Локация «Островок «Правильной речи» в квест-игре для детей подготовительной к школе группы «Собираем портфель будущему первокласснику»
Цель: Актуализировать знания старших дошкольников в области речевое развитие (раздел обучение грамоте), необходимые для обучения в школе.
Участники: дети подготовительной к школе группы, их родители, учитель-логопед.
Правило: после посещения каждой локации, организатор локации даёт капитану команды предмет, который символизирует определённый навык ребёнка, необходимый для школьного обучения.
Предварительная работа: изготовление детьми ободков на голову с изображением инопланетян.
Оборудование: ободки с изображением инопланетян, фишки и картинки для выполнения звукового анализа и синтеза слова, карточки со слоговыми дорожками для чтения.
Лексический материал: тарелка, спутник, планеты, космос, город, слон, кит, жираф, птица, рога
(словарный материал может быть подобран на усмотрение педагога и ориентирован на возможности детей).
Ход
Дети с родителями входят в кабинет логопеда. Педагог сообщает им, что на островок «Правильной речи» приземлились инопланетяне. Дети превращаются в инопланетян, надев на голову ободки с изображениями инопланетных существ. Родители – гостеприимные Земляне. Логопед в роли переводчика.
Каждый (ребёнок) инопланетянин читает текстовое сообщение для Землян.
Инопланетянин: «Ла-ра-ла-ра»
Переводчик: «Привет Землянам!»
Инопланетянин: «Лю-рю-лю-рю»
Переводчик: «Мир вашему дому!»
Инопланетянин: «За-са-ца-за!»
Переводчик: «Земля красивая!»
Инопланетянин: «Ча-ща-ся-ча»
Переводчик: «Мы изучаем разные планеты!»
Инопланетянин: «Жо-зо-шо-со»
Переводчик: «Мы бережём свою планету!»
Переводчик (логопед) комментирует намерения инопланетян: «Конечно, каждое существо любит свой дом и оберегает его. И у присутствующих на островке «Правильной речи» много общего. Предлагаю за столом «переговоров» найти точки соприкосновения. При помощи зашифрованных слов расскажите друг другу, чем славится родной дом – планета, на которой обитают переговорщики».
Дети в роли Инопланетян, а родители в роли Землян садятся за «стол переговоров».
В такой игровой форме родители и дети выполняют звуковой анализ и синтез слов при помощи фишек.
«Переговоры» заканчиваются. Инопланетяне и Земляне дружественно жмут друг другу руки или обнимаются. Логопед отвечает на вопросы родителей. Логопед даёт капитану команды колокольчик, как символ развития фонематического слуха, и дети переходят на другую локацию. Если у родителей не возникает к педагогу вопросов, то логопед рассказывает о значимости умения выполнять фонетический анализ слова.
Примерные вопросы и ответы
Что же такое звуковой анализ?
Звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит. Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.
Для чего нам нужен звуковой анализ?
Звуковой анализ лежит в основе процесса письма. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками.
Рекомендуем посмотреть:
Квест игра по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы ДОУ
Квест – игра в подготовительной группе детского сада «В мире цветов»
Квест игра с пиратами для детей 5-6 лет в детском саду
Квест игра по патриотическому воспитанию в подготовительной группе