовлении традиционных народных декоративно-прикладных изделиях;
- указать значение народной куклы в современном обществе;
- создать условия для развития мелкой моторики рук;
- развивать коммуникативные навыки, создать условия для обогащения и активизации словаря детей, развивать связную, грамматически правильную речь.
Оборудование:
- Образец готовой тряпичной куклы, нити, лоскуты ткани, иллюстрации, наглядные пособия, аудиоаппаратура.
Демонстрационный материал: тряпичные куклы, иллюстрации.
Раздаточный материал: лоскутки ткани, нити, ножницы.
Ход НОД
Воспитатель: приветствие
Собрались все дети в круг
(встают в круг)
Я твой друг
(руки к груди)
И ты мой друг
(протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся
(берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся
(улыбаются)
Дети садятся на ковёр вокруг воспитателя.
Воспитатель: ребята, а сейчас я вам загадаю одну загадку, а вы внимательно слушайте.
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я,
Подскажите-ка, друзья?
Дети: Кукла!
Воспитатель: Правильно ребята – это кукла.
Воспитатель: ребята, давайте пройдём к нашей выставке кукол.
Посмотрите, какие куклы красивые и нарядные. И какие они все разные.
В современном мире существует огромное множество кукол. Они сделаны из различных материалов
(пластмассы, меха, пряжи и так далее), бывают огромных размеров и очень маленькими. Многие из них передвигаются, разбираются на части, а некоторые куклы могут даже разговаривать .
Ребята, куклы это что?
(игрушки).
У вас у всех дома есть игрушки, расскажите какие они?
(ответы детей)
Скажите если игрушка, сделанная из дерева, какая она?
(деревянная)
Из глины?
(глиняная)
Из соломы?
(соломенная)
Из дерева?
(деревянная)
Из резины?
(резиновая).
А из ткани?
(тряпичная)
Откуда у вас появились игрушки?
(ответы)
Где их покупают?
(ответы)
А как они попали в магазин?
(ответы)
Где делают игрушки?
(ответы)
Правильно, игрушки делают на специальных фабриках игрушек. И наших гостей и ваши игрушки сделали на фабрике игрушек.
Ребята, а как вы думаете, откуда появились игрушки? А вы,ребята, знаете, как раньше изготавливали игрушки?
(ответы детей)
Когда-то очень давно, когда ваши бабушки были маленькими, игрушек было очень мало. Их изготавливали в ручную и стоили они очень дорого стоили и не все могли их купить. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать. В некоторых избах кукол насчитывалось не менее сотни. Пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка или старшие сестры.. Когда дети подрастали ,делали кукол сами. На примере кукол они получали знания об окружающем мире, учились рукоделию, осознавали своё предназначение в мире. Изготовлять кукол было нетрудно, крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпочек с помощью традиционных приемов. Дети сами делали для себя игрушки или их родители помогали им. А игрушки делали из разных материалов. Из соломы
(показ), из глины
(показ иллюстраций), или брали просто деревянную палочку, заворачивали ее в тряпочку и играли с ней, кормили её, поили, пели колыбельные песенки. Играли так же как и вы играете, также кукол шили
(показ иллюстраций), вязали
(показ), а потом также играли с ними.
А затем в магазинах стало все больше и больше появляться игрушек, и ваши мамы играли уже красивыми куклами.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на этих кукол, Какая особенность их объединяет? Правильно! Они безликие. Дети, играющие с тряпичной куклой, не имеющей лица, придумывали ей разное настроение
(грусть, веселье, удивление). Бабушки и мамы учили детей «вертеть» кукол с пяти лет. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам тоже попробовать изготовить такую же куколку. Проходите и садитесь за стол.
Выполнение куклы:
Берём большой белый лоскут ткани
(Какой он формы), сворачиваем его в трубочку, сгибаем пополам, перевязываем верёвкой. Это у нас получается голова и туловище куклы. Берем цветной лоскут так же сворачиваем его в трубочку. Завязываем на концах нитки
(кисти рук). Крепим руки к туловищу и ниткой закрепляем руки.
Посмотрите ребята, какие красивые куклы у вас получились, осталось завернуть их в платочек и можно идти играть.
Рекомендуем посмотреть:
Народная кукла «Отдарок на подарок» своими руками
Мастер - класс. Кукла Куватка
Традиционная народная кукла своими руками. Мастер-класс
Вепсская кукла оберег своими руками