Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы педагога ДШИ. Мотивационная сфера младшего школьника

Мотивационная сфера младшего школьника — пианиста ДШИ
Выбор этой темы не случайный, а серьёзный и обдуманный. Главной целью моей педагогической деятельности является то, чтобы с помощью мотивации, эффективных методов, продуктивных способов работы развивать не только музыкальные способности учащегося, но и формировать современную всесторонне развитую личность с музыкальным мышлением, художественным сознанием и творческой фантазией.
Слово «мотивация» образовано от слова «мотив» (франц.), что означает побудительная причина, повод к действию. Мотив – это то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность. Моё мнение, что мотивация – одно из важнейших условий успешности обучения ребёнка. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная.
«Младший школьный возраст – возраст вхождения в учебную деятельность, овладения её структурными компонентами» (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Именно в первые годы воспитания пианиста создаётся творческий фундамент, на базе которого формируется отношение к музыке и закладывается основа для будущего развития юного пианиста. Главной задачей начального обучения является знакомство ребёнка с миром музыки, её средств выразительности и инструментального воплощения. Введение в мир музыки должно быть в доступной и художественно – увлекательной, для этого возраста, форме. Зная то, что движет ребёнка к познанию, какие мотивы лежат в основе его действий, можно понять, ради чего он учится и что его побуждает к этому. На основании вышесказанного можно разработать эффективную систему форм и методов обучения.
Из возрастных особенностей надо исходить с самого начала обучения. Первые вопросы, которые должен задать себе учитель, начиная обдумывать работу по формированию мотивации у данного ученика, – каковы задачи воспитания мотивации именно в этом возрасте? Какие особенности мотивации надо сформировать к концу этого возраста, чтобы подготовить ученика к решению задач следующего этапа развития? Только на основе этого правомерен выбор форм современного обучения в ДШИ.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребёнка в учебную деятельность. Готовность к обучению означает сформированность отношения к школе, к новым познаниям. Интерес к музыке лежит в основе учебной мотивации младшего школьника - пианиста. Преодоление трудностей в учебной деятельности – является главным условием возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность будет по силам, в противном случае интерес очень быстро пропадает. Использование ранее усвоенных знаний – одно из главных условий появления интереса. Как я развиваю интерес к урокам на практике? Начальный период обучения игре на фортепиано я разбила на несколько этапов, каждый из которых является ступенью к освоению нового этапа.
На начальном этапе я выявляю музыкальные данные ребёнка. На примере простых песенок-попевок стараюсь разбудить воображение, заинтересовать яркими образами. Следующим этапом моей работы является научить ребенка понимать музыку (музыку различного характера: весёлую, грустную, танцевальную и т.д.) Для этого подходит музыкальный материал композиторов разных эпох и стилей (Детские альбомы П.И. Чайковского, С. Майкапара и др.).
Только после этого допускаю ребёнка к инструменту. Сразу появляется масса новых задач: посадка, организация игрового аппарата, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения, ноты, ключи и т.д. Среди этого изобилия задач я стараюсь не упустить основную – сохранить любовь к музыке, и развить интерес к музыкальным урокам. Удачны в этом плане личные показы преподавателя на инструменте, использование различных иллюстраций, создание детьми рисунков к музыкальным произведениям. Практикую ставшие традиционными для детей моего класса, отчетные концерты класса. Выступление старших учеников увлекает малышей, повышает интерес к музыке, что также является необходимым условием развития учебной мотивации.
В качестве благоприятных черт мотивации стоит отметить общее положительное отношение ребёнка к школе (наша школа искусств находится в современном красивом здании, учащиеся любят свою школу), широту его интересов и любознательность. Формой проявления умственной активности младшего школьника является любознательность. Открытость, доверчивость малышей, их вера в авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятным фактором для упрочения в этом возрасте, ответственности и понимания необходимости учиться.
В процессе обучения младшего школьника – пианиста уже в начальных классах остро встают вопросы музыкально – творческого и психологического контакта педагога с учеником. Ведущую роль играет личность педагога, его контакт с учеником, ведь в течение какого – то времени учитель для малыша становится самым большим авторитетом, олицетворением идеального музыканта. Ученик доверяет учителю и через него ещё больше любит музыку. Показывая любое музыкальное произведение воодушевляюсь его настроением, стараюсь передать всё это своему воспитаннику. Такое совместное прослушивание музыки является наиважнейшим контактом, который часто бывает решающим для успехов ученика в старшем возрасте. Контакт педагога с учеником на уроке наступает только тогда, когда учитель и ученик испытывают интерес к занятиям, когда ученик увлечён художественно – образными переживаниями и ясно представляет себе смысловые задачи. Всё это становится стимулом для дальнейших занятий.

