Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников посредством психологических игр

Из опыта работы педагога-психолога ДОУ. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников посредством психологических игр
Актуальность
Развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, саморегуляции собственных действий одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОСа дошкольного образования.

Эмоциональная отзывчивость во все времена была и будет отправной точкой развития гуманных чувств, отношений между людьми.

Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (страх, удивление, стыд, злость, радость, грусть), они не умеют правильно оценивать эмоции других детей. Многие дети не сопереживают неудачам сверстников, довольно часто встречаются случаи неадекватной реакции сверстников на плохое настроение товарища, дети начинают шутить, передразнивать его. Дети не могут договариваться друг с другом; не учитывают интересы и чувства окружающих, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Способность сопереживать, сочувствовать, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности.

Поэтому в нашем детском саду было принято решение активизировать работу в данном направлении.
Чтобы добиться определенных результатов в данной работе я поставила перед собой цель: развивать эмоциональную отзывчивость старших дошкольников через систему психологических игр и упражнений.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
• Развивать гибкость поведения, способность адекватно реагировать на различные жизненные ситуации.
• формировать умение понимать эмоциональное состояние по различным признакам (мимике, пантомимике, жестам, интонации голоса);
• формировать установки: «Я - хороший, ты - хороший»
• формировать способности эмоциональной саморегуляции;
• овладение языком эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния.
• Формировать проявления эмоциональной отзывчивости на неблагополучие сверстника.

Для достижения поставленной цели и задач я использую следующие методы и приемы:
• словесные: беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами;
• игры: словесные, настольные, подвижные, ролевые;
• проигрывание этюдов;
• чтение литературных произведений;

Приемы неигрового типа:
- Ритуальные действия (приветствие и прощание, обмен впечатлениями после игры)
- Принятие групповых решений (многие решения в ходе игры принимаются всей группой)
- Усиление понимания, сочувствия, сопереживания (приемы на умение слушать друг друга, объяснять свои чувства, понимать чувства других. Умение реагировать и эмоционально отзываться на неблагополучие сверстника)
- Совместная деятельность, чтение сказок, рассказов, продуктивная деятельность и т.п.

Работа с воспитанниками включает з этапа.
на 1 этапе я использую: упражнения и игры, направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния детей.

Целью данных упражнений является: создание эмоционального настроя, предоставление детям возможности поприветствовать друг друга с помощью невербальных и вербальных средств общения, создание доброжелательной, спокойной атмосферы.

Например, упражнение «Приветствие без слов», детям предлагается поприветствовать друг друга, используя только средства мимики и пантомимики на выбор.

Далее я инициирую проблемную ситуациию посредством использования игрового или сюрпризного момента, инсценировки, зачитывания художественных текстов или рассказывания сказки (истории);
затем идет дискуссия по проблеме с индивидуальными высказываниям детей, где я иногда являюсь организатором дискуссии и подвожу детей к необходимости обобщения сказанного, то есть к решению проблемы.

Потом мы рисуем по теме (с профилактически коррекционной целью); также проводятся игры, направленные на развитие общения, интеллекта и эмоциональной отзывчивости детей, обязательно проигрываем значимые для детей ситуаций с их участием. Это такие игры как: «Хорошо-плохо», «Мое отношение», «Поможем девочке» и т.д.
Заключительный – расслабляющие упражнения такие как «Волшебный сон» и др.

Этап 2 – на втором этапе я использую игры с принятием ролей для коррекции эмоционального неблагополучия ребенка в группе детского сада, а также привлечения внимания сверстника на передачу чувств сопереживания, умение эмоционально откликаться на затруднения сверстника, например: «Мальчик - наоборот», «Подари радость другому», «Зоопарк», разыгрывание различных ситуаций и .т.п.

Игра «Подари радость другому». Детям было предложено посмотреть мультфильм «Просто так!», где щенок подарил букет цветов, а вместе с ним и свое хорошее настроение тому, кому было грустно. И его доброе дело пошло по цепочке дальше - от одного героя к другому. После просмотра мультфильма было обсуждение, в ходе которого дети, отвечая на различные вопросы, приходят к выводу, что необходимо делать добрые дела просто так, ничего не требуя в замен, затем детям было предложено поиграть в игру «Подари подарок просто так».

Это упражнение направлено на развитие умения доставлять радость, быть доброжелательным, выражать свои эмоции.

Этап 3 - на заключительном этапе я использую разнообразные игры, которые проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию детей и взрослых, вырабатывают навыки рефлексии и контроля своего поведения для коррекции отзывчивости детей, чувства сопереживания, сочувствия, умения реагировать не неблагополучие сверстника. Здесь я использую следующие игры: «Поссорились и помирились», «Мирная считалка», «Волшебники», различные беседы, например беседа «Вежливость. Зачем она?», данная беседа направлена на развитие представления о вежливости, регулирования поведения. В начале беседы я читаю стихотворение о вежливости, затем вместе с детьми обсуждаем человеческие качества, способствующие эффективному общению. Далее придумываем правила, как развивать в себе данные качества, например: правило - будь всегда приветлив, что для этого нужно делать? дети начинают рассуждать: для этого необходимо здороваться при встрече, благодарить за помощь, уходя - прощаться и т.д.

Благодаря систематической работе, я смогла заинтересовать детей, у них сформировались знания о социальных эмоциях, дети научились понимать эмоциональное состояние по мимике, пантомимике, жестам, интонации голоса, научились эмоциональной саморегуляции, дети стали замечать и положительно реагировать на эмоциональное неблагополучие окружающих.

Рекомендуем посмотреть:

Программа по развитию эмпатии у детей старшей - подготовительной группы ДОУ Развивающая психолого-педагогическая программа для детского сада. Средняя группа Проект в детском саду, как средство развития детско-родительских отношений Развитие коммуникативных навыков детей с аутизмом
Опубликовано: 1274 дня назад (22 октября 2020)
Просмотров: 846
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!