Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Досуговые программы в дополнительном образовании детей

Методическая разработка "Особенности и типы досуговых программ"
Данное методическое пособие содержит основные сведения о типах досуговой деятельности. Раскрыты особенности досуговой деятельности, различие культурно-досуговой деятельности от образовательной программы дополнительного образования, структура досуговой деятельности , а также общие рекомендации по разработке и методы осуществления.
Содержание
Введение
1. Что представляют досуговые программы
2. Организация деятельности образовательных программ
3. Типы досуговой деятельности
4. Структура досуговой программы
5. Содержание досуговой деятельности
Заключение
Список использованных источников
Введение
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно- нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно - досуговых центров.
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.
Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно – досуговых учреждений, происходит развитие вне-институциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.
Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно - досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.
Совершенствования деятельности по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.
1. Что представляют досуговые программы
Досуг традиционно является сферой свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества. Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными нормами и установлениями. В то же время досуг традиционно является сферой влияния государственных и общественных институтов, средств массовой информации. Воздействие различных социальных структур на содержание досуга может быть позитивным и негативным, способствовать ограничению сферы самовыражения личности и, наоборот, ее расширению. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.
Организация досуга - традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и форами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в ассоциативные группировки, препятствовали развитию вредных привычек и опасных привычек и наклонностей. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного времени вносят досуговые программы.
Досуговые программы - определение достаточно широкое, включающее в себя многообразие форм организации свободного времени детей и подростков. Досуговые программы проектируются для всех возрастных категорий детей - от дошкольников до подростков. Цели проектирования досуговых программ в дополнительном образовании направлены на расширение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности.
2. Организация деятельности образовательных программ
Организация досуга - традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования.
Досуговые программы создаются как для воспитанников, обучающихся в учреждении дополнительного образования на постоянной основе, так и для детей, посещающих учреждение эпизодически или посетивших его только одна-жды. Досуговая программа может быть организованна как массовый детский праздник, может носить камерный характер. В зависимости от содержания и масштаба организаторами досуговой программы могут выступать отдельные коллективы, педагоги. Это может быть коллективное творчество нескольких подразделений, например детские новогодние праздники. Дети всегда выступают активными участниками досуговых программ, им, при соответствующем педагогическом руководстве, могут быть доверены роли организаторов. Досуговые программы зачастую демонстрируют творческие успехи воспитанников детских коллективов, для которых подготовка и участие в программе становится важным фактором развития самосознания. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремление наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного времени вносят досуговые программы.
3. Типы досуговой деятельности
Вслед за А.Б. Гальченко, Л.Н. Буйловой, Н.В. Клёновой мы выделяем следующие типы культурно-досуговых программ:
- разовая игровая программа;
- конкурсно-игровая программа по заданной тематике;
- игра-спектакль;
- театрализованная игра;
- зрелище;
- праздник;
- длительная досуговая программа.
В основе предложенной квалификации лежат два фактора: степень со-участия детей в программе и ее протяженность во времени.

Разовая игровая программа: не требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более - в зависимости от возраста участников.
Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана. Документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является литературный сценарий.
Конкурсно-игровая программа по заданной тематике: предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.
Особенности подготовки и проведения конкурсно-игровых программ в форме КВН:
- при организации КВН важно не превратить игру в обычный экзамен, лишить детей возможности импровизировать, проявлять выдумку, фантазию;
- самостоятельность детей должна сопровождаться тонким педагогиче-ским руководством, без которого выступление команды может стать образчиком пошлости и дурного тона;
- основная задача школьного КВН - привить вкус к тонкой, интеллигент-ной шутке, научить видеть смешное в себе, окружающей жизни.
Для конкурсно-игровой программы в форме КВН необходим полный сценарий с формулировкой педагогических задач, описанием мероприятий подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы.
Другой вид конкурсно-игровых программ - интеллектуальные игры. Интеллектуальные игры - это игры, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.