Занятия с учеником – это творческий процесс. Всё, чему я хочу научить ребенка, следует не диктовать, а совместно как бы заново открывать, подключая ученика в активную работу. Умело пользуясь этим методом, можно самые простые задачи сделать интересными. Конечно, педагогу легче научить чему – либо ребенка, нежели воспитать у него творчески художественное сознание. Однако ошибочно было бы полагать, что развитие самостоятельности у ученика мешает требовать от него «действий по образцу». Методы преподавания, стимулирующие инициативу и самостоятельность у учащихся («поищи, подумай, попробуй»…) и методы «авторитарной» педагогики («запомни то-то», «сделай так - то») в практике должны быть сбалансированными. По мнению Г.Г.Нейгауза, надо «сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику».
Зная общие и музыкально – психологические особенности развития младшего школьника - пианиста и уже имеющие в его опыте элементарные навыки восприятия и исполнения музыки, необходимо тонко улавливать реакцию ребёнка на поставленные перед ним творческие и учебные задачи.
Дети младшего школьного возраста воспринимают музыку непосредственно и эмоционально. В связи с их невозможностью долго сосредотачивать своё внимание на отдельных деталях нотного текста, необходимо постоянно стимулировать интерес к новому, давать толчок к воображению. Задача педагога – постоянно будить фантазию ребёнка, развивать его творческие способности. Важно сохранить заинтересованность ученика в занятиях.
В начале обучения важен фактор накопления музыкальных впечатлений. Перед педагогом стоит цель - воспитать всесторонне развитого музыканта, чувствующего характер музыки, умеющего при помощи технических средств передать содержание исполняемого произведения. Главную роль в художественном и исполнительском формировании юного пианиста отвожу удачно подобранному репертуару. Знание художественных и педагогических достоинств различных произведений школьной программы приходит в результате многолетней работы с учениками разных способностей. Правильно подобранные музыкально – педагогические принципы мотивации помогают образовать прочный фундамент развивающего обучения.
Одним из практических воплощений принципов мотивации является чтение нот с листа. «Сколько читаем – столько знаем» - эта истина очень актуальна и в музыкальном образовании. Чтение нот с листа - это однократное ознакомление с новым произведением и усвоение максимума информации в минимум времени. Пьесы для чтения с листа должны быть значительно легче изучаемых по программе. Очень важно, чтобы этот процесс нравился ребёнку, вызывал у него живой эмоциональный отклик.
Положительная динамика мотивации обусловлена сложными взаимодействиями мотивационных и интеллектуальных компонентов учения. Мотивационный компонент выступает во взаимосвязи с уровнем умственного развития. Развитие мотивации идёт следующим образом: высокий уровень умственного развития способствует проявлению активности, что создаёт успех в учении, который влияет на формирование учебно-познавательной мотивации. Дети успешно продвигаются в обучении, что в свою очередь усиливает мотивацию. Однако частые неудачи в учении могут привести к развитию отрицательной мотивации и отрицательному отношению к учению.
В первую очередь меня привлекают ученики, которые обладают хорошими музыкальными данными. Такие дети быстро развиваются в исполнительской сфере. Подобную творческую увлечённость ребёнка надо всячески поддерживать. Разъяснять и показывать ему различные формы работы над деталями музыкального текста, трудностями фортепианной фактуры, овладение которыми будет способствовать росту его рабочей исполнительской самостоятельности.
Но также нужно быть психологически готовым к тому, что вся педагогическая фортепианная работа – это работа тяжёлая, большей частью с малозанимающимися учениками. Что особенно характерно для небольших городов с провинциальным менталитетом населения.
Общение с ребёнком, обладающим средними музыкально – исполнительскими данными, но очень любящим музыку и стремящимся познать её, протекает иначе. В этом случае приходится искать такие возможности воздействия (часто приходиться экспериментировать), которые будут доступны и понятны ученику. Трудность работы заключается в том, чтобы выявить причину, по которой ребенок не усваивает музыку.
Стараюсь проявлять исключительный такт и выдержку при оценке отрицательных сторон услышанного. Не следует часто подчёркивать ученику его недостатки, тем самым внушать ему, что он лентяй. В этом случае внушение это очень опасный метод, которым лучше воспользоваться для воспитания положительных сторон. Мне удаётся найти у ученика эти стороны (пусть даже самые незначительные) и в своей работе опираться на них, поощрять их и развивать. Это не означает, что на недостатки я закрываю глаза, наоборот, с ними я активно борюсь. Исправлять плохое, не находя в ученике ничего хорошего, значительно труднее. Поэтому считаю, что найти правильный тон, создать благоприятную атмосферу – это залог успешного проведения урока.
Стараюсь разговаривать и рассуждать с учеником на равных, постоянно помня о том, что ребёнку свойственно конкретное мышление. Каждую музыкальную задачу выражаю непосредственно в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приёмах. Говорить лучше меньше, но сказанное должно быть ясным и конкретным. Например, определяя характер и настроение пьесы, сразу же найти звуковую окраску, пульс движения, элементарные нюансы, а также технические средства, которые вытекают из характера пьесы и помогают ярче раскрыть её образное содержание. Я считаю, что все вышеперечисленные приемы это и будет работой над художественно – музыкальным образом и над приобретением игровых приёмов.
В работе необходимо найти ту основную линию, которая не нарушая контакта с учеником, даст возможность ему с интересом и в посильной индивидуально оправданной форме приобщаться к музыке. Надо заинтересовать ребенка музыкой через относительно самостоятельно выполняемые задания, учитывая явно недостающие стороны его музыкально – исполнительской индивидуальности, постепенно расширять рамки изучаемого репертуара. Чтобы труд доставлял радость необходимо научить ребёнка работать за инструментом, наполнить процесс обучения интересными и доступными ученику заданиями. Только тогда можно развить концентрацию внимания и привить интерес не только к результату, но и к самому процессу работы.
Большое место в мотивации младшего школьника занимают узколичные мотивы – мотивы благополучия (получить хорошую отметку, заслужить похвалу учителя или родителей) и престижные мотивы (выделиться среди товарищей, занять определённое положение среди сверстников). С этой целью стараюсь вовлекать учащихся в концертную и конкурсную деятельность.
И, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика это источник поощрений, залог эмоционального благополучия и предмет гордости. Необходимо, чтобы маленький школьник рассматривал отметку как показатель уровня знаний и умений. Однако отметочная мотивация требует особого внимания преподавателя, так как она таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, отрицательных черт личности.
Я считаю, что выстроенная мной система работы обеспечивает успех формирования у учащихся положительной мотивации к занятиям: сохранность контингента составляет 100%, качество обучения – 96%. Воспитанники с удовольствием выступают в концертах, а родители заинтересованы в успешности своих детей.
Мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели характеризуют отдельные учебные действия. Цели сами по себе, без мотивов, не определяют учебной деятельности школьника. Но без целей даже самые хорошие мотивы учения могут остаться просто благими порывами. Наличие умений постановки целей является показателем зрелости мотивационной сферы школьника.
Цель это именно то звено, через которое можно управлять процессом формирования мотивации, чтобы обеспечить такой подход, это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Цель, которую ребенок поставил самостоятельно, создаёт и усиливает мотивацию, положительное отношение к работе. Для продуктивного усвоения знаний важно, чтобы цель стала самостоятельной побудительной силой, превратилась в мотив. Для этого необходимо, чтобы учащийся чётко сформулировал цель (что узнать, чему научиться); её значение (зачем и для чего это нужно); выделил способы достижения цели (как делать), предполагаемые трудности достижения цели; проконтролировал, насколько успешно идёт продвижение к цели.
Также важным моментом является осознанная постановка детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения. На мотивацию достижения успехов в свою очередь влияют два личностных образования: самооценка и уровень притязаний.
Для мотивации ученика и развития интереса обучения в ДШИ, считаю, что одной оценки учителя недостаточно, еще необходима и самооценка воспитанника. Способность ученика к оценке своей собственной учебной деятельности, умение ставить точный самодиагноз – характерная примета развитого самостоятельного профессионального мышления. Задача педагога поощрять и развивать это качество.
Как же складывается самооценка? Надо вести работу так, чтобы ученик мог видеть продвижение и оценивать свои достижения и успехи от урока к уроку. Необходимо научить оценивать своё продвижение от процесса складывания отдельных звуков к слитному процессу исполнения (хотя бы совсем небольшого отрывка музыки). Для формирования самооценки ученика в конце каждого урока спрашиваю и предлагаю оценить свою работу на уроке.
В процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний. Уровень притязаний отражает меру требовательности к себе, оценку своих способностей к достижению ожидаемых результатов в будущей деятельности.
Ребёнок должен быть мотивирован не только результатом, но также и самим процессом учебной деятельности. Если ребёнок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что – то узнал, понял, чему – то научился, - значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности.
Мотивационная сфера, как считает А.Н.Леонтьев, выдающийся психолог, педагог ХХв., - ядро личности, стержень личности, к которому «стягиваются» такие её свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально – психологические характеристики.
Список литературы
1. Зимняя И.А., Педагогическая психология. Учебник для ВУЗов. М.: «Логос», 2000.
2. Матюхина М.А. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 2000.
3. Немов Р.С. Психология Книга 2 «Психология образования». М.: ВЛАДОС, 2002.
4. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное пособие для студентов муз. фак.;Под ред. Г.М. Цыпина.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект открытого урока по специальности «Фортепиано» в 3 классе школы искусств Музыкальные ребусы с ответами для детей 5-7 лет Дидактические материалы к урокам фортепиано и сольфеджио в 1 классе школы искусств Сценарий праздника в детской школе искусств с презентацией
Обучение чтению нот с листа на фортепиано
Опубликовано: 1489 дней назад (28 октября 2020)
Просмотров: 410
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!