В реальной практике преобладают комбинированные формы интеллектуальных игр. Чаще всего это сюжетные викторины с элементами экономической стратегии.
Особенность интеллектуальных игр - наличие вопросов, предлагаемых участникам. Поэтому одной из важнейших задач организаторов таких игр является качественный подбор и составление вопросов.
Игра-спектакль: чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.
Театрализованная сюжетная игра: требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников.
В оформленном виде такая программа должна предусматривать для учащихся возможность самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:
- четко изложенные педагогические задачи;
- план подготовки игры;
- экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей на-чалу действия);
- сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения учащихся в ту или иную ситуацию;
- список литературы для подготовки детей к игре.
Зрелище: (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя - юного певца, танцора, гимнаста выступление - всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к про-грамме, остается воспринимающим субъектом (реципиентом).
Важность воспитания у детей зрительской культуры - умения спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников - требует такой организации зрелища, при которой воспитанники смогут выступать то в роли артистов, то в роли зрителей.
Праздник: особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей. Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех.
Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разно-образны. К ним относятся:
- слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества,
- приветствия, презентации, церемонии;
- гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;
- физкультурные праздники;
- тематические недели, тематические дни и др.
В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, выступления героев важных событий, награждения, различного рода зрелища, игровые программы.
Программа праздника в написанном виде должна содержать не только перечень концертных номеров, но и планы подготовки и проведения праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные за них. Чем больше детей включено в графу «ответственный», тем большее воспита-тельное, социализирующее значение имеет событие.
Длительная досуговая программа: рассчитана на постоянный состав участников (кружок, клуб, класс, школьная параллель, лагерная смена и т.д.) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, года и более.
Современные длительные досуговые программы восходят своим содержанием к сюжетно-ролевым играм, которые были широко распространены в практике пионерской организации.
Можно выделить ряд особенностей длительной сюжетно-ролевой игры:
- наличие развивающей социальной идеи (сюжета);
- наличие коллективной творческой деятельности детей (в качестве системообразующего фактора);
- разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для само-выражения личности);
- создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;
- конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктат взрослых.
В качестве программы деятельности сюжетно-ролевая игра применима в различных педагогических системах: в рамках общеобразовательной школы, в летнем детском лагере, в детских объединениях системы дополнительного образования и др.
Обязательное правило такой программы - наличие четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием. Примером могут служить предметные недели «путешествия с привалами», «робинзонады», ситуационно-ролевые игры «с погружением» (по типу «Хоббитских игр»).
Особенно популярны длительные досуговые программы в летних оздоровительных лагерях, поскольку продолжительная игра-эпопея может стать ос-новой тематической смены лагеря, подчиняя себе деятельность всех детских коллективов, общелагерные массовые праздники. За последнее десятилетие на-коплен большой опыт проведения ситуационно-ролевых игр, представляющий интерес для педагогов-практиков. Один из наиболее ярких примеров в этом плане - программа «Новая цивилизация», адресованная старшеклассникам и позволяющая им за одну лагерную смену попробовать себя в нескольких ролях, существенно обогащающих их социальный опыт.
4. Структура досуговой программы
Визитной карточкой программы является ее название, оно должно быть коротким и привлекательным.
• Пояснительная записка, которая включает в себя актуальность, рекламу планируемой деятельности с указанием тех потребностей, которые она планирует удовлетворить, продолжительность программы и ее адресат, количество занятий и учебных часов в неделю и наполняемость группы.
• Целевое назначение программы, ее задачи.
• Примерное тематическое планирование, которое включает предполагаемые формы деятельности.
• Краткое содержание предполагаемой досуговой деятельности.
• Характеристика деятельности, которая включает в себя информацию о возможных вариантах участия детей в программе, традициях и законах, характеристику контингента, на который рассчитана программа (возрастные особенности, потребности, интересы и т.д.), технологии, стимулирующие создание условий для проявления творческих способностей, содержательного общения детей.
• Ожидаемые результаты и оценка эффективности программы.
• Факторы риска (которые говорят о гибкости программы).
• Условия, необходимые для реализации программы (кадровое обеспечение и материально-техническое).
• Список литературы, необходимой для освоения программы (по педагогике, психологии, обязательная и дополнительная, для организаторов и для участников).
• Приложения (которые могут включать в себя анкеты, фиксирующие уровень удовлетворенности и ожидаемых результатов участников про-граммы, сценарии, методические разработки и т.д.).
Педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать о специфике ее целей и задач, содержания, форм и методов реализации.
5. Содержание досуговой деятельности
• приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;
• овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;
• развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;
• постижением искусства общения, поведения, культуры речи;
• воспитанием гуманности, толерантности;
• формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;
• освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).
То или иное сочетание вариативных блоков, соответствующих перечисленным выше направлениям, может составлять содержание культурно-досуговых программ.
В содержании любой из них может быть вычленено, по меньшей мере, четыре раздела, связанных с:
• приобщением детей к художественной культуре;
• воспитанием у них культуры общения;
• формированием культуры организации досуга;
• обучением их основам культуры быта.
Безусловным при этом остается следование принципу возрастного под-хода к отбору содержания.
Особый раздел культурно-досуговой программы – составляет характеристика конкретных форм ее реализации. Речь идет о тех или иных мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.
У разных авторов можно найти разные подходы к классификации подобного рода мероприятий. Так, М. Е. Кульпетдинова выделяет четыре группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (основанием ее классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников):
1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);
2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) - экскурсии, конкурсы, литера-турные и музыкальные гостиные и др.;
3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений - не-скольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);
4) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художе-ственных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве ис-полнителей, другие – в качестве зрителей.
Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.
Другую классификацию мероприятий, через которые реализуются куль-турно-досуговые программы, предлагает Н. С. Карпова – педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург). Ее классификация построена в соответствии с тремя основными эта-пами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.
I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации:
• всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями)
• чтение вслух
• рисование
• коллекционирование
• драматизация
• праздники
II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:
• игры на местности
• игры на восприятие друг друга
• спортивные игры, туризм
• вечеринки
• встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы)
• система зарабатывания каких-либо благ
• праздники
• драматизации
III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть:
• вечера современной музыки
• диско-шоу
• вечера авторской песни
• спортивные игры
• дискуссии
• тренинги
• всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотвори-тельные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции - этнографические, экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).
Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.
• Необходимо в конце остановиться на принципах, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми. М. Е. Кульпетдинова выделяет 6 таких принципов:
• информационной насыщенности
• эмоциональности
• массовости
• активности
• диалогичности
• преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, формирования у них опыта социального взаимодействия.
Заключение
В чем же заключается сущность досуга детей , каковы функции и виды досуговых программ. Для решения этой задачи была изучена и проанализирова-на специальная литература, что позволило рассмотреть структуру досуга и рас-крыть его основные функции. Досуг это часть социального времени личности , группы , или общества в целом, которая используется для сохранения, восста-новления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллекту-ального совершенствования, поэтому проведение досуговых игр очень важно для развития личности ребенка.
Список использованных источников
1. Особенности культурно - досуговых программ [Электронный ресурс]
2. Организация досуговой деятельности [Электронный ресурс]
3. Особенности и типы досуговых программ [Электронный ресурс]

Рекомендуем посмотреть:

Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании. Из опыта работы Эффективные формы работы педагога дополнительного образования с родителями Сотрудничество с родителями в системе дополнительного образования Конспект занятия в дополнительном образовании. Уличный танец Хип-хоп
Опубликовано: 1496 дней назад (20 октября 2020)
Просмотров: 20670
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Ольга Ищенко # 17 марта 2023 в 11:01 0
Анна Владимировна, спасибо за методическую разработку